Ш'лL~tiний движения, указание «Стол», когда в действительности транспортному средству двигаться разрешено, и т. п. На режиме «Тренировка» все идет в описанном выше порядке, но цепь «Указание ошибок» в тренажере выключена. Курсант обязан найти и исправить ошибку самостоятельно. Кроме того, на этом режиме преподаватель может включить со своего пульта реле времени, которое имеет пять различных режимов. С переходом к каждой новой задаче оно зажигает на тренажере табло «Идет счет времени». Надо найти верное решение задачи до того, как появится надпись «Время истекло». Последний режим — «Экзамен». Номера задач указаны в билете. Работу курсанта оценивает специальное счетное устройство на пульте преподавателя, которое учитывает характер его ошибок, суммирует их и выставляет итоговую отметку по пятибалльной системе (на панели пульта преподавателя зажигается цифровое табло). Не все учебные организации, разумеется, располагают одинаковыми возможностями для изготовления подобных пособий, поэтому в статье мы сочли целесообразным привести три варианта электрических схем различной степени трудности (см. 4-ю стр. вкладки). С ХЕМА № 1 — простейшая из них. В ней использованы без каких-либо переделок стандартные радиотехнические детали. Схема включает в себя устройство «Контроль решения», но не имеет «Указаний ошибок». По этой схеме собран тренажер, изображенный на фото 2. Детали схемы: I. Переключатели «Направления движения транспортных средств»: П1 — трамвая, П2, ПЗ и П4 — автомобилей. Здесь использованы обычные радиотехнические переключатели типа 5П1Н. II. Переключатель П5 «Номера задач» типа 11П5Н |пять галет). Число используемых положений этого переключателя определяется количеством задач, запрограммированных на тренажере (по этой схеме их восемь).III. Реле Р1 — электромагнитное, любого типа с одной переключающейся контактной группой, напряжением 12 или 24 ви сопротивлением обмотки 750—1000 ом. Удобны реле типа РКН или РСМ-2. IV. Репе Р2 — любого типа на 12 или 24 в, с одной переключающей группой. V. Кнопка «Контроль решения» (Кк). VI. Лампочки малогабаритные [12 или 24 в) — 6 штук. Их подбирают в зависимости от напряжения тока, на котором будут работать реле. Лампочки Л1—Л4 — сигналы светофоров: Л1 — зеленый, Л2 — левая «стрелка», ЛЗ — правая «стрелка», Л4 — красный; Л5 — табло «Правильно», Л6 — табло «Неправильно». VII. Трансформатор |Тр1) понижающий, мощностью 50 вт, напряжением 12 или 24 в (в зависимости от выбранного напряжения для реле и лампочек). VIII. Предохранитель [Пр) на 0,5 а. IX. Диоды: Д1-пД4 — выпрямителя тока, Д5—Д13 — разделяющие цепей коммутации сигналов светофора, Тип диодов — ДГЦ (или Д7Г, Д7Е, Д7Ж). X. Выключатель сети (Вк). XI. Сопротивление (Ri) защитное на 40—50 килоом. Рассмотрим решение одной из задач. Переключатель П5 установлен в положение 1. Ток от «плюса» выпрямителя поступает к роторам 1Р и 5Р переключателя П5. Образуется первая цепь: «плюс» выпрямителя — ротор 5Р — ламель 1 галеты ротора — обмотка реле Р2 — «минус» выпрямителя. Реле Р2 срабатывает, и ток через контакты 1 — 2 реле поступает к лампочке Л1 светофора, а через корпус светофора к «минусу» выпрямителя. .В светофоре загорается зеленый сигнал; «стрелки» не горят. Верный ответ — перевести все указатели «Направления движения транспортных средств» в положение «Прямо». При этом образуется вторая цепь: «плюс» выпрямителя — ротор IP и ламель 1 галеты ротора — ламель 2и ротор переключателя П1 — ротор 2РФото1.переключателя П5 и ламель 1 галеты — ламель 7и ротор переключателя П2 — ротор ЗР переключателя П5 и ламель 1 — ламель 12 и ротор переключателя ПЗ — ротор 4Р переключателя П5 и ламель 1 галеты — ламель 18 и ротор переключателя П4 — обмотка реле Р1—• «минус» выпрямителя. Реле Р1, замыкая свои контакты 1—2, подготавливает цепь лампочки Л5. Если теперь нажать кнопку Кк, замыкается цепь: «плюс» выпрямителя — контакты .1—2 реле Р1 — лампочка Л5 — контакты 1—2 кнопки Кк — «минус» выпрямителя. При этом лампочка Л5 освещает табло «Правильно». Если курсант неправильно укажет направление движения любого транспортного средства, например переключатель П1 поставит в положение «Стоп», то цепь обмотки реле Р1 окажется разорванной. В этом случае реле Р1 не работает, и при нажатии кнопки Кк образуется цепь: «плюс» выпрямителя — контакты 1—3 реле Р1 — лампочка Л6 — контакты 1—2 кнопки Кк — «минус» выпрямителя. Лампочка Л6 освещает табло «Неправильно». Аналогично образуются цепи и при решении других задач. Следует только учитывать, что роторы 1Р—5Р переключателя П5 одновременно устанавливаются на соответствующие ламели 1—8. С ХЕМА № 2 сложнее и исключает возможность образования цепи обмотки реле Р1 через параллельно включенные переключатели «Направления движения транспортных средств». Она имеет устройство, указывающее ошибки при неправильном решении задачи. По сравнению с предыдущей в эту схему внесены некоторые изменения. Во-первых, переключатели направлений движения транспортных средств подверглись переделке — в них заменили роторные пластины. .Вместо обычного диска с выступом установили контактный диск большего диаметра с выемкой, так что теперь ламель против•17-