С каждым годом повышается класс игры в мотобол, накапливается опыт в организации и судействе соревнований. В связи с этим вносятся изменения в спортивный календарь, правила игры, в соответствующие разделы спортивной классификации. В Mi 7 нашего журнала за 1985 год были опубликованы разрядные требования 1 по мотоболу. Сейчас они несколько из менены. Завоевать право на звание мастера спорта можно, участвуя в первенстве СССР в составе команды, занявшей с 1-го по 3-е место, или в составе команд, занявших 4-е — 5-е места в течение двух лет подряд, или в соревнованиях на кубок журнала «За рулем» (приравненных к кубку СССР) в составе команд-финалистов (остальные пункты остались без изменений).Права ли инструкция?Причин дорожно-транспортных происшествий немало. То водитель не рассчитал безопасную скорость, то машина была неисправной, а иногда и просто за рулем оказался пьяный шофер. Однако нам не приходилось слышать, чтобы аварийная обстановка возникла из-за того, что водитель плохо воспринимает цвет сигналов светофора. А ведь так называемые цветоаномалы среди водителей есть. Работая в Таганрогской городской комиссии по медицинскому переосвидетельствованию водителей, мы увидели, что приблизительно у7 процентов шофёров отмечается разной степени понижение цветоощущения. Тем не менее большинство из них десятки лет безаварийно водят автомобили. Вернее сказать, водили, потому что согласно последней инструкции Министерства здравоохранения СССР все цветоаномалы к управлению транспортом не допускаются. Вот с этим и нельзя согласиться. Многие из этих людей, в чем мы совершенно точно убедились, хотя и не читают всех таблиц Рабкина (специальные цветовые орнаменты), легко различают цвета сигналов свотофора. Однако вышеупомянутая инструкция не оставляет места для каких-либо исключений. Человека с любыми, порой незначительными нарушениями цветоощущения она признает негодным для управления механическими транспортными средствами. Что же делать? На наш взгляд, надо дополнить инструкцию примечанием, к о торое имелось в прежнем перечне медицинских противопоказании для водителей. Вот что было записано в приложении к приказу Наркомздрава СССР № 829/582 от 2 декабря 1942 года: «Цветоаномалы слабых степеней могут быть признаны годными на все виды транспорта после проверки в условиях, близких к производственным (светофор)». Таким образом, пригодность к работе водителя оценивалась в каждом отдельном случае индивидуально. Нам непонятно, почему от этого хорошего правила надо отходить сейчас. Подумайте, что делать человеку, проездившему 20—30 лет за рулем и отстраненному от работы из-за ослабленного цветоощущения. Переквалифицироваться? Пожалуй, уже поздно. Да и для государства довольно накладно. Если же принять во внимание и то обстоятельство, что все современные светофоры имеют неизменное расположение сигналов (вверху — красный, вниз у — зеленый) и определение цвета сигнала не вызывает, таким образом, никаких затруднений, то, нам думается, нет никаких оснований отрицать способность безопасно управлять автомобилем у людей пусть даже с несколько пониженным цветоощущением. Давайте вернем за руль тысячи стажированных, опытных водителей, безупречно проработавших на транспорте много лет. А. ЗАГОВОРЧЕНКО, нештатный автоинспектор; А. ДЕМЧЕНКО, г. Таганрог врач-окулистМОТОБОЛ, 1967Кандидатом в мастера спорта можно стать, играя в первенстве' СССР в составе команды, занявшей 4-е—5-е место, или в составе команд, занявших 6-е место в течение двух лет подряд, или участвовать в финале первенства по классу «Б» IB составе команды, занявшей 1-е — 2-е место. Есть новшества ив правилах игры. Об основных из них было рассказно в № 8 нашего журнала за 1968 год. После этого приняты дополнительные изменения. Теперь замена игрока допускается без разрешения .