Генерал-полковник А. РОДИМЦЕВ, дважды Герой Советского СоюзаВОЕННЫЕ ШОШЕРЫКогда корреспондент нашего журнала спросил Александра Ильича Родимцева, часто ли ему приходилось наблюдать работу военных водителей, прославленный генерал ответил: — Пожалуй, с тех пор , как стал военным, непрерывно соприкасаюсь с шоферами, с их трудом. Повидал и подвигов немало. Подвиги... Жизнь самого дважды Героя Советского Союза генерал-полковника А. И. Родимцева полна ими: первой Золотой Звезды Героя он удостоился, сражаясь с фашистами в рядах бойцов республиканской Испании. А потом Великая Отечественная. Командир воздушно-десантной бригады, гвардейской стрелковой дивизии, командир стрелкового корпуса — таков боевой путь генерала. Имя А. И. Родимцева многие месяцы не сходило со страниц печати в тяжелую пору героической обороны Сталинграда. 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием А. И. Родимцева насмерть стояла .на берегах Волги, ни на шаг не дав продвинуться врагу. Потом начались наступательные бои. Курская дуга, форсирование Днепра, освобождение Польши, Румынии, Чехословакии — всюду дивизия и корпус, 'которыми командовал генерал Родимцев, беспощадно громили фашистских захватчиков. — В моей памяти сохранились имена сотен людей, прославивших Родину своими героическими делами, — говорит Александр Ильич. — Среди них было немало и военных водителей. На этих страницах мы публикуем воспоминания А. И. Родимцева, написанные для журнала «За рулем». Встретились ветераны 13-й гвардейской дивизии. Слева направо : генерал-полковник А. И. Р одимцев , в оенврач И. И. Охло<5ыстин и водитель РСБ А. П. Смирнов.Город ЩигрыКурской области надолго остался в моей памяти. В разгар боев в штаб дивизии прибыл бригадный комиссар Иван Самойлович Грушецкий.Тысячи километров прошла РСБ по дорогам войны.— Товарищи! — торжественно объявил он , — только что из Кремля получен приказ: 87-я стрелковая дивизия за отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за ге ­ р оизм личного состава преобразована в 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию... Дивизии вручается гвардейское знамя. Грушецкий обернулся комне : — Командиром назначены вы, Александр Ильич... Сердце мое сильно забилось: — Служу Советскому Союзу! В течение нескольких минут радостная весть облетела весь личный состав дивизии. Теперь мы гвардейцы! И заслуженно завоевали столь почетное звание. Л юди разных военных специальностей крепили славу советского оружия , своим героизмом, военной выучкой завоевали право именоваться гвардией. А р ­ тиллеристы, танкисты, пехотинцы, связисты, саперы — все они верой и правдой, не щадя жизни, сражались против оккупантов. Немало героических дел совершили в это суровое время и наши водители. 8 самых невероятных ситуациях они выходили победителями, обеспечивали быструю и 'Своевременную пе ­ реброску личного состава, боеприпасов, военного имущества. Расскажу лишь о некоторых боевых эпизодах, связанных с действиями фрон ­ товых водителей.Солдат — всегда солдат'Война полыхала уже несколько месяцев. 13-я гвардейская ордена Ленина дивизия вела ожесточенные оборонительные бои на Украине — в районе Пере-мога-Непокрытое. В тот день особенно тяжело пришлось 34-му стрелковому полку. С ним прервалась проводная связь. Я приказал связаться с командиром по радио и срочно передать ему радиограмму. Прошло несколько минут, Доложили, что радиограмму принял шофер Смирнов. — А где начальник радиостанции? — спросил яу своего связиста. — Весь экипаж во главе с Хромовым отбивается от автоматчиков противника, — сообщил он . И тогда я вспомнил круглолицего симпатичного шофера с боевой радиостанции РСБ. Командир роты связи как-то рассказал мне о Смирнове с особой теплотой, 'хвалил его за исполнительность, отличное знание техники, мастерство вождения. «Он и радист у нас замечательный», — добавил ротный. В армии лишний специалист — всегдв не помеха, а в той обстановке особенно дорог был каждый человек. Частые обстрелы, б омбежки выводили из строя многих людей. 'Вот и стал шофер изучать другие специальности, чтобы при необходимости заменить выбывшего из строя товарища. В нашей дивизионной газете в то время появилась о Смирнове корреспонденция. «Одиннадцать месяцев ведет наш народ великую Отечественную войну против фашистских полчищ, — писала газета, '— и все это время машина сержанта Смирнова работает отлично. В боевой обстановке Смирнов в совершенстве овладел специальностями радиста И электромеханика. (Ча днях партийная организация приняла его кандидатом в члены ВКП(б). Доверие партийной организации он с 'честью оправдывает». А однажды я более близко узнал этого человека. Это было под ВорожбойБелополье. Наши подразделения отходили. Погода стояла отвратительная, шел проливной дождь . Чернозем, глина превратились в вязкое месиво. Я с офицером штаба пропускал отходившие колонны. Вдруг вижу, идет радийная машине Смирнова и на прицепе тянет мою•2- «эмку». Все мы удивились: люди, лошади еле-еле плетутся, а тут свободно идет автомобиль. Оказывается, сержант Смирнов смастерил из металлических цепей, брошенных на обочинах, своеобразные гусеницы и натянул их на задние колеса. Машина шла впереди, прокладывая путь идущим за ней грузовикам. На одном из привалов водитель поведал мне о своей довоенной жизни. В армию его призвали из Челябинска ужес правами шофера, которые он получил на автомобильных курсах Осоавиахима. Служить вначале привелось в суровом крае, где было мало дорог. Зимой денно и нощно бушевала вьюга. Так что с автомобилем управляться было нелегко. И когда 212-я воздушно-десантная бригада, в которой служил Смирнов, перебазировалась на Украину, красноармейцы шутили: в земной рай, говорят, доставили, тепло, дороги накатаны — одним словом, благодать! — Осенью сорок первого думал демобилизоваться, — рассказывал Смирнов, — а вышло видите как. Он грустно улыбнулся, показывая взглядом на раскисшую дорогу, усталых солдат. Потом, приободрившись, сказал: — Теперь у всех одна забота: остановить и разбить фашистов. И наши воины, преодолевая невероятные трудности, с ожесточением сражались с врагом. Немалую долю в борьбу с гитлеровцами внесли водители и связисты. Много раз экипажу радиостанции, о которой идет речь, приходилось в сложной обстановке брать в руки автоматы и гранаты, покидать свою боевую машину и отражать натиск фашистов. Вся забота об автомобиле и радиостанции ложилась топда на водителя. Даже под самым сильным обстрелом он не мог ее покинуть. Смирнов садился за рацию и продолжал поддерживать связь. С действиями этого экипажа у меня связано еще одно воспоминание. Как правило, РСБ размещали неподалеку от штаба дивизии. Экипаж сразу же готовил котлован, загонял туда машину, маскировал ее и приводил в рабочее состояние. Но однажды радиостанции не оказалось на месте. После сильного артиллерийского огня противника от котлована остались только обвалы. — Где же радиостанция? Неужели прямое попадание? Но начальник связи успокоил нас. Оказывается, Смирнов успел перегнать автомобиль на другое место еще до налета артиллерии противника. Фашисты не раз охотились за радиостанцией, иногда пеленгировали ее. И начинался артиллерийский обстрел. Так случилось ив тот раз. Но сержант Смирнов, видимо, почуяв неладное, сумел быстро переехать в другое укрытие. Тысячи километров прошла РСБ но дорогам войны. Не раз .