|
16
|
17
|
|
ЗАСЕДАНИЕ ТРИДЦАТЬПростейшим устройством, отключающим питание, является выключатель массы батареи типа ВК-318 производства Старооскольского завода АТЭ или любой другой, рассчитанный на длительный ток не менее 50 аикратковремен ный ток 1000 а. Принципиальная схема включения ясна из рис. 1. О днако место установки выключателя в этой схеме сравнительно быстро обнаруживается. Намного эффективнее защита, когда нарушено действие наиболее важного электрического устройства автомобиля — системы зажигания. На схеме (рис. 2) показаны возмож ные места для выключателя цепи зажи гания. Установленный в точке 1 выключатель, к роме системы зажигания, отключает все потребители, питающиеся череззамок зажигания. А если его подсоединить в точках 2и 3, он не нарушит действия цепей питания радиоприемника и реле включения стартера. При выборе места для выключателя, конечно, следует позаботиться, чтобы посторонний немогего обнаружить. Система зажигания особенно чувствительна к переходным сопротивлениям в цепях питания. Поэтому надо пользоваться выключателями, рассчитанными на допустимый ток разрыва не менее 20 а. Ч ерез них идет питание при отключенной защите, и неисправность выключателя может вызвать перебои взажи гании и аварийную ситуацию. С успехом можно использовать автомобильные переключатели света фар, переключатели типа «тумблер» о бще промышленного назначения и другие. На рис. 3 представлена схема защиты, где закорочены контакты прерывательного механизма. Достоинство ее втом , что она сочетается с существующей проводкой автомобиля без нарушения заводского монтажа. Однополюсный выключатель В одним проводом присоединяется к катушке зажигания, вторым — к «массе» автомобиля. Хотя действие этих простейших схем обнаруживается довольно быстро {становится ясно, что машина оснащена противоугонной схемой), уехать на такой машине сразу нельзя. Д аже специалисту для этого надо затратить определенное время на поиски выключателя (выключателелей!), что само по себе не так просто. К роме этого, несколько неудачных попыток пустить двигатель привлекают внимание к автомобилю. Более «хитрые» схемы рассчитываются на то, что вначале кажется, будто все работает нормально, а уехать на автомобиле, оборудованном такой системой, нельзя. На рис. 4 представлена схема, которая позволяет пустить двигатель, однако попытка тронуться приводит к его остановке. В ней последовательно с включателем защиты В устанавливается контакт сигнализатора KB, который срабатывает при переключении на вторуюСЕДЬМОЕили третью передачу. В качестве сигнализатора используются концевые выключатели, рассчитанные на ток более 5 а.«Пропал» бензинНе менее эффективна защита, которая прекращает действие системы питания. Простейшее средство — кран, включенный в бензопровод и установленный в незаметном месте. Можно использовать коан от автомобиля ГАЗ-69. который служит для переключения основного и резервного баков, или кран от бензобака мотоцикла. Перед уходом достаточно пер екрыть кран. Удобно использовать и электромагнитный клапан, конструктивная схема которого приведена на рис. 5. Перекрывающий элемент клапана — д иафрагма из бензостойкоЙ резины , к оторая прогибается под действием пружины . Якорь «электромагнита» к лапана совершенно герметичен, т аккак его рабочая полость пер екрываетсядиафрагмой . Можно также использовать детали электромагнитных клапанов от независимых отопителей и предпусковых подогревателей отечественных автомобилей. Кран или электромагнитный клапан нужно устанавливать обязательно между бензобаком и бензонасосом. Установка после бензонасоса, то есть в трубопроводе, находящемся под избыточным давлением, недопустима, т аккак опасность подтекания бензина в случае малейшей неисправности крана или клапана значительно возрастает. Устройство защитыв системе питания более трудоемко, чем в системе зажигания , но ее эффектив ность выше. Ведь подвести бензин ккарбюратору окольным путем гораздо труднее, чем восстановить работоспособность системы зажигания .Береженого бог бережет. Опытный и рассудительный автолюбитель, сидя за рулем, всегда придерживается этой мудрой старой пословицы. Предусмотрительность — его девиз. Есть немало охотников распространить ее действие и на стоящий автомобиль. Т ак появились различные хитроумные приспособления, объединяемые общим названием «противоугонные устройства». К ража автомобилей у нас не в моде, но как-то спокойнее, когда без хозяина машину не сдвинешь с места. Одни ребятишки могут доставить сколько хлопот и неприятностей... Но и эта область технического творчества требует грамотных решений. Иначе, неровен час, «автомобильный сторож» может до беды довести: з ажигание выключится в самый неподходящий момент, током ударит того же мальчишку, который лишь прикоснется к машине. На сегодняшнем заседании «Клуба» рассматриваются принципиальные схемы противоугонных устройств, которые помогут желающим сделать удобные и безопасные приспособления. Беседу ведут инженеры Ф. Е. МЕЖЕВИЧ, А. Л . ЭПШТЕЯН и В. Е. ТАБАКОВ.