судьи, причем не надо ждать остановки игры. Правда, по-прежнему полагается выходить на поле на средней линии, просигнализировав поднятой рукой. По-новому устанавливаются номера членов команды: 1 — вратарь, 2 — защитник, 3 — левый крайний нападающий, 4 — центр нападения, 5 — правый крайний, 6 • запасной. — В требованиях к мотоциклу вратаря исключено условие, согласно которому он не должен отличаться от мотоциклов полевых игроков. Игра разделяется на четыре периода по 20 минут. Между периодами дается 10-минутный перерыв. Команды меняются воротами после второго периода. Товарищеские встречи могут проводиться, как и раньше, в два периода по 30 минут. ,, Наиболее серьезным поправкам подвергся раздел, касающийся игры вратаря. Вот выдержка из соответствующего пункта правил: «Вратарь всегда находится на мотоцикле в положении всадника. При этом он может как сидеть на седле, т аки стоять на земле, « о мотоцикл должен находиться между его ног. В пределах площади ворот во время приема мяча (после того как произведен удар по воротам) вратарь может покинуть мотоцикл и брооиться на мяч, сделав по направлению к нему не более двух шагов. Отбив мяч, эратарь не может касаться его вторично до тех пор, пока не коснется своего мотоцикла. Поймав мяч, вратарь может выбросить его в поле, обязательно имея контакт с мотоциклом, при этом ему не обязательно сидеть на нем». Если вратарь потеряет контакт с мотоциклом до удара по воротам, он наказывается свободным ударом. Если же вратарь, покинув мотоцикл, сделает по направлению к мячу более двух шагов или, отбив мяч. коснется его вторично. не коснувшись своего мотоцикла, он наказывается 11-метровым штрафным ударом. Раньше, чтобы гол был засчитан, игрок нападающей команды не должен был / . пересекать линию площадки «вне игры» | лишь в момент удара, а теперь — и к после удара. N Утвержден календарь основных сорев- I нований по мотоболу. Первенство СССР по классу «А» прово- | дится в два круга: первый круг — с 7 мая по 25 июня, второй — с 25 июня по 8 августа. Матчи играются на полях команд — участниц первенства. В борьбу за кубок журнала «За рулем» (как ив прошлом году он разыгрывается на правах кубка СССР) команды всту- I пают в августе. В сентябре заканчивает- Я ся первый этап; второй этап проводится в октябре — ноябре. 1 С сентября по октябрь будет выбрано I время для розыгрыша второго тради- и ционного приза — «Кубка городов-героев».К огда появится новая „Тула"?Недавно владельцев тульских мотороллеров взволновало сообщение о том, что пошел в серию двигатель повышенной {с 9 до 11 л. с.) мощности. Почему же это известие произвело такое впечатление? Дело в том, что этот мотороллер, хорошо знакомый мотолюбителям, выпускается почти без изменений с 1957 года! За это время, к примеру, Ижевский машиностроительный завод четыре раза менял модели. На смену ИЖ-56 пришла «Планета», за ней — «Юпитер», затем — «Плгнета-2» и «Юпитер-2». Вероятно, и теперь ижевцы работают над чем-то новым. То же самое с Ковровским заводом. Вятско-Полянский машиностроительный завод перешел на выпуск мотороллера новой модели 8-150М — с принципиально новой компоновкой, ходовой частью. Здесь же впервые стали серийно устанавливать указатели поворота. Можно продолжить перечень заводов и моделей. Читатели, вероятно, и сами сумеют дополнить его примерами. Мы же хотим только подчеркнуть, что тульский завод — единственный, который за весь период выпуска машин не провел практически ни одной существенной модернизации. А ведь ик внешнему виду, и к устойчивости, и к надежности этих мотороллеров есть серьезные претензии, Забыты работниками завода такие качества, как динамичность машины и ее комфортабельность. Кстати, о надежности. Сейчас на мотороллерах применяются коренные подшипники коленчатого вала серии № 2305К, а раньше стояли № 42305К. Так вот если сравнить эти два подшипника, то «старенький» окажется долговечнее и надежнее. Это сравнение говорит о том, что не от всего старого следует отказываться, и если выясняется, что модернизация неудачна, то нужно не бояться признать это и вернуться к испытанному варианту. Все это о нынешней «Туле». Между тем кое-кому удалось повидать новую модель — «Тула-Турист». Говорят и пишут о ней давно, но создается впечатление, что существуют пока только выставочные экземпляры. Когда же наконец поклонники тульских моторсллеров увидят новую модель в продаже? Ответьте, сколько же можно ждать? А. АНТОНОВ От редакции . Вопрос, заданный нашим читателем, не нов. Редакция получает много писем подобного содержания. Мы многократно обращались на завод, предлагали нонструнторам для выступления страницы журнала. Но они хранят упорное молчание. Печатая письмо тов. Антонова, редакция рассчитывает, что руководство завода и вышестоящие организации ответят наконец мотолюбителям.•29-