• «КРУГЛЫЙ СТОЛ» ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»Я. X. Паникаров: Думаю, тут у нас разных мнений быть не может. В самом названии «спортивно-технический» указаны цели клуба. Мы прививаем вкус к спорту всем, кто приходит к нам учиться. Проездил 30 часов — можешь участвовать в фигурном вождении на клубной машине. Сначала у нас соревнуются учебные группы, а затем победители встречаются в финале. Важно не забывать о поощрении. Пусть это будет грамота, недорогой кубок или нагрудный значок. Но это придает интерес спортивному состязанию. Г. В. Хамидулин: А мы попробовали мотобол. Повесили афиши, объявили по радио. Вначале народ отнесся к новой игре с недоверием. Теперь же футболисты на нас в обиде — говорят, мы сделали им подножку. При клубе большая мотосекция, имеем 12 мотоциклов. Но основой для развития спорта остаются личные мотоциклы. В некоторых соревнованиях, таких, как пятикилометровые гонки по легкопересеченной местности, на своих машинах у нас стартовало свыше 40 мотоциклистов. НЕ СПОРТОМ ЕДИНЫМ... — Мы все за спорт, — говорит В. Ф. Чистяков (начальник спортивно-технического клуба Мышкинского района Ярославской области), — но не спортом единым должна заполняться клубная работа. С каким успехом прошел у нас вечер автомобилистов! Курсанты и члены клуба пришли с женами и девушками. М ы показали им классы, мастерские, потом пригласили в «зал». Водителям — ветеранам войны военком вручил юбилейные медали, затем были воспоминания, музыка, песни. Или вот техническая викторина. Провели ее совместно с сотрудниками ГАИ. Победитель, водитель третьего класса, проявивший глубокие знания, в качестве приза получил удостоверение водителя второго класса. Я мог бы рассказать ио праздниках ДОСААФ , на которые съезжается молодежь со всего района, и одругом . Но главное, что хотелось бы подчеркнуть: в сельских районах, где пока меньше, чем в городе, зрелищных предприятий, лекториев, стадионов, очень важно сделать спортивно-технические клубы центром массовой работы с молодежью. — Я, правда, не представляю здесь сельский клуб, — присоединяется к разговору начальник спортивно-технического клуба города Дубны Н. И. Сошникова, — но позволю себе сделать одно замечание. Мало еще в нашем арсенале таких мероприятий, которые имели бы чисто оборонный характер. А молодежь любит их. К 25-летию разгрома фашистских войск под Москвой мы провели необычные соревнованияэстафету. Водители должны были быстро пустить двигатель, промчаться на автомобиле к открытому тиру, выйти из машины, сделать прицельные выстрелы по мишени и вернуться на старт. На моей памяти не было более интересных соревнований. Наверно, и в сельских клубах они прошли бы с успехом. Федерации должны не только разрабатывать правила таких соревнований, но и включать их в спортивную классификацию. М. П. Калинин: Наша беседа будет неполной, если мы не коснемся деятельности спортивно-технических клубов в школах.Советские автомобили «Москвич-408» на старте ралли «Акрополис» (Греция).бросить тень на спортивную и техническую ценность этих соревнований. Именно в них лучше всего проявляется выносливость водителей, умение их ориентироваться на трудных, запутанных дорогах и при движении на повышенных скоростях. Именно в них лучше всего испытываются технические качества автомобилей в условиях многодневной езды на форсированном режиме.РАЛЛИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРАПреодоление в условиях жесткого графика длинной трассы, пролегающей по дорогам различного рельефа с извилистыми < и горными участками, большое количество скоростных гонок и дополнительных состязаний — такими предстают перед нами современные крупные ралли, которые сегодня являются самым распространенным соревнованием в мировом, и особенно в европейском автоспорте. В условиях острой конкурентной борьбы капиталистические фирмы стремятся любой ценой завоевать первенство, причем иногда пользуются далеко не спортивными приемами. Всем памятен скандал на ралли «Монте-Карло» в прошлом году (см. «За рулем», 1966 г., № 4), когда результат четырех победителей на «Мориснюуперах» (английской фирмы Би-Эм-Си) был аннулирован. Но даже самые отвратительные гримасы буржуазного автоспорта не мог/т Понятно, какой большой интерес представляют такие ралли для нашей автомобильной промышленности. Их результаты дают богатый материал для оценки качеств отечественных автомобилей, для сравнения >их технических данных с данными зарубежных машин в различных условиях движения, на различных трассах и на разных режимах. Ралли — сравнительно молодая разновидность отечественного автоспорта. Напомним: первые такие соревнования состоялись в 1958 году. Однако именно с авторалли началось участие наших автоспортсменов в международных