попадала под бом ­ бежки и обстрелы противника. И часто оставалась целой только благодаря мужеству, находчивости и умению водителя. Алексей Смирнов обладал всеми этими замечательными качествами. Командование высоко ценило мастерство, преданность своему делу военного водителя. Сержант Смирнов награжден двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. Автомобиль-ветеран с честью прошел по дорогам войны. Восемьдесят пулевых и осколочных пробоин насчитали на ма1*«Вперед, Михаил, на полной скорости и поворот на площади в обратную сторону!» Рисунки И. Пчелкошине связисты, когда она пришла в столицу Чехословакии — Прагу. Тут ее и застало окончание войны. В 1945 году А. П. Смирнов в городе Литомиржце торжественно передал автомобиль войскам Чехословацкой армии. А какова дальнейшая судьба водителя РСБ? Мы встретились с ним в Москве. Более двадцати послевоенных лет трудится Алексей Павлович за рулем автомобиля без аварий и нарушений. Свыше девяти лет работал в 9-й автобазе Московского таксомоторного управления. Имеет многочисленные поощрения — грамоты, благодарности. Много раз участвовал в автомобильных соревнованиях. Воиншофер и сыну привил любовь к технике и автомобильному спорту. Воспитанник городского клуба юных автомобилистов, Владимир не раз завоевывал при ­ зовые места в автомобильных соревнованиях своих сверстников. Бывший фронтовик Алексей Смирнов и теперь в строю. не лишен был чувства юмора. «Лучшего шофера на всем фронте не найти», — улыбаясь, убеждал он меня. Под сиденьем у него накопилась целая библиотека по автоделу, и каждую свободную минуту он изучал автомобиль. Не думал я, что от его водительского искусства в какие-то решающие минуты будет зависеть моя жизнь. 'Произошло это летом 1941 года в украинском селе Казацком, неподалеку от Конотопа. К омкор Затевахин сообщил, что противник ведет бои на нашем правом фланге в районе Путивля. Предстояло занять и оборонять участок по линии Вшивка — Нечаевка — Гвинтовое. Днем мне пришлось выехать в вышестоящий штаб за получением дополнительных указаний. Возвращаясь оттуда, я все время торопил водителя: время было дорого. И Миша, что называется, жал. Вот и окраина Казацкого, где размещался наш штаб. С пригорка видна широкая площадь. От нее в разных направлениях расходятся несколько дорог. На площади заметно движение машин и людей. Наверное, подошло какое-нибудь подразделение, подумал я. Автомобиль двигался по узкой улочке. Из-под колес летели брызги грязи, машину то и дело кидало от плетня к плетню. Вдруг Косолапое резко затормозил. Я взглянул на шофера: кровь отхлынула у него от лица. 'Примерно метрах в двухстах от нас на площади стоят в ряд немецкие бронетранспортеры, возле них мотоциклы с колясками. — Дело дрянь, товарищ полковник, — шепнул сидевший сзади начальник разведки Аракелян. — Влипли, как куры во щи... Спрятаться или развернуться было поздно, покинуть машину и отходить назад — тоже затея гиблая. А медлить нельзя ни секунды. Решение возникло мгновенно. — Вперед, Михаил, на полной скорости и поворот на площади в обратную •сторону! — Ну, товарищ полковник, — прошептал Косолапое побелевшими губами, —На предельной скоростиЕго звали Миша. Фамилия — Косолапов. Работал он шофером на «эмке». Миша был скромный, старательный, немного застенчивый паренек. Водить машину выучился незадолго перед войной. На фронте он выработал для себя теорию, состоящую из двух 'пунктов: «везет» и «не везет». Мише Косолапову чаще «не везло». Например, на второй день службы в нашей дивизии, в ясную, солнечную погоду он ухитрился наехать на телеграфный столб. Хорошо, что скорость оказалась малая, а то не избежать бы катастрофы. В другой раз автомобиль зацепился крылом за сосну. Прошло еще несколько дней, и мы оказались в глубоком кювете. Добрых два часа бились, пока выволокли машину на дорогу. Несмотря на эти досадные приключения, Косолапое мне все же нравился: он очень любил автомобиль, смело держал себя при обстреле и бомбежках,•3-