Размышляя об авторалли...акрою глаза мелькают километровые столбы, Зснова вьется — и снова неповторимым в своем ненавяздорога по чивом величии отрогам Карпат. Второй раз первенство СССР по авторалли разыгрывается в Закарпатье. На отдельных участках трасса прямо совпадает с той, которую мне довелось проходить в 1961 году. Я сберег свои старые штурманские заметки, но за пять лет они явно устарели: там, где была разбитая дорога, под колеса ложился прекрасный асфальт. Впрочем, кроссовых участков хватало мв этом году: после финиша об этом свидетельствовали шрамы и вмятины на передней подвеске, днище кузова, дисках колес. Что и говорить, местами дорога оказалась совсем не легкой. Выла ночь. Был туман. А вот указателей на перекрестках зачастую не было. Нам встречались щиты с самой различной информацией. Каждое село приветствовало дисциплинированных водителей при въезде и желало им счастливой дороги на выезде. Бодрые, улыбающиеся молодые люди с поднятой рюмкой многократно призывали не пить за рулем. Нас же, повторяю, больше интересовали дорожные указатели — яркие, видимые издали. И уж если их не доставало раллистам, оснащенным картами и схемами, то нетрудно представить, как они нужны всем остальным водителям. Ралли — соревнование сложное. Каждое из них врезается в память своими особенностями, случаями, ситуациями. И жи вет в памяти годы. Это — опыт. Это — то, что должно окупать колоссальный труд, затраченный на организацию соревнований. Размышляя о минувшем ралли, я невольно думал о тех больших целях, которые стоят перед этими соревнованиями. Массовое развитие автомобильного спорта диктуется сейчас самой жизнью. Видимо, недалеко уже время, когда умение водить автомобиль станет таким же обязательным и необходимым, как умение читать и писать. Так вот, ралли как раз и нужны для того, чтобы пробуждать в людях сначала интерес, а затем любовь •к автомобилю, к технике. Я участник войны и не забыл еще, что не в каждом взводе, а порой и не в каждой роте находился человек, умеющий пустить двигатель мотоцикла или автомобиля. И усталые люди шли пешком, бросив трофейные машины. Надо всегда помнить о военно-прикладном значении ралли, о том, что оно не просто учит управлять автомобилем, но и вырабатывает умение ориентироваться на местности, водить машину по заданному маршруту и графику в любых условиях. В то же время ралли принадлежит видная роль в демонстрации достижений автомобильной промышленности. Мы участвуем в зарубежных соревнованиях, которые, в отличие от наших, преследуют прежде всего рекламные цели ив которых на первый план выдвигается скоростная подготовка. Но это вовсе не значит, что внутренние и внешние задачи ралли несовместимы. Отрадно было увидеть в минувшем чемпионате пример такого совмещения — коротенькую легенду на отдельные участки. На многих ралли первенства Европы в виде легенды дается описание всей трассы. И хотелось бы пожелать, чтобы в будущих наших первенствах страны легенда распространялась по крайней мере на один из этапов. Сочетая элементы, ставшие у нас традиционными, такие, как движение по маршрутной карте и маршрутной схеме, с движением по легенде, ралли сохранит свое прикладное значение и дополнится столь важным для нас опытом зарубежных соревнований. Популярность ралли растет: в прошедшем первенстве смогли стартовать далеко не все заявленные экипажи, так как по условиям !К ним допускались лишь те, кто показал высокое мастерство на первенствах союзных республик. В этом году стартовало 13 сборных команд республик и городов Москвы и Ленинграда, причем, в соответствии с Положением, в каждой команде был женский экипаж. Спортсменки не ударили лицом в грязь — семь женских экипажей успешно финишировали. Мне особенно приятно отметить успех моих одноклубницНерешенные вопросыП ожалуй, ни одно из мотоциклетных соревнований не вызывает впоследнее время столько толков и критических замечаний, как многоборье. Чаще всего споры возникают в связи с первенствами страны. Последнее из них, одиннадцатое, проходившее на горных трассах Закарпатья, в районе Ужгорода, не стало исключением—вновь было много разговоров, выдвигались вопросы, от решения которых зависит дальнейшее развитие этого интересного и очень важного вида мотоспорта. Итак, Ужгород. Сюда после пятилетнего перерыва съехались участники первенства—187 мотоциклистов из Москвы, Ленинграда и всех союзных республик, за исключением Киргизии. Уже первый день чемпионата показал, что многие спортсмены слабо подготовлены к столь серьезному испытанию, каким является мотоциклетное многоборье. Дистанцию не смогли закончить около пятидесяти участников. Особенно большие потери понесли женщины. Из двадцати четырех спортсменок трассу оставило четырнадцать. Большой сход участников — не диковинка на многодневке. Но на этот раз он был особенно велик. Объясняется это и слабой подготовкой и трудностями трассы. Она была интересной, но сложной, с многообразным горным рельефом; понятно, преодолеть ее могли только те участники, которые обладают незаурядной кроссовой подготовкой. В борьбе команд союзных республик сенсаций не было. Первое место уверенно завоевали гонщики Москвы. Столичные спортсмены Н. Шарапова, В. Пылаев, В. Семин, Б. Иванов, Ю. Пушкин и Ю. Мельхов за три дня получили меньше всех штрафных очков и набрали наибольшую сумму положительных очков в дополнительных соревнованиях. Второе место заняли мотоциклисты РСФСР, третье — Литвы. Среди команд добровольных спортивных обществ и ведомств сильнейшим оказался коллектив сельского ДСО «Немунас» (Литва). Любопытно, что в клубном зачете четвертое место досталось тоже сельским мотоциклистам — из эстонского колхоза имени Кирова. Они уступили только таким сильным коллективам, как Ижевский автомотоклуб, республиканский автомотоклуб Латвии и ЦСКА. В личном зачете исход борьбы за медали складывался по-разному. В классе 350 см 3 успех решала скоростная подготовка спортсменов, а в некоторых других кубатурах надо было просто доехать до финиша, чтобы стать призером.Так, в последний день соревнований на трассе находилось лишь три экипажа на мотоциклах с колясками и два участника на мотороллерах. Чемпионат, как уже было сказано, вызвал много споров. Они возникли в связи с тем, что соревнования проходили по несколько необычной программе, причем спортсмены, тренеры и судьи рассматривали это первенство как генеральную репетицию перед финалом IV летней Спартакиады народов СССР, который пройдет в будущем году на подобной трассе. Что же нового внесли организаторы в чемпионат? По итогам первых трех дней разыгрывалось командное первенство и определялись личные результаты среди женщин. Одновременно остальные участники набирали очки для личного зачета, В оставшиеся три дня окончательно распределялись места в индивидуальном зачете. Это было вызвано тем, что на предыдущих чемпионатах многие команды из-за слабой подготовки не в состоянии были пройти все иять-шесть дней в полном составе и победители определялись в конечном счете по тому, насколько коллективу удавалось сохранить мотоциклы. Таким образом, новшество явилось как бы уступкой слабым командам. Не первый раз уже дебатируется вопрос об участии женщин в мотоциклетном многоборье. Вообще-то говоря, большинство тренеров и специалистов считает неоправданным их участие а•10-