Двадцать два года прошло с тех пор, как в нашем налендаре появилась еще одна дата, отмеченная красным цветом, — славный Праздник Победы. За это время найдены тысячи, десятни тысяч имен ранее неизвестных героев, не щадивших жизни для свободы и независимости своей Родины. И все же далеко не обо всех воинах, прославивших социалистическое Отечество, еще знают наши люди. Н азовитеихимена — с таким призывом обратился генерал-лейтенант технических войск в отставке Н. В. Страхов к читателям нашего журнала в мае прошлого года («За рулем» № 5, 1966 г.). Один из старейших автомобилистов, руководитель автомобильных войск ряда фронтов в годы Великой Отечественной войны, Н. В. Страхов сообщал, что, по его данным, пока известны имена тринадцати фронтовых шоферов, которым присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Это В. К. АРТЮХ, П. Д. ЗАЛЕСОВ, И. М. ИЛЬИНЫХ, А. Г. КАИДА, В. М. ЕФИМОВ. А. И. ГРИВЦОВ, Ф. И. ЗЕМЛЯНЫХ, В. Н. ТЕРЛЕЦКИЙ, П. И. НАЗАРЕНКО, Д. М. ПЕРОВ, И. Ф. РУСИН, И. А. САМОДЕЕВ, Д. Ф. РЗЯНИН. О некоторых из них, в частности о В. К. Артюхе, А. И. Гривцове, В. Н. Терлециом, журнал «За рулем» в разное время опублиновал очерки. Подробности боевых подвигов, послевоенные судьбы большинства водителей — Героев Советского Союза еще недостаточно известны. Да и список, опубликованный нами, нельзя считать исчерпывающим. Сегодня с рассказом о бывшем водителе «катюши» Герое Советского Союза И. Ф. Русине выступает подполковник Н. П. Кириллов, старший преподаватель Рязанского военного автомобильного училища. В последующих номерах журнала мы продолжим рассказы о героях-водителях.Не покривлю душой, если скажу: всем, кто прошел войну, хочется, чтобы и сыны наши до конца поняли мужество советского солдата в годы Великой Отечественной. Служу яв Рязанском военном автомобильном ордена Красной Звезды училище. Каждый год приходят к нам новички из автомотоклубов ДОСААФ , с заводов и полей. Ребята физически крепкие, со средним образованием, знакомые с техникой. И как же нам, старым солдатам, дорог глубокий интерес молодых к подвигу воинов-автомобилистов, совершенному а дни беспримерной битвы за Родину! Маши курсанты стараются узнать боевые биографии водителей-героев. Так что можете представить, с каким чувством поехал я для встречи с одним из них. Только поезд прибыл в Сочи, прямо с вокзала направился яв легковой таксомоторный парк. Спрашиваю: — Можно увидеть вашего водителя, героя войны... Мне и договорить не дали: — Пожалуйста, — отвечают и показывают стенд с портретами солдат-ветеранов. — Их у нас, наверное, на целое боевоеподразделение наберется. Выбирайте любого... Откровенно говоря, я несколько опешил — смотрю на многочисленные ряды фотографий, читаю короткие надписи. Верно, не простой тут таксомоторный парк, а прямо-таки гвардейский: механик Харитонов Василий — Герой Советского Союза, танкист; Ковалев Виктор — гвардии лейтенант, в войну награжден многими боевыми наградами, а недавно — медалью «За трудовую доблесть»; водитель Кравцов Валентин — танкист, кавалер трех орденов, член горкома КПСС; бригадир шоферов Учадзе Аркадий — гвардии старший лейтенант, отмечен орденами Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды; бригадир шоферов Киселев Николай — сержант, за бои награжден медалями, за мирный труд — орденом «Знак почета», депутат районного Совета; Елкина Наталья — гвардии старший сержант, кавалер многих правительственных наград, сейчас секретарь партбюро таксомоторного парка... И еще много фотографий, все не перечислишь. — Товарищи, — обратился як людям, стоявшим рядом, — вижу, фронтовики не подкачали, один лучше другого. Только вот не заметил я портрета того, из-за кого приехал к вам, — Ивана Федоровича Русина. — Смотрите, — сказали мне с гордостью, — вот он, наш Иван. С фотоснимка прямо в глаза глянул мне младший сержантс Золотой Звездой на груди. Под фотографией подпись: шофер, ударник коммунистического труда, производственный план 1966 года выполнил на 137,8 процента. В тот день Русин не работал. Встретились мы с ним у него дома. Человек он рослый, широкоплечий. Конечно, выглядит не так молодо, как там, на фотографии, еще в гимнастерке с погонами: теперь уже сын его среднюю школу заканчивает. Но глаза Ивана Фе доровича смотрят так же помолодому — открыто, прямо. И карие глаза эти теплеют, когда вспоминает он товарищей по боевым делам. Войны, как говорится, хлебнул он сполна. С июня 1941 года, с Литвы, где служил водителем в саперном батальоне. В пехотном строю дрался с фашистами под Полоцком, был тяжело ранен в руку и могу. Б 1942-м — в гвардейских минометных частях бился за родную свою Кубань, приходилось и выходить из окружения. В 1943-м участвовал в боях на Таманском полуострове, в поддержке десанта под Керчью. В 1944 году сражался за освобождение Белоруссии. В 1945-м — ожесточенные бои на подступах к Кенигсбергу, под Данцигом. Среди военных шоферов, удостоенных звания Героя Советского Союза, больше всего водителей реактивных «катюш» — предшественниц современных могучих ракетных автомобилей-тягачей. Водитель боевой машины 43-го гвардейского минометного полка Иван Федорович Русин — один из них. ..Лето 1944 года. Советские воины, обойдя с севера заболоченные районы Полесья, прорвались а глубокий тыл врага, перерезали гитлеровцам пути отхода. На подступах к городу Барановичи враг оже сточенно сопротивлялся. Для отражения бешеных контратак 6 июля под Большими Жуховичами гвардейцы вывели «катюши» на прямую наводку. Пулеметный огонь повредил машину Русина. Он выскочил из ксбины, буквально под ливнем пуль быстро устранил повреждение. Сел за руль, успел выдвинуть автомобиль на позицию. Огненный залп — приблизившийся к ним фашистский танк и целый взвод гитлеровцев исчезли в пламени... На следующий день в районе Медзеневичи враг решил разделаться с ненавистными для него «катюшами». Во ржи близ дороги притаились фашистские автоматчики. И вот — внезапный шквальный огонь по колонне наших реактивных установок. Иван Русин не растерялся, сумел развернуть автомобиль в нужном направлении, и расчет дал залп по гитлероа-И. ф. Русин. цам почти в упор.,. Оставшиеся в живых автоматчики бросились в атаку, стремясь захватить грозные машины. Зарядить установку времени уже не было. Тогда Иван круто повернул автомобиль (И, направив его навстречу гитлеровцