структорских бюро, лабораториях — всюду коммунисты являют собой образец в работе, в быту, в поисках нового. Они цементируют коллектив, вдохновляют и ведут его к новым трудовым успехам. В социалистическом соревновании, получившем на заводе огромный размах, участвуют все цехи, участки, конструкторские бюро, лаборатории. Ш ироко развернулось соревнование за право называться «бригадой имени 50-летия Советской власти». Восемь тысяч тружеников и около трехсот бригад носят почетное звание ударников и бригад коммунистического труда. Коллектив завода неоднократно завоевывал высокие места в социалистическом соревновании. А в сентябре 1966 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 114 наших автомобилестроителей удостоены орденов и медалей. Среди нас работают Герой Социалистического Труда Николай Григорьевич Усачев, слесарь кузовного цеха, и много других замечательных людей — рабочих, техников, и нжене ров, конструкторов. Способствуют успехам и трудовые традиции предприятия. Они, конечно, не такие богатые, как у наших соседей-зиловцев или горьковских автомобилестроителей, но и на МЗМА ониб ережно хранятся, умножаются скаждым годом, способствуя воспитанию, сплочению коллектива. Молодые автомобилисты часто спрашивают о первом представителе многочисленной сейчас семьи малолитражных автомобилей. Его рождение — это событие относится к январю 1941 года — мы и считаем началом родословной нашего автомобиля. О днако история самого завода началась несколько раньше.' В 1930 году на болотистом пустыре за Крестьянской заставой вырос один из первенцев массового выпуска автомобилей — автосборочный завод имени КИМ . И в первый же год своего существования он дал стране 13 тысяч автомобилей — грузовиков типа « Ф орд - А А » и легковых типа «А». В плане третьей пятилетки, у твержденномXVIII съездом ВКП(б), в качестве одного из очередных заданий была названа подготовка производства малолитражных автомобилей. Р еше нием правительства базой для их производства и был избран автосборочный завод имени КИМ . 3 короткий срок возведены корпуса: кузовной, вспомогательных цехов, контрольно-отделочный, инженерный. Значительно расширена площадь главного механосборочного корпуса. В мае 1940 года уже были изготовлены первые три опытных образца, а в начале 1941 го -ПОДРЫГИНе завидуйте жизнишофера : Ведь шоферская жизнь нелегка... Была такая песенка с жалостливым мотивом. Теперь она выглядит, коне"НО, наивной. Но в довоенные годы мы, девчата, пели ее часто: это онашей работе — романтической и опасной. Правда, в жизни не все уж так было мрачно, как в пеоне. Сколько мы знаем водителей — наших сверстников, которые наездили миллионы километров идаже талон никогда не меняли. Без проколов, одним словом. Я хочу рассказать о первых девушкахводителях из нашего города Боровичи. В 1930 году к « е м прибыли десять автомобилей АМО - Ф - И 5 . Сейчас такую ма шину можно увидеть лишь вмузее . А тогда это была новинка. Многие мужчины толыко |мечтали сесть за руль, м ожет быть, так же , как теперь ребята мечтают о полете в космос. И вот мы, тогда молодые, загорелись: станем водителями! А как? Автомотоклуба у «ас не было. И вот 1МЫ, семь подружек , поступили иа автобазу грузчицами. О бра зование не ахти какое, зато тяга кзна ниям, к освоению автомобиля огром ная! Учились теории вечерами. Первыми преподавателями были Богданов, Балуев и инструктор Дементьев. hAu им благодарны на всю жизнь. Н аконец — о, радость! — разрешили ездить самостоятельно. Автомобили наши обслуживали заводы объединения «Красный керамик» (сейчас комбинат огнеупоров). Возили уголь, глину, дрова, трубы, кирпич. Никогда не забыть дорогу на Витцы, всего-то длиной километров семь. Спуск там крутой и обрыв. Подъем тянулся с полкилометра. Помнится, едешь, вернее, лезешь, как на стенку, — н а первой передаче и газ до отказа. Или путь в