Противоугонные устройства должны быть строго индивидуальны и по конструктивному решению , и по месту их установки на автомобиле. В этом их главный смысл. О борудуй все машины устройствами одного или двух типов — и пользы от них никакой не будет. Существуют приспособления, которые блокируют действие органов управления. Небольшое дополнение к электрической схеме автомобиля — и попытка непосвященного сдвинуть машину окан чивается безрезультатно. М ожно оборудовать автомобиль специальной системой сигнализации, которая сама по себе не препятствует движению, но ее действие тотчас же привлечет к автомобилю внимание. Устанавливая противоугонные устройства, надо твердо помнить, что они ни вкоем случае не должны снижать эффективность и надежность работы основных систем и органов управления автомобиля. И конечно же , надо обеспечить без опасность их действия, как для постороннего человека, так и для самого водителя, если он забудет отключить устройство. О собенно легко и незаметно эти требования могут быть нарушены, когда применяют устройства, включаемые а электрическую схему автомобиля, в систему питания двигателя или связанные с рулевым управлением.Таинственный тормозЕсли полностью перекрыть выпускную трубу, двигатель, как известно, работать не может ; если же перекрыть ее частично, то двигатель работает, н е развивая достаточной мощности. Герметичную заслонку сделать трудно — в выпускной системе всегда имеются возможности для утечки через не плотности соединений. Но это и не нужно. Двигатель будет заводиться инеко торое время работать на малых оборо тах. П ри попытке же тронуться он сразу заглохнет. Заслонку следует поместить в специальном патрубке, после глушителя {рис. 6). Устройство и действие заслонки понятны из рисунка. Трос соеди няется с рычагом управления, располож еннымвукромном месте. Ясно, что само устройство должно быть установлено на автомобиле так, чтобы оно не было заметно.Руль в пленуНаиболее распространены среди автолюбителей самые разные по конструкции замыкающие устройства для рулевого управленияирычага переключения передач. Тем не менее имеет смысл еще раз поговорить о них, поскольку замки для рулевого управления должны обязательно удовлетворять требованиям безопасности движения.Исчезла искраСредства защиты можно разделить по принципу действия на две группы: прерывающие электропитание и замыкающ ие накоротко какой-либо важный электрический прибор.авгамсыльныв гжрона Приспособление следует конструиро иать с таким расчетом, чтобы замыкаю щнй элемент взаимодействовал только с рулевым колесом, а не с рулевым валом. полностью снимался перед началом движения и хранился отдельно. Просто и надежно устройство, состоящее из трубки и замка, блокирующее рычаг переключения передач и рулевое колесо. На рис. 7 внизу изображена блокиров ка руля: снаружи рулевой колонки закреплен корпус с замковым устройством. в отверстия которого вставляется охват ывающая спицу рулевого колеса дужка. Перед началом движения дужку вынимают. Вверху на этом же рисунке по казано устройство, блокирующее одновременно руль и рычаг переключения передач. Корпус устройства следует разместить от рулевого колеса на таком расстоянии. чтобы не задевать за него пальцами, да же взявшись за спицу возле ступицы.I-л„ ^ К ПОТРЕБИТЕЛЯМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРЕРЫВАТЕЛЬ©МЕСТА УСТАНОВКИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙНовая «обязанность» звукового сигналаПростейшая схема сигнализации обычно рассчитана на использование гудка, установленного в подкапотном пространс тв . Пример такой схемы приведен на рис. 8. Концевые выключатели KB можно устанавливать в различных местах (капот, крышка багажника и двери). Недостаток ее — в прекращении действия после того, .как концевой выключатель вновь выключится. Этот недостаток легко преодолеть, немного усложнив схему (рис. 9). Надо установить параллельно гудку промежуточное реле РП, контакты которого при срабатывании любого концевого выключателя замыкаются и, независимо от последующего действия концевых выключателей (закрыли, например, капот или дверь), будут удерживать сигнал во включенном состоянии. В этих схемах (рис. 8 и 9) концевые выключатели должны иметь нормально замкнутые контакты, рассчитанные на ток не менее 5 а. В качестве реле можно применять, например, реле автомобильного типа (РС-50г). Сочетание схем защиты и сигнализации намного повышает надежность устройства. При этом надо разнообразить действие элементов схемы. Пользуясь приведенными здесь элементарными схемами, можно построить сигнализацию таким образом, что, например, после включения передачи или при выключении сцепления включатся все сигнальные фонари. Неплохо, если при торможении вдруг раздается гудок или загораются фары. КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ|&А_1®•L—ю+<Л•LJКВfо о•Р ис . 1. Защита с выключателем «массы». Р ис . 2. Защита с выключателем в цепи зажигания. Р ис . 3. Защита с закорачиванием контактов прерывателя. Р ис . 4. Защита с закорачиванием контактов прерывателя от рычага переключения передач. Р и с. 5. Электромагнитный клапан. Р ис . 6. Установка заслонки в выпускной системе. Р ис . 7. З амыкающее устройство со съемной дужкой. Р ис . 8. Сигнализация с концевыми выключателями. Р и с. 9. Усовершенствованная схема сигнализации.Ь4- + г