эремония состоялась в полдень 19 октября , когда лидер парламентской оппозиции Эдвард Хит торжественнообъявил об открытии 51-го международного автомобильного Лондонского салона. Сверкали вспышки фотоаппаратов , с веркалиэкспонаты , а настроение у хозяев — а нглийских авт опромышленников — было, по-видимому, далеко не радужное. Дело в том, что 1966 год был весьма тяжелым для всей английской экономики И, в частности, для автомобильной промышленности . Депрессия в производстве автомобилей, в ызванная , по мнению английских специалистов, экономическими акциямиправительства Вильсона, привела ксокращениюзанятостив автомобильной промышленности, увольнениям значительного числа рабочих, «за мораживанию» заработной платы и некоторому сокращению экспорта, я вляюще гося до сих пор одним из основных «лекарств», к оторые регулярно «подбадривают» английскую экономику. Даже такаякрупнаяфирма , к ак «Бритиш мотор корпорейшн», испытывает сейчас серьезныефинансовые затруднения. Это привело к тому, что на 1967 год фирма не объявила ни одной новой модели идаже была вынуждена значительно сократить объем продажи своих автоМООИлеЙ в кредит, что, безусловно, у меньшило сирое на ее продукцию. Поэтому английские автопромышленники надеялись, что их автомобили, эфф ектнои броско выставленные на стендах салона, привлекут внимание покупателей в Англии и за рубежом. Прежде, чем перейти к непосредственному разбору основных экспонатов, следует остановиться на некоторых общих факторах, характеризующих современн ые тенденции в автомобилестроении инашедших свое отражениев моделях 1967 года, п редставленных на выставке . В настоящеевремя основными констр уктивными проблемами, по-видимому, являются впервую очередь безопасность и надежность автомобилей. Книга американского юриста Ральфа Нейдера «Небезопасно на любой скорости» (см. «За рулем», 1966 г., № 10) безусловно сыграла в этом вопросе свою роль. Естественно, это дало толчок для того, чтобы европейские автомобильные фирмыв срочном порядке развернули научно-исследовательские иконструкторские работы по созданию моделей, о твечающихтребованиям международного рынка . Создается впечатление, что многие автомобильные фирмы , р екламируя модели 1967 года, неожиданно забыли об их элегантности и «модности» и делают в рекл амеосновнойакцент на такие «мелочи», к ак использование упругих накладок на панели приборов, п рименениеэластичных материалов при изготовлении кнопок управления, надежность дверныхзамкови замков, предотвращ ающихскладывание спинки переднего сиденья при лобовом столкновении, и, разумеется, использование ремней безопасности. В частности, ф ирмы «Волво» (Швеция). «Ровер» (Англия) и «Даймлер-Бенц» (ФРГ) т оржественнозаверяют покупателей, что при столкновении их автомобили обеспечивают полную безопасность водителю ипассажирам , с сылаясь при этом На результаты испытаний. Нужно признать , что основные американские фирмы добились некоторых успехов врешении проблемы загрязнения воздуха выпускными газами. При помощи специальных дожигателей достигается догорание топлива на выпуске . . Фирма «Крайслер» (США) создала новую конструкциюкарбюратора со специальной камерой, обеспечивающей более полное сгорание рабочей смеси. «Форд» предполагает устанавливать этот карбюратор на своих моделях. В этой области европейские фирмы значительно отстали. Вероятно, ближе всех крешению «проблемы выпускных газов» находятся фирмы «Пежо» (Франция) и «Даймлер-Венц» (ФРГ). Для остальных фирм она по-прежнему остается трудной. Достаточно сказать , что в Англии, н апример , существуют только три лаборатории, которые способны определять содержание углеводородов ввыпускных газах. За последние годы технический уровень машин , в особенности легковых автомобилей массового производства, вЦ„Воксхолл вива'„ В оксхолл вива"— задняя подвескаДаф-44з начительной степени нивелируется. Поэтому в лондонских экспонатах трудно найти какую-лпОо техническую сенсацию. Все же следует отметить ряд новых интересн ых моделей, о тражающих стремл ение их создателей более рационально использоватьзаданные iaбариты, рабочий объем двигателя, а такжеснизить вес иулучшить топливную