Любытино, который сейчас автомобиль покрывает за полтора часа. М ыже ехали полдня. Не те были дороги, что сейчас. Зимой их вообще не чистили. Но самая главная помеха — лошади. А их шло много, подвода за подводой, и переджаждой , не доезжая метров сто, ш офер обязан был делать остановку и ждать, пока возчик накинет на голову лошади мешок или зипун и крепко возьмет конягу под уздцы, чтобы не пугалась. Только тогда водитель мог трогать с места. Ремонт, обслуживание, омазку — все делали сами: слесарей не было. Не сделаешь — не поедешь. Зато, когда автомобиль ведешь по городу, п еше ходы глазами провожают и говорят — техника! Вот так мы начинали. И по случаю 8 марта в год 50-летия Октября я хочу рассказать о женщинах, вся трудовая жизнь которых прошла за рулем. Хочется написать обо всех подругах, так что окаждой скажу лишь несколько слов. А называть буду по именам, как мы зовем друг друга с давних, молодых лет. Тридцать пять лет назад получила права водителя Катя Мочалова. М ыпом ним, как ее посадили на АМО - Ф - 1 5 без Е. Мочалова.кабины (после аварии кабину пришлось снять). Вот так и работала Катя около года. З имой обморозила щеки , нос, но с машиной не рассталась. П озже водила она и полуторку, и легковой автомобиль, в в годы войны и 5-тонный ярославский грузовик, и американский «студебеккер». На всю жизнь запомнились Кате 1942-й год, Ивановская область, где она возила дрова вШую . О днаждыв открытом поле кончился бензин. Началась сильная пурга, дорогу сразу же замело. Вот и пришлось «куковать» с грузчицей ночь и день у машины, пока не расчистили путь и не доставили горючее. Но автомобиль она не бросила. Д а мало ли подобных случаев в беспокойной шофер ской жизни? Всегда на колесах, всегда в пути. Сейчас Екатерина Мочалова на пенсии. У нее, как иу всех подруг, б ессмен ный талон № 1. А вот Соня Борисова (Ефимова) пом оложе . Она в семнадцать лет поступила на автобазу «Красного керамика » . Первой из девушек-шоферов получила второй класс. Более тридцати лет водит машины многих марок, начиная с АМО-Ф-15, «Форд», АМО-3, ЗИС-5, ЗИС-12 (газогенераторный). Д олгое время была инструктором, подготовила А. Кривцова.С. Борисова. да приступили к мелкосерийному производству двухдверных седанов КИМ-10-50 и фаэтонов КИМ-10-51. В годы Великой Отечественной войны часть автозаводцев соружиемв руках защищала священную землю Родины, часть трудилась в цехах завода, выполняя заказы фронта по ремонту боевых машин, остальные ма Урале ковали грозную технику для Красной Армии . Пятьсот автомобилей КИМ-10, выпущенные до войны, были лишь предысторией нынешнего завода. Второе рождение его относится к августу 1945 года, когда правительство утвердило образец и характеристики автомобиля для производства на Московском заводе малолитражных автомобилей. В сохранившееся от прежнего завода корпуса начало поступать новое оборудование. Одновременно с его монтажем автозаводцы приступили к строительству новых корпусов и расширению старых. И ужес1 января 1947 года начался планомерный выпуск малолитражных автомобилей «Москвич-400». А потом пошли «Москвич-401», «Москвич-402», «Москвич407», «Москвич-410» со своими модификациями. 18 декабря 1962 года покинул конвейер автомобиль «Москвич-403» за № 001. Это была большая победа коллектива на пути к новому автомобилю. С конвейера шли эти автомобили, и одновременно развернулась подготовка и освоение производства «Москвича-408». История завода — это не просто последовательная смена одних моделей 'автомобилей другими, более совершенными, не только возведение новых корпусов и пуск новых конвейеров. Это прежде всего становление и рост коллектива тружеников, чьим умом , душой и руками все это создано. Старые кадровые рабочие много делают для воспитания и обучения молодежи, ежегодно пополняющей наши ряды. Хорошей традицией, способствующей повышению производительности труда, движению конструкторской, рационализаторской мысли, является стремление многих рабочих, техников, командиров производства к учебе, повышению знаний. Более тысячи тружеников завода обучается в общеобразовательных школах, полторы тысячи — в техникумах и вузах. Около трех тысяч повышают свою производственную квалификацию. С уважением думая о прошлом, с гордостью всматриваясь в будущее, коллектив встречает 50-летие родного Советского государства выпуском тысяч новых «Москвичей», добротных, красивых, комфортабельных. И высшей наградой для нас будет благодарность в адрес завода наших автохозяйств, автолюбителей, друзей за рубежом .много водителей. Ее бывшая ученица Клава Иванова сейчас шофер одной из автоколонн, награждена орденом Трудового Красного Знамени. Хорошо трудятся другие ее воспитанницы — Максимова и Богданова — водители комбината огнеупоров. В Великую Отечественную войну Соня Борисова — в отряде обороны, затем в войсковых частях, в том числе в танковых. Сейчас она трудится в пассажирском автомобильном хозяйстве нашего города, из 46 таксистов — единственная женщина. В ее трудовой книжке более двадцати поощрений: благодарности, денежные премии, грамоты, ценные по дарки. Имя Сони занесено в Книгу почета. Награждена значком за безаварийную работу. Третья из семерки — Аня Кривцова • (Офрина) — тоже села за руль первенца советского автостроения АМО-Ф-15. Как и все подруги, работала сначала грузчиком, получила права и бессменно по сей день трудится в гараже ком бината. Она также прошла большую школу вождения без аварий и (нарушений правил. За хорошую работу имеет массу поощрений. Сейчас член партии Анна Кривцова — ударница коммуни стического труда. Тридцать два года отработала шофе3. Дементьева.р ом на одном месте Зинаида Дементьева. Тоже водила автомобили многих марок. Недавно она ушла на пенсию. Но и сейчас, когда встречает свой последний автомобиль ГАЗ-51 «а линии, долго провожает его глазами... Сын Дементьевой пришел в ее гараж учеником токаря, выучился на шофера и работает там же двенадцать лет; в армии тоже был водителем. Ее младшая сестра Тамара Дементьева — водитель этой же автобазы — трагически погибла в 1934 году в Винницкой области, куда была послана на уборку урожая . Машина загорелась в гараже — Тамара бросилась тушить. Колхозники отстояли автомобиль и сарай от огня, но девушку спасти не смогли. Схоронена Тамара Дементьева в селе Граново Гайсинокого района Винницкой области. Ее портрет с черной каймой долго висел в Красном уголке нашего гаража. М ожно бы многое рассказать о Клавдии Сорокиной, первой из нас севшей за руль и доказавшей, что женщина может управлять автомобилем не хуж е мужчины. Правда, шофером она была лишь несколько лет: в войну погиб ее муж, и Клава ушла работать на его место. Но любовь к автомобилю она сохранила на всю жизнь. К. Сорокина.И, наконец, я, Гаврилова Варя. Проработала водителем восемь лет. В автобазе меня выдвинули председателем цехкома. В 1938 году вступила в партию. Во время войны снова села за руль. После войны время пролетело незаметно. Вот уже пришла пора — на пенсию. Может быть, некоторые молодые люди скажут: экая заслуга — всю жизнь в шоферах. Чего хорошего? А я любила этот труд! И меня ценили: избрали Секретарем парторганизации, дважды выдвигали депутатом горсовета. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Ленинграда». Стали мы уже < м амыи бабушки. Но и шоферская дружба, как говорят, не ржавеет. Живем в Боровичах, встречаемся, вспоминаем свою жизнь за рулем. Кабина автомобиля для нас была часто домом родным. Все вместе мы наездили миллионы километров, исколесили много дорог. Долг свой перед Родиной выполняли верно. Дорогие подруги, все женщины-шоферы! От всего сердца желаю вам вжизнии труде постоянной «зеленой улицы». Варвара ГАВРИЛОВА г. Боровичи. В. Гаврилова.Т. Дементьева.