26
27
ПОРШНЕВЫЕКОЛЬЦАМного споров в свое время было о возможности применения поршневых колец из стали в автомобилестроении. В конце концов вопрос был решен положительно. Интерес автомобилистов к нему совершенно естествен. «Какова конструкция стальных поршневых колец и область их применения!»— такой вопрос задают, обращаясь в редакцию, Н. Кучеренко из Киева и многие другие читатели. Мы попросили ответить им научного сотрудника Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Ю. А. КОГАНА.ИЗРис 1. Поршень в сборе со стальными кольцами.СТАЛЬНОЙЛЕНТЫР ис . 2. Расположение стальных компрессионных колец в канавке: 1 — поверхность цилиндра; 2 — кольца; 3 — канавка поршня. Р ис 3. Схема установки поршня с кольцами в цилиндр: 1 — поршень; 2 — обжимка; 3 — гильза цилиндра; 4 — фаска.vXv.v.v.v>:•:•»:•:•орошие поршневые кольца — это и высокая компрессия в цилиндрах, и незначительное нагарообразование, и нормальный расход масла. Долгое время монопольное положение занимал чугун. Поршневые кольца из чугуна надежно и исправно несли свою службу. Но... С каждым годом все более высокие требования предъявлялись к автомобилю. И естественно, что многочисленные исследования были посвящены продлению жизни двигателя — наименее «живучей» его части. Многие ратовали за то, чтобы во время очередного текущего ремонта двигателя заменять чугунные поршневые 'ольца стальными. Приводились и аргументы. Стальные витые пластинчатые кольца благодаря большей податливости лучше прилегают к стенкам изношенных, деформировавшихся цилиндров. А наличие осевой упругости позволяет установить их на поршни с изношенными по высоте канавками. У стальных маслосъемных колец большие проходные сечения отверстий для стока масла и большая относительная подвижность элементов — они менее склонны к закоксовыванию. Практика подтвердила справедливость этих высказываний. Установлено, что пробег двигателей со стальными кольцами до капитального ремонта больше на 15—20 процентов, а расход моторного масла снижается при этом на 30—50 процентов. Что и говорить, цифры внушительные. Именно поэтому с каждым днем увеличивается число автомобилей, в двигателях которых установлены стальные витые пластинчатые кольца. Что представляют собой эти кольца и как их монтируют? Взамен чугунного кольца в каждую канавку поршня, кроме верхней, ставят набор из нескольких тонких пластинчатых стальных колец (толщиной около 0,7 мм каждое), а в верхнюю — стандартное чугунное. Компрессионные стальные кольца имеют тарельчатую форму, их устанавливают в канавках с некоторым натягом по высоте. Расположение колец в поршне видно на рис. 1. Маслосъемное чугунное кольцо заменяют двумя плоскими стальными кольцевыми дисками с осевым расширителем, обеспечивающим правильное расположение колец в ка-Хlilli•:•:•:•:•:•:•:•:•:•:•:•:•:•:•:;:;j;:;;;:;:;;;.:.:.:.iS:S:%5:S:A•M"X»>»!«»K»!> w.vftотвЕчаюш чытатЕПЯмщ1 щчимсвгнЕл^ынавке по высоте, и с радиальным расширителем, прижимающим их к стенке цилиндра. Стальное кольцо стальному рознь, хотя с виду они как будто одинаковы. Но одни кольца делают хромированными, другие — нет. Нехромированные стальные кольца по двум причинам следует устанавливать только при текущих ремонтах — в изношенные цилиндры двигателей (при износах от 0,1 до 0,3 мм). Во-первых, именно в изношенных цилиндрах наиболее полно можно реализовать свойство таких колец хорошо приспосабливаться к форме цилиндра. Вовторых, у работавших двигателей несколько повышена (за счет наклепа) твердость поверхности цилиндров, что исключает возникновение задиров. При комплектации же новых двигателей используются кольца, рабочая поверхность которых покрыта слоем хрома. В изношенные цилиндры, не подвергавшиеся расточке, устанавливают стальные кольца номинального размера, а в расточенные под один из ремонтных размеров — кольца соответствующего ремонтного размера. О том, как вообще устанавливаются кольца, по-видимому, нет необходимости рассказывать. Большинству водителей, а тем более механикам это хорошо известно. Когда же имеешь дело со стальными кольцами, надо знать некоторые особенности работы с ними. Прежде всего необходимо убедиться, что острые кромки в стыке замка притуплены. Сначала следует завести кольцо одним концом, а затем, поворачивая поршень и удерживая кольцо, ввести его в канавку полностью. Оно как бы ввинчивается в канавку. Стальные компрессионные кольца располагают так, чтобы их замки были сдвинуты на 90 градусов (при четырех кольцах в канавке) или на 120 градусов (при трех кольцах в канавке). Их «посадка» в канавке показана на рис. 2. Сдвиг замков маслосъемных колец — 180 градусов. Их устанавливают в следующем порядке: 1) радиальный расширитель; 2) нижнее кольцо; 3) осевой расширитель; 4) верхнее кольцо. Набор стальных колец в канавке должен свободно перемещаться в радиальном направлении при легком нажиме