экономичность. Естественно, подобные оценки мочено дел ать только с учетом класса, к которому относится рассматриваемый автомобиль. Нужно отдать должное хозяевамвыставки . На 126-м стенде демонстрировался новый автомобиль «Хиллман хантер» английской фирмы «Руте». По внешнему виду он настолько отличается от прежних моделей «Руте», что некоторые посетители были уверены, будто это автомобиль какой-то другой фирмы . Двигатель мощностью в 74 л. с. и рабочим объемом в 1725 смЗ наклонен вправо на 10 градусов, но не для снижения высот ы капота, к ак полагали многие, а для того, чтобы оставить больше„Хиллман хантер"„Форд кортина"•28- места между брызговиками передних колес и трубами коллектора и воздухоочистителем, обеспечив таким образом лучший доступ к агрегатам двигателя. На автомобиле установлена рычажносвечная подвеска типа Мак-Фереон, почучившая только в последнее время более широкое распространение. Такая подвеска имеет значительные кинлматические, компоновочные и другие преимущества. При максимальной •скорости свыше 140 км/час автомобиль расходует всего 10.3 л на 100 км пробега. Эксперты полагают, что эта модель найдет большой спрос на рынках сбыта, а злые языки острят, что поэтому она иназвана «Хантер», то есть «Охотник» (за покупателями). Основной конкурент «Охотника» — новый автомобиль «Кортина» английского филиала фирмы «Форд» (США). Эта модель имеет переднюю подвеску того же типа, что и «Хантер». однако рабочий объем его четырехцилиндрового рядного двигателя мощностью 53,5 л. с. всего 3 1297 см . С такими параметрами автомобиль развивает около 130 км час и хорошо разгоняется с места (от 0 до 100 км/час за 21.5 секунды). При длине 4270 мм. ширине 1650 мм и высоте 1440 мм полный вес автомобиля с заправкой составляет 861 кг, что является несомненным успехом его конструкторов. Еще одна английская новинка — автомобиль «Воксхолл вива» ф ирмы «Воксхолл» (дочернего предприятия компании «Дженерал моторе»). Он экспонировался вместе с другими моделями «Воксхолл» • «Виктор», «Креста» и новой мо— делью «Вискаунт». Конструкция «Вивы» показывает, что его создатели хотят «выжать» как можно больше из автомобиля класса 1100—1200 см ! . При рабочем объеме двигателя 1159 см 3с него снимают 47 л. с. при 5200 об/мин. Заслуживает внимания пружинная задняя подвеска, впервые примененная фирмой «Воксхолл». Поднятие центра крена, уменьшающее кренящий момент, увеличение колесной колеи и жесткости пружин позволило .вовсе исключить необходимость установки стабилизаторов. Неразрезной задний мост фиксируется двумя продольными наружными рычагами и двумя внутренними. расположенными под острым углом к двум первым. Сухой вес автомобиля сравнительно невелик — 755 кг. Что касается вполне современной внешности с модной в последнее время поясной линией, чуть приподнятой над задними колесами (как у модели «Опель рекорд» 1967 года и некоторых других автомобилей), то можно подумать, что фирма «Дженерал моторе», которой принадлежат и «Опель» и «Воксхолл», унифицирует внешность своих машин. Фирма «Фольксваген» (ФРГ) в 1967 году вновь демонстрирует постоянство в своей привязанности к выпускаемой на протяжении многих лет модели «1200». Еще недавно фирма модернизировала ее, установив измененную подвеску и доведя 1 рабочий объем двигателя до 1300 см- . Модель 1967 года имеет ту же традиционную форму «жука», но задняя подвеска вновь модернизирована — с целью устранить столь же традиционный дефект этого автомобиля — занос задних колес. На ней установлен двигатель объемом 1500 см 3 . Голландская фирма «Даф» выступила с новой моделью «Даф-44», у которой крутящий момент передается на задние колеса при помощи двух зубчатых ремней, расположенных параллельно в продольной плоскости. Для «Дженерал моторе» пример переднеприводного автомобиля «Олдсмобиль торонадо» (см. «За рулем», 1966 г., N° 6) оказался заразительным . Поэтому вслед за «Торонадо» в 1967 году появился еще один автомобиль этого же класса с приводом на передние колеса — «Кадиллак эльдорадо». На 122-м стенде фирма «Томпсон и Тейлор» вновь, к акив прошлом году, с успехом экспонирует наши «Москвичи408». Их четыре — белый, красный, светло-голубой и темно-голубой. Чехословацкие автомобилестроители выставили свою «Шкоду 1000 MB» в новых модификациях кузова — двухдверный седан «1000 MB» и двухдверное купе «1000 MB GT». Выставка автомобилей в Лондоне позволяет оценить некоторые тенденции и перспективы развития конструкции и производства автомобилей. А. Р ЫЖИК , инженер«ГРИВС»порте 250» — новый двухместный дорожно-спортивный мотоцикл английской фирмы «Гриве мотор сайкле». У него двухцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением рабочим 3 объемом 249 см (степень сжатия 8,75).СЕго мощность 21 л. с. при 6500 об/мин. Главная и вторичная передачи — цепные. Сцепление работает в масляной ванне. Четырехступенчатая коробка передач с ножным переключением. Рама комбинированная: передняя часть отлита из алюминия, а задняя — трубчатая. Переднее колесо подвешено в маятниковой вилке, снабженной гидравлическими амортизаторами. Заднее — в маятниковой вилке с телескопическими гидроамортнзаторами. Шины: 2,75 —19 переднего колеса и 3,25 — 18 — заднего.Расстояние между колесами 1321 мм. Высота седла над землей 800 мм. Дорожный просвет — 165 мм. Сухой вес мотоцикла — 117 кг. Максимальная скорость — 120 км/час (на первой передаче 45 км /час, на второй — 75. на третьей — 104). Машина расходует 3,2 я топлива на 100 км пути.•- . 'л1^^ЧШЙИ* йк.-*БЫСТРОСМЕННЫЙ ЗУБЧАТЫЙ ВЕНЕЦца другим — с иным числом зубьев. Но не всегда есть условия, чтобы сделать это удобно, а главное быстро, так как надо снимать колесо и другие детали. Фирмой Tab-Zoc (США) созданы и изготовляются модели зубчатых венцов, сост авленных из двух частей, которые можно устанавливать и снимать без демонт ажа колеса. Как видно из рисунка, зубчатый венец разделен по диаметру на две половины. соединяющиеся между собой при помощи фасонного выступа (в одной) и соответствующего выреза (в другой). Для удобства и быстроты соединения служит струбцина. Сам венец изготовлен из легкого сплава и обладает высокой прочностной характеристикой . В настоящее время уже серийно изготавливаются подобные детали разных размеров. Их можно устанавливать на большинство гоночных или кроссовых машин.цi\W11\»Г 1у 3->* . )09,''*&/''П ри подготовке мотоцикла к соревно••ванням спортсмену пр-иходится подбирать лучшее передаточное отношение силовой передачи в соответствии с характеристикой трассы. В большинстве случаев это замена одного зубчатого вен-МАЛЕНЬКИЙ «ГЕРКУЛЕС»Д ападногерманская фирма «Геркулес» " подготовила к производству новую модель дорожного микромотоцикла К 103S. У него одноцилиндровый, двухтактный двигатель с воздушным охлаждением, рабочим объемом 97 см 3 (степень сжатия 8.7). При 6000 об/мин он развивает 8,2 л. с. Сцепление работает в масляной ванне. Четырехступенчатая коробка передач с ножным переключением имеет такие передаточные числа: 25.3 —13,7 — 9,64 — 7,61.НОВЫЙ ТОРМОЗовый тормоз (его индекс «Ф-Д») подготовлен итальянской промышленностью для гоночных мотоциклов. Он был с успехом испытан известными гонщиками. Основным материалом служит электрон — металл, обеспечивающий максимальное снижение веса и большую надежностьПередний и задний тормоза — двухколодочные, двухкулачковые с отверстиями для входа воздуха на каждом диске. Той же цели служат ребра охлаждения на барабане тормоза. Испытаны четыре модели этой конструкции. Передний и задний тормоза для мотоцикла класса 125 смЗ имеют барабан диаметром 235 мм: размер накладок переднего тормоза 180x20 мм, заднего тормоза — 180x35 мм. У тормозов для мотоциклов классов 250 и" 500 смЗ тормозной барабан — диаметром 265 мм: накладки переднего тормоза 210x25 мм. заднего тормоза — 210x40 мм.НРама мотоцикла — трубчатая, с варная хребтового типа. Передняя вилка и задняя подвеска — р ычажныес телескопическими пружинными амортизаторами, снабженными гидравлическими гасителями колебаний. Колеса размером 3,00—16. Общая длина машины 18-10 мм. Ширина руля — 680 мм. Наибольшая высота 880 мм. Дорожный просвет 160 мм. Вес готового в путь мотоцикла 99 кг. а грузоподъемность — 150 кг. Максимальная скорость — 91 км/час. Расход топлива от 2,8 до 4 л. на 100 км пути в зависимости от скорости движения.pvi•29-