встречах. Вот уже шесть лет советские автомобилисты на отечественных машинах ежегодно выходят на старты таких соревнований. Они пробовали свои силы а большинстве крупных ралли, входящих в первенство Европы: «1000 озер» в Финляндии, «Рейде польском», «Влтаве» в Чехословакии, «Акрополисе»в Греции, «Полуночном солнце» в Швеции, «Монте-Карло». Два раза иу нас проводились международные ралли «Русская зима». Кстати, здесь советские команды завоевали первенство в национальном зачете. Были достигнуты успехи и при выездах на соревнования за рубеж. В 1964 году автомобили «Москвич» в «Рейде польском» выиграли два первых места в своем классе. В следующем году на том же ралли победителями в своих классах стали уже «Москвич» и «Волга», а сборная команда Советского Союза заняла второе место в розыгрыше командного Кубка Европы. Все эти успехи свидетельствуют о больших возможностях наших автомобилистов. Советские спортсмены и впредь должны выступать на отечественных автомобилях в крупных международных ралли. Какие объективные соображения лежат в основе такого утверждения? Какие выводы мы должны сделать из итогов выступлений? Наконец, какие шаги следует предпринять, чтобы повысить уровень наших спортивных результатов в международных ралли? На эти вопросы яи хотел бы ответить. Выпускаемые ныне отечественные легковые автомобили имеют двигатели меньшей мощности, чем двигатели аналогичных по рабочему объему зарубежных марок. Это, безусловно, сказывается на динамических качествах автомобилей. Однако по ряду показателей наши машины превосходят зарубежные, что может быть отчетливо выявлено в некоторых ралли. К этим преимуществам в первую очередь относятся их надежность, прочность и неприхотливость на различных дорогах ив разных климатических условиях. Особенно наглядно эти достоинства наших машин проявляются в ралли с напряженным режимом движения по трудным дорогам, когда к ЦЕЛЬ — МАССОВОСТЬИ. А. Пятин: М ы шефствуем над Змеевской и Покровской средними школами, помогли организовать ' там технические кружки . Но нет мотоциклов. В. Ф. Чистяков: По этой же причине мы не можем организовать среди школьников изучение автомотодела. Вот если бы органы Госавтоинспекции передавали нам списанные машины для использования в виде наглядных пособий — дело пошло бы лучше. М. П. Калинин: А почему бы не организовать школу юных мотоциклистов прямо при спорттехклубе, как это сделали в Соль-Илецке? Э. М. Гузеев: Да, у нас действует такая школа. Занимается в ней 48 учащихся. Возглавляет ее наш активист И. В. Торопов.. Занятия проводятся по расписанию два раза в неделю по два часа. Ребятам выделены мотоциклы, учебные пособия. Разработано положение. районах только по форме, на вывесках, именуются клубами, содержание же их деятельности в лучшем случае сведено к заурядным хозрасчетным курсам. Героико-патриотическое воспитание, техническая пропаганда, спорт и другие виды массовой работы присутствуют там только в отчетах. В то же время участники «круглого стола» показали, какими могут стать спортивно-технические клубы, если возглавляют их инициативные, энергичные люди — вожаки, умеющие сплотить актив, увлечь его на живое, интересное дело. Конечно, нельзя полагаться только на энтузиазм. Многие спортивно-технические клубы нуждаются в помощи, в укреплении материальной базы. Кому не известны нужды сельских спортивно-технических клубов! К сожалению, областные, краевые комитеты Общества слабо снабжают сельские спортивно-технические клубы учебной и спортивной техникой, литературой, плакатами. Управление материально-технического обеспечения и капитального строительства ЦК ДОСААФ также должно больше учитывать нужды и запросы села. Может быть, следует подумать и над тем, чтобы штатные автомотоклубы крупных городов взяли шефство над близлежащими сельскими спортивно-техническими клубами, помогли им стать на ноги, обзавестись всем необходимым. Но прочная материально-техническая база — не самоцель. Это фундамент, на котором должна строиться живая, богатая разнообразными делами жизнь клуба. Стать очагом технической культуры на селе, содействовать воспитанию нового человека, подготовке его к труду и защите Родины — в этом главная и благородная задача клубов сельских районов.Разумеется, участники нашей встречи за «круглым столом» не могли затронуть всех вопросов и проблем, от решения которых зависит активизация военно-патриотической работы среди колхозной и совхозной молодежи. Однако из того, что было сказано во время совещания в ЦК ДОСААФи на встрече в редакции, можно сделать некоторые выводы. Еще очень много спортивно-технических клубов в сельскихфинишу приходит треть, а то и менее стартовавших экипажей. Так, в «Рейде польском» 1964 года, где в классе 1300-1600 см3 стартовали четыре «Альфа-ромео», ФИАТ-1500, «Форд-кортина», «Фольксваген» и два «Москвича», на финише были лишь два наших автомобиля. Аналогичное положение сложилось в 1965 году, на труднейшем ралли «Влтава», когда из 82 стартовавших машин финишировало 11. И здесь за 200 километров до финиша в классе автомобилей 1300-1600 см 3 на трассе оставалось два «Москвича-408». Лишь случайность не позволила нашему зжипажу стать полноправным победителем в этом «лаосе. Такое же положение было в «Рейде польском» 1965 года. Правда, финиша достигли не только советские машины, однако среди трети финишировавших наши автомобили были пер выми в обоих классах, где они стартовали. В 1966 году на ра"лли «Влтава» успешно финишировали один «Москвич» и одна «Волга», а в «Рейде польском» из 14 автомобилей, закончивших соревнования, три были советские, причем «Волга» заняла второе место в своем классе. В прошлом году успешным было выступление в Финляндии, где наша команда на «Волгах» заняла третье место в национальном зачете. Участие советских автомобилей в ралли может и должно содействовать укреплению их престижа за рубежом . Федерации автоспорта СССР надо выбирать для участия именно те ралли, характер которых наиболее способствует выявлению достоинств наших машин. Здесь следует с сожалением сказать, что ралли '«Русская зима» нам не удалось организовать таким образом, чтобы его можно было отнести к трудным соревнованиям, спортивно благоприятным для наших автомобилей. Конечно, сказанное здесь ни вкоем случае не снимает с повестки дня задачу — о&еспечить наш автоспорт легковыми автомобилями с мощными двигателями. И мы надеемся, что проводимые сейчас конструкторскими бюро заводов и институтами работы по созданию таких двигателей увенчаются успехом. В проблеме, связанной с участием в международных ралли, есть и другие нерешенные вопросы. Совершенно ясно, что если мы не будем бок о бок с сильнейшими гонщиками мира преодолевать трудные трассы, не будем перенимать лучшее из их опыта, то не возместим это никакими дополнительными «лошадиными силами». Многодневная напряженная гонка, какой является сейчас большинство ралли, требует от спортсменов огромного напряжения сил. И здесь многое зависит от того, наоколыко ' х орошо члены экипажа дополняют и подменяют друг друга, насколько умеют они экономить силы, отдыхать на наиболее легких участках. Во всем этом мы еще уступаем ведущим экипажам зарубежных стран. Уступаем мы мв технике прохождения скоростных участков. Энергии, смелости и желания победить у наших спортсменов хоть отбавляй, а вот спортивного умения порой не достает. Особенно это заметно на сложных поворотах, горных трассах и т. п. И еще об одном. Международные соревнования в большинстве своем имеют специальный зачет и призы для женских экипажей. У нас в стране много женщинводителей, но их пока робко вовлекают в автоспорт. Лишь в прошлом году один экипаж раллистов впервые дебютировал в международном ралли. И хотя ему не удалось успешно дойти до финиша «Рейда польского», на Краковском аэродроме, где были скоростные гонки, наши девушки не только были впереди многих иностранных женских экипажей, но и не уступали некоторым мужскимэкипажам. Нужно смелее решать вопрос об участии женщин в авторалли. Для того, чтобы добиться устойчивых спортивных достижений, надо резко улучшить тренировочную работу со сборной командой, периодически проводя для нее специальные тренировочные сборы (как это делается в других видах спорта), и особенно с молодежью. Жизнь настоятельно требует от нас создания молодежных сборных команд раллистов, и надо, чтобы Федерация автоспорта решила этот вопрос. Организуя авторалли различных масштабов у нас в стране, мы ищем наиболее целесообразные формы проведения соревнований. Были на этом пути и ошибки, но за последнее время комиссией ралли Федерации автоспорта СССР сделано много прлезного. Конечно, необходимо учитывать специфику наших условий, воспитывать у раллистов именно те спортивные и водительско-прикладные качества, которые нам наиболее нужны. Но опыт организации международных ралли также дает много полезного, что, безусловно, следует использовать. Скажем, умение привлечь зрителей (об этом мы применительно к ралли пока не думаем) или введение интересных с технической точки зрения дополнительных соревнований. К примеру, в ралли «Влтава» включены состязания на стабильность сохранения скоростных результатов (динамики автомобиля) в начале ив конце соревнований. В новой пятилетке у нас в стране предусматривается резкое увеличение выпуска легковых автомобилей. Тем самым создаются объективные предпосылки для того, чтобы авторалли, эти наиболее доступные соревнования на стандартных легковых автомобилях, получили большой размах. Р. ЧЕРТОВ, заслуженный тренер СССР•7-