пальцем. Для установки поршня в сборе со стальными кольцами в цилиндр можно использовать обыкновенную обжимку из стальной ленты (рис. 3). Обжимка должна быть достаточно широкой, чтобы охватывать одновременно все наборы колец на поршне, а край ее обязательно должен заходить внутрь фаски цилиндра в верхней плоскости блока. Если это требование не будет соблюдено, то кольцо, когда оно выходит из-под ленты обжимки, заскочит в фаску цилиндра. При дальнейшем вдвигании поршня оно может отогнуться и попасть в пространство между поверхностями цилиндра и поршня, а это приведет к задиру цилиндра. Когда сборка выполнена правильно, поршень легко перемещается в цилиндре. Если движение поршня затруднено, его следует вынуть из цилиндра и проверить. Если какие-либо кольца скрутились, их необходимо заменить. Когда нет новыхпоршней нужного размера, стальные кольца помогают использовать старые поршни, имеющие износ верхних канавок. Для этой цели канавку растачивают по высоте и устанавливают в нее два кольца — чугунное и стальное плоское под ним. При переходе на изготовление стальных поршневых колец коренным образом меняется характер производства: вместо отливки колец и их механической обработки — навивка из стальной ленты. А это дает возможность полностью автоматизировать процесс ив несколько раз сократить потребность в оборудовании и производственных площадях. В нашей стране накоплен опыт массового применения большой стальныхвитых поршневых колец при текущих ремонтах бензиновых двигателей автобусов, грузовых автомобилей, «Волги», «Москвича». Он свидетельствует о том, что замена чугунных колец стальными обеспечивает более длительную и надежную эксплуатацию двигателя, уменьшая расход моторного масла. Наш грузовой автомобильный транспорт практически полностью обеспечен стальными поршневыми кольцами. И сейчас особенно важно увеличить выпуск их для легковых автомобилей. На заводе в Мичуринске недавно введен еще один цех по производству стальных колец. Ю. КОГАН, кандидат технических наукПо следамнашихвыступленийработы спортивных секций и клубов. Выделено 23 тысячи рублей на приобретение спортивных мотоциклов и запчастей к ним, в том числе 7,5 тысячи рублей для спортивно-технических клубов. Новомосковскому, Уэловскому, Кимовскому, Донскому райкомам ДОСААФ, автомото- и спортивно-техническим клубам, о которых шла речь в письме читателей, разрешено приобрести мотоциклы для занятий спортом на сумму 10 тысяч рублей. Вопрос о необходимости создания в районном центре, г. Корсунь-Шевченковском, автомотоклуба поднимался в письме П. Стрыкало из колхоза имени Ленина. Председатель Корсунь-Шеиченковского райкома ДОСААФ Черкасской области В. Медведев сообщил редакции, что в настоящее время в районе организован спортивно-технический клуб, который подтовнл уже более ста пятидесяти мотоциклистов и шоферов-любителей. Помогите возродить мотоспорт в г. Херсоне! — такова основная мысль письма ударника коммунистического труда шофера первого класса В. Черного, которое также было опубликовано в этой подборке. Начальник Херсонского автомотоклуба тов . Ильченко сообщил. что факты, приведенные в письме, отражают «действительное положение мотоспорта в области». В настоящее время приняты меры к улучшению спортивной работы. В распоряжение членов мотосекцни переданы четыре новых спортивных мотоцикла и три бокса. Тренировки мотоциклистов проводятся регулярно.С НОВОЙ МЕРКОЙПод таким названием в нашем журнале была опубликована статья А. Хохлачева («За рулем», 1966 г., № 8), в которой подверглись критике Выборгский, Куйбышевский, Ломоносовский и Оренбургский автомотоклубы <за слабую учебно-методическую работу с преподавателями и инструкторами, недостаточную требовательность, слабый контроль за качеством подготовки технических специалистов в учебных группах. Как сообщили редакции председатели Куйбышевского, Ленинградского и Оренбургского обкомов ДОСААФ, статья обсуждалась в коллективах автомотоклубов. Критика журнала признана правильной. Для устранения отмеченных в статье недостатков, пишут нам из обкомов, потребовалось время и соответствующие материальные затраты. Так, для повышения качества обучения мотоциклистов в Оренбургском автомотоклубе оборудован специальный класс, где размещены .необходимые агрегаты, механизмы, детали, многие из них в разрезе; имеются схемы, п лакаты , стенды. Повышена требовательность к инструкторам практического вождения. Прошла соответствующую подготовку и получила удостоверения на право преподавания группа инструкторов вождения в Куйбышевском автомотоклубе. Так называлась помещенная в журнале «За рулем» (1966, N° 3) р ецензия на «Справочную книгу по мотоциклам, моторолле§ам и мопедам» Б. Ф. Носенко и . П. Тюркина, которую выпустил Лениздат. В рецензии на конкретных примерах показывалось, что авторы книги плохо знают предмет, о котором они взялись судить, проявляют беспомощность, некритичность, техническую неграмотность. Описания моделей находятся на очень низком техническом и литературном уровне, изобилуют таким количеством нелепостей и ошибок, "неправильных рекомендаций и прочих погрешностей, которые могут только дезориентировать читателей. Непозволительные в любом труде, все эти недостатки особенно нетерпимы и вредны в книге, которая, судя по названию, рассматривается авторами и издательством как справочное пособие для тех, кто ездит на мотоциклах, .