Фото2.выемки не касается диска ротора, а все остальные соединены им между собой. Во-вторых, в цепь добавлены лампочки Л7—Л10, помещаемые у макетов каждого транспортного средства. Наконец, поставлена кнопка Ко «Указание ошибок». Работает тренажер следующим образом. Цепь сигналов светофора аналогична рассмотренной выше. Вторая цепь образуется по-новому. При правильном решении задачи, когда переключатели П1—П4 установлены в положение «Прямо», ток от «плюса» выпрямителя через роторы переключателейи нити лампочек Л7—Л10 попасть в обмотку реле Р1 не может, так как роторы установлены своими выемками против ламелей 2, 7, 12 и 18. Он идет по цепи: «плюс» выпрямителя — контакты 1—3 реле Р1 — лампочка Л5 — контакты 1—2 кнопки Кк — «минус» выпрямителя, зажигая табло «Правильно» (лампа Л5). Если допущена ошибка, например, переключатель П1 установлен в положение «Налево», то ламель 2 оказывается соединенной со своим ротором, и тогда через нить лампочки Л7 ток поступает в обмотку реле Р1. Так как сопротивление обмотки достаточно велико, то нить лампочки Л7 не накаливается, но реле Р1 работает и включает своими контактами 1—2 цепь лампочки Л6, которая при нажатии кнопки Кк освещает табло «Неправильно». Когда обучаемый не может найти ошибку сам, тренажер дает ему «подсказку»: при нажатии кнопки «Указание ошибок» лампочка Л7 через контакты 1—2 кнопки, минуя обмотку реле Р4, оказывается непосредственно соединенной с «минусом» выпрямителя и освещает индикатор ошибки, который можеть быть выполнен в виде «стрелки» или «глазка» (от телефонного коммутатора). С ХЕМА № 3 основана на принципе последовательного образования цепи «Правильно» от четырех параллельных цепей переключателей «Направления движения транспортных средств» при помощи промежуточных реле. Четыре реле РЗ—Р6 типа РСМ-2 (или подобных) дают возможность использовать стандартные переключатели без переделок. Здесь при правильном положении переключателей Л1—П4 включаются обмотки реле РЗ—Р6.Когда все реле работают, то через свои нормально открытые контакты 34 они образуют цепь: «плюс» выпрямителя — контакты 3—4 реле РЗ, затем Р4, Р5 и Р6 — обмотка реле Р1. В таком случае при нажатии кнопки «Контроль решения» загорается лампочка Л5 (табло «Правильно»). При любой ошибке одно из реле РЗ—Р6 не станет работать, и цепь обмотки реле Р1 будет прервана. Теперь при нажатии кнопки «Контроль решения» загорится (лампочка Л6) табло «Неправильно». •Цепь «Указание ошибок»: «плюс» выпрямителя — контакты 1—2 реле (РЗР6) — нить лампочки (Л7—Л10) — 2—1 контакты кнопки Ко — «минус» выпрямителя. Как уже упоминалось, количество" задач, которые можно запрограммировать на каждом тренажере, зависит or числа положений Переключателя П5, а число занятых в задаче транспортных средств — от количества галет (направлений) этого переключателя. Наиболее доступными являются стандартные радиотехнические переключатели типа 11П5Н (одиннадцать положений, пять направлений). По приведенным здесь схемам они позволяют программировать до одиннадцати задач с четырьмя транспортными средствами. Одна галета используется для управления сигналами регулирования. Сменные сигналы регулировщика можно выполнить на вращающемся диске с механическим приводом от цент-' рального переключателя или при помощи электродвигателя, а также механизма шагового искателя.г. Рязань.илм « д о * ^ ПОЗАБОТЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, О МОТОЦИКЛИСТАХ!ях. Хотите убедиться — поезжайте хотя бы из Москвы в Киев. В пути придется три-четыре раза заправляться топливом, которое для двухтактных двигателей (они установлены на большей части мотоциклов) представляет смесь бензина с маслом. Колонки, приготовляющие такую смесь, есть лишь на немногих АЗС, да и те обычнас, мотоциклистов, автоНет, не любят настанцизаправочных но не работают — то ли из-за неумелого обращения, то ли из-за несовершенства конструкции. Поэтому смесь приходится готовить самому. Дело это привычное, но главное — в чем готовить и как? Специальных бачков ни на одной заправочной станции нет. Хуже того, масло, количество которого для смеси должно быть строго определенным, нечем отмерить и не во что взять. Хотя вам может и повезти — вдруг где-нибудь в кустах около АЗС вы найдете бутылку или банку, чтобы налить в них автол. Залив масло и бензин в бак мотоцикла, вам придется размешать их тем, что подвернется под руку, — палкой, проволокой и т. д. Каждый знает, что неправильный состав смеси (или ее неоднородность) может вывести двигатель из строя. Поэтому первые несколько километров мотолюбители вынуждены ехать медленно и часто намеренно выбирая ухабистую дорогу, чтобы масло лучше перемешалось с бензином. Заправка мотоцикла, как видите, занимает немало времени. В результате сокращается отдых на лоне природы, страдает познавательная сторона поездки. А ведь прояви работники нефтеснаба минимальное внимание к мотоциклистам — на АЗС были бы уже если не специальные колонки, то хотя бы элементарные бачки наподобие садовой лейки и мерные кружки с носиком, из которых масло можно лить прямо в струю бензина. И такой пример есть! В прибалтийских республиках на АЗС еще до появления «смесевых» колонок использовались простые и удобные бачки на 10 литров, в которых при помощи мешалки масло хорошо и быстро смешивалось с бензином. Такие нехитрые приспособления необходимо иметь на всех АЗС, подчиненных Главнефтеснабу. Эта организация может заказать их любой артели, выпускающей жестяные ведра. Для наглядности приводим эскизы бачка для приготовления смеси и кружки для масла. Немало говорилось и писалось о неудобствах пользования заборными книжками. Теперь заборные книжки, к счастью, отменены. Но мотоциклисту не легче ис талонами. Непонятно, почему по талонам на смесь нельзя получить автол и бензин отдельно, а по талонам на бензин и автол — готовую смесь? Разве это очень сложно? Немного внимания — и миллионы мотоциклистов освободятся от необходимости рыскать вокруг АЗС в поисках посуды или возить ее с собой, пользоваться смесью сомнительного качества, приобретать набор талонов. Мы были бы рады поблагодарить работников нефтеснаба за такую заботу. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженерБачок для приготовления смеси.Кружка для масла.•18-