22
23
СМОТРИ ВОБА!Перед вами второй рисунок-загадка из серии «Смотри в оба!» Из предыдущего (см. «За рулем», 1967 г., № 1) вам, очевидно, ясен смысл и характер наших вопросов, т ак что новыеошибки найти будет легче. Всего их здесь пять. Проверить себя вы сможете, заглянув в ответы, помещенные на 32-й страниц»И?М«<*&55ЯЙ<Г^^ШВЕЦИЯНа дорогахвсегос вета кжяяюя&жха*торые не выплатили до сих пор несколько миллионов лир штрафа за стоянку автомобилей «в неустановленных для этих целей местах».В Скархольмене — торговом и деловом центре под Стокгольмом — предполагают открыть экспериментальную платную стоянку автомобилей. Все операции здесь будут выполнять автоматы. Рассчитывают, что эксплуатация стоянки, управляемой при помощи электронновычислительной машины, обойдется в четыре-пять раз дешевле, чем стоянок, где работают контролеры. При въезде на автоматизированную стоянку водители будут получать металлические контрольные жетоны, на которых закодировано время въезда. Тут же специальный датчик зарегистрирует автомобиль и «сообщит» об этом на контрольный пост электронного устройства, куда непрерывно поступают сведения о числе машин на платформах стоянки. Держа эту информацию «в памяти», вычислительная машина включает световые указатели, по которым водители находят ближайшую свободную площадку. Информация о количестве машин на платформах поступает не только в электронно-вычислительную машину, но и на контрольный пункт оператора.Когда водитель приходит за машиной, он опускает полученный при въезде кодированный жетон в контрольный автомат. Он стоит у эскалаторов, поднимающих посетителей до нужного этажа (проектируется четыре этажа). Автомат «прочитывает» жетон, определяет плату за стоянку с учетом дня недели и времени суток и, получив плату, выдает пропуск-жетон с обозначенным на нем временем выезда. У выхода водитель опускает этот жетон-пропуск в приемник, который считывает код и передает информацию дальше. Электронно-вычислительная машина сверяет время и, если расхождение не превышает допустимого, подает сигнал, который открывает ворота. В противном случае включается телевизионная камера, установленная на выезде, и оператор может записать номер машины, а по переговорному устройству связаться с водителем.ФРГДовольно странное дело пришлось разбирать суду небольшого городка Бургдорф возле Ганновера: слепой за рулем! Тридцатилетний Карл Нейман еще в детстве ослеп на левый глаз. Зрения в правом глазу, по заключению врачей, осталось всего 25 процентов. Тем не менее после врачебного освидетельствования Нейману была выдана справка в том, что он может водить автомобиль. Каким образом ему удалось получить такой документ, западногерманская газета «Ди Вельт», рассказавшая о происшедшем, не сообщает. На суде выяснилось, что Нейман действительно водил машину, но с помощью... своей 14-летней сестры, которая вовремя подсказывала ему, когда следует остановиться перед светофором, когда повернуть в ту или иную сторону. Финиш вполне логичен — авария, несчастный случай.ИТАЛИЯПо случаю двадцатилетия Итальянской Республики президент Сарагат подписал декрет об амнистии автомобилистам, коЗе^селса^ ~#й*л*<л1)' Зеллж-ая-^л^<^^Зе^сел^иА <&«sc* БЛОКИРУЮЩЕЕ КОЛЬЦО«Почему на моем «Москвиче-407» на ходу туго включаетсявторая передача?» — спрашивает читатель А. Медведев из Красноярского края . Вероятная причина такого явления — неправильное изготовление блокирующего кольца шестерни второй передачи. Если это так, его следует заменить (деталь 407-1701164). Если же замена кольца не устранит дефекта, то надо заменить шестерню первой передачи со ступицей в сборе (комплект 407-1701110). При переборке коробки передач следует иметь в виду, что сухари синхронизатора второй передачи (деталь 4071701172) несимметричны и устанавливаются в ступицу длинной частью вперед-стальным стержнем (хотя бы гвоздем) такого же диаметра. Теперь остается просунуть в отверстие изнутри камеры вентиль, наложить шайбу и плотно затянуть гайкой. Камера снова пригодна к эксплуатации.ВКЛЮЧИТЕ РАЗДАТОЧНУЮ КОРОБКУВ чем причина проскальзывания колес КрАЗа на крутых поворотах? Отчего его сильно заносит и неравномерно изнашиваются протекторы шин? Такие вопросы возникли у шоф ера В. Миронова из Молдавии, работающего на автокране КрАЗ. Отвечают инженеры Кременчугского автомобильного завода. У КрАЗа, к акиу всех автомобилей с неуправляемыми задними колесами, они немного проскальзывают при движении на поворотах. Чем круче поворот, тем больше проскальзывание. «Затаскивание» колес среднего моста в сторону и даже, к ак Вы выразились, «стремление шин соскочить с обода» во время крутого поворота возможно приочень большой перегрузке задних мостов. Недопустимо маневрировать с нагрузкой на стреле крана. Проверяйте, включен ли дифференциал раздаточной коробки. При движении по хорошим дорогам его следует включать. Рычаг переключения должен находиться в крайнем переднем положении. Чтобы шины изнашивались равномерно, необходимо при техническом обслуживании № 2 производить перестановку колес, к ак требуют этого все руководства по эксплуатации шин .ных дорожных и климатических условиях. Разрушение шва после 2500 км пробега можно объяснить только плохой сваркой. Об этом случае поставлен в известность поставщик подогревателей Шадринской автоагрегатный завод. На автомобиле ЗИЛ-157К устанавливается подшипник включения сцепления, не требующий добавления смазки во время эксплуатации. Она закладывается в подшипник при его изготовлении.КОНСТРУКЦИЯ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬМожно ли сконструировать двигатель с расположением цилиндров в виде креста? Как рассчитать на прочность в этом случае коленчатый вал? Будет ли такой двигатель обладать достаточной мощностью? Эти вопросы интересуют читателя Н. Староженко из Мурманской области. Отвечают научные сотрудники НАМИ. Сконструировать двигатель с крестообразным расположением цилиндров принципиально возможно. Мощность его, к аки всякого другого, определяется рабочим объемом, числом оборотов коленчатого вала и средним эффективным давлением, а также потерями на трение и на привод вспомогательных механизмов. Поскольку в одноцилиндровом двигателе эти потери на единицу рабочего объема выше, чем у многоцилиндрового (но с таким же рабочим объемом каждого цилиндра), эффективная мощность, например, четырехцилиндрового двигателя будет в четыре с лишним раза больше, чем у одноцилиндрового двигателя. Расчет коленчатого вала на прочность может быть сделан по общепринятой разрезной схеме с учетом знакопеременных нагрузок. Необходимо только принять во внимание направление сил, действующих на шейки вала при крестообразном расположении цилиндров. Однако необходимо отметить, что крестообразная схема усложнит конструкции коленчатого вала, картера, сметем газораспределения, питания и охлаждения, а также увеличит габаритные размеры и вес двигателя. Именно поэтому конструкция двигателя с крестообразным расположением цилиндров нецелесообразна и не находит применения в автомобильной промышленности.ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛОКЧитателя Н. Марейчева из Киева интересует, к акой материал используется для изготовления ремонтных втулок распределительного вала двигателя автомобиля «Москвич-407». Завод поставляет в запчасти сталебаббитовые ремонтные втулки распределительного вала и металлокерамические направляющие втулки клапанов для двигателя «Москвич-407». В случае, если таких деталей вам не удалось приобрести, для изготовления тех и других втулон можно использовать оловянистую бронзу Б, ОЦС 4-4-2,5, обладающую хорошими антифрикционными свойствами. Для направляющих втулок клапанов можно применить и алюмине-железистоникелевую бронзу (БРАЖН), а для втулок распределительного вала — серый чугун (СЧ 24-44). В этом случае минимальный зазор по диаметру между шейками и втулками вала должен быть не менее 0,05 мм. Напоминаем, что окончательно обрабатывать направляющие втулки клапанов и распределительного вала по внутреннему диаметру следует после их запрессовки соответственно в головку ив блок цилиндров.ПРИЧИНЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ«У моего мотороллера Т-200 при включении понижающих передач с четвертой до первой западает педаль переключения. На неровной дороге мотороллер встряхивает и двигатель самопцАизвольно набирает большие обороты, хотя яв этот момент газ не прибавляю, а скорость нисколько не увеличивается. Объясните, пожалуйста, п ричины . И еще. Иногда неожиданно начинает глохнуть двигатель, но через некоторое время снова работает нормально. От чего это зависит — от нехватки топлива, которое не успевает поступать в поплавковую камеру, или от перегрева двигателя? Когда двигатель холоднее, он почему-то лучше, четче работает, а как только нагрелся — мощность падает». Такое письмо мы получили от читателя В. Бруковского из г. Свердловска. Отвечают ему работники завода. «Западание» педали переключения передач можно объяснить двумя причинами: либо не работает возвратная пружи ­ на, находящаяся в картере, либо где-то защемляются тяги или рычаги. Чтобы выявить дефект, н ужен осмотр. Явление самопроизвольного увеличения оборотов нами не изучено. Обычно оно возможно при неисправном барабане сцепления, сплющивании оболочки троса или ее изгибе, при заливке масла в воздухофильтр сверх нормы. Двигатель может глохнуть на ходу при неисправности свечи или прерывателя, а также при плохой подаче топлива вследствие засорения отверстий в пробке бензобака, бензокранике, шланге.ЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОЕ«В двигателе моего мотоцикла «Ява250» после резкого сбрасывания газа слышны какие-то стуки. Отчего это происходит?» — с прашивает москвич О. Калинцев. Резкое закрытие дроссельного золотника намного сокращает приток воздуха, а топливо продолжает поступать в смесительную камеруи образует переобогащенную смесь. Сгорание ее происходит неполностью, и не только в камере сгорания, но ив цилиндре. Это вызывает «забрасывание» свечи и стук деталей двигателя. Иногда топливо догорает в выпускной трубе — тогда слышны «выстрелы». Подобное явление характерно для двухтактных двигателей. Уменьшить стуки можно «прогазовкой».ВОЗДУХ В ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЕ«В тормозную систему моего «Москвича-407» попадает воздух. Многочисленные прокачки не изменяют положения. В то нее время жидкость не подтекает. В чем неисправность икак ее устранить?» — с прашивает Н. Стародумов из Ленинграда. Причина скорее всего в отсутствии или загрязнении бокового отверстия резинового гофрированного чехла главного цилиндра тормоза. В этом случае при наж атии на педаль в главный цилиндр подается определенное количество воздуха. Возможно, засорилось отверстие в пробке наливного бачка главного цилиндра. Тогда при колебаниях уровня жидкости в бачке и появлении разрежения в нем через заднюю манжету поршня главного цилиндра подсасывается воздух. Риски на зеркале или нарушение рабочей кромки манжеты одного из колесных цилиндров приводят к проникновению воздуха в него при охлаждении системы. А подтекания жидкости может и не быть из-за ее сравнительно высокой вязкости. При повторных прокачках из этого цилиндра вновь выходят пузырьки воздуха. Такой цилиндр следует заменить. Рекомендуем Вам еще раз проверить плотность всех соединений. Жидкость может и не пройти через отдельные ненадежно уплотненные соединения, а воздух в небольших количествах будет проникать внутрь системы и, постепенно скапливаясь, приведет к нарушению работоспособности тормозов.ЕСЛИ ИЗ КАМЕРЫ ВЫРВАН ВЕНТИЛЬН. Герасименко из г. Полтавы спрашивает, к ак можно починить камеру шины мотоцикла, если у нее вырван вентиль. Чтобы завулканизировать камеру с вырванным вентилем, надо на место, где раньше стоял вентиль, наложить вулканиэационную заплату (вложив вентиль внутрь камеры). Предварительно камеру зачищают на наждачном круге так , чтобы удалить ткань, которой был усилен этот ее участок. Затем на новое место наклеивают сначала кусочек прорезиненной ткани (чефера), которая имеется в мотоаптечке, а поверх нее накладывают вулканизационную заплату, края которой должны выходить за пределы ткани на 10 — 15 мм. После вулнанизации в центре заплаты надо осторожно просверлить отверстие сверлом диаметром 6 мм (или прожечь таное отверстие раскаленнымВИНОВАТА ПЛОХАЯ СВАРКА«Отчего может разрушиться сварной шов на подогревателе после 2500 км пробега автомобиля ЗИЛ157К? Надо ли добавлять смазку в подшипник включения сцепления?» — с прашивает П. Олешко из Харькова. Отвечают заводские конструкторы. Завод устанавливает подогреватели на автомобилях с 1961 года и до настоящего времени претензий на разрушение сварных швов котла подогревателя не получал. Не было таних случаев и на экспериментальных автомобилях, проходящих длительные испытания в различ•25-