мотороллерах и мопедах, обслуживает и ремонтирует их. Редакции и читателям журнала хотелось знать, как относится к затронутым в рецензии вопросам издательство, выпустившее книгу. Однако неоднократные просьбы к издательству высказать свое мнение остались неуслышанными. Лениздат «е посчитал нужным ответить на критику в свой адрес. Рецензия, как указано выше, была напечатана в прошлогоднем мартовском номере журнала. 26 января 1967 года (спустя почти год!) редакция "наконец получила ответ от Главного управления книжных издательств Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. НачальникУлучшена методическая работа в автомотоклубах ДОСААФ Ленинградской области: регулярно проводятся сборы, семинары преподавателей, практикуются обсуждение лекций, открытые уроки, взаимные посещения занятий. В обучении шоферов и мотоциклистов чаще стали применяться современные средства — кино, диафильмы.«ПУСТИТЕ В АВТОМОТОСПОРТ!»Так называлась подборка писем наших читателей, опубликованная в № 8 журнала за прошлый год. Редакция получила ответы от организаций, в адрес которых были высказаны критические замечания. Как сообщил нам заместитель председателя Тульского обкома ДОСААФ тов. Александров, факты, изложенные в письме мотоспортсменов г. Северо-Задонска, подтвердились. Недостатки, к аки само письмо, обсуждались "В ряде организаций ДОСААФ ив секциях автомотоспорта. Одной из главных причин, тормозящих развитие мотоспорта, по мнению тов. Александрова, является недостаточное снабжение организаций ДОСААФ спортивными мотоциклами и запчастями. В настоящее время обкомом ДОСААФ разработаны мероприятия по улучшению200000ЭКЗЕМПЛЯРОВБРАКАРосглавиздата В. Еогатов сообщает: «Главное управление книжных издательств рассмотрело рецензию «200 000 экземпляров брака», опубликованную в журнале «За рулем» № 3 за 1966 год. «Справочная книга по мотоциклам, мотороллерам и мопедам», выпущенная Лениздатом в 1965 году, не случайно имеет на титульном листе подзаголовок «Устройство, обслуживание, ремонт». Совершенно логично, что в такой книге должна идти речь прежде всего о тех моделях, которые имеются у населения и эксплуатируются им. Вот почему авторы приводят необходимые данные по наибо лее распространенным мотоциклам, хотя часть из них уже снята с производства. Подобная справочная книга довольно трудоемкая в производстве. Когда она составлялась и редактировалась, новые модели еще не выпускались, поэтому, естественно, что сведений о них в справочнике нет. Главное управление книжных издательств указало главному редактору Лениздата тов. Хренкову на серьезные технические неточности и ошибки, которые приведены в рецензии, и поручило ему усилить контроль за научно-техническим уровнем подготовляемых изданий». Как видим, основное содержание ответа сводится к оправданию того отмеченного в рецензии факта, что в книге главное внимание уделено описанию устаревших и давно снятых с производства моделей К1В, М1А, К-125, М-72. М-52 и других. Что же. в этом есть какая-то логика, хотя выпуск ряда указанных моделей прекратился 10—12 лет назад. Но дело даяге не в этом. Если бы все сводилось к некоторому отставанию «Справочной книги» от производства новых мотоциклов, это можно было бы понять и простить. Но непростительным является тот факт, что в «Справочной книге» нет описания ни одной модели, «справка» о которой не содержала бы грубейших ошибок. Рецензент насчитал их более трехсот. Некоторые .читатели журнала «За рулем» полагают, что эта цифра явно занижена. И это-то в «справочном пособии», самый смысл которого состоит в том, чтобы дать нужную, полезную и точную справку. Об этой — главнейшей — стороне дела в ответе начальника Росглавиздата говорится лишь вскользь. А зря. Обилие ошибок в «Справочной книге» и дало нам право назвать ее браком. Эта оценка никак не оспорена, в том числе не подвергается она сомнению ив ответе Главного управления книжных издательств. А коли так. то необходимы конкретные практические меры, которые могли бы преградить дорогу выпуску брака. Об этих мерах и хотелось бы узнать более подробно. При этом не следует забывать еще об одном обстоятельстве. «Справочная книга» имеет внушительный объем — 452 страницы. 23,73 условных печатных листа. Издана она тиражом 200 000 экземпляров. Нетрудно подсчитать, сколько бумаги истрачено, мягко скажем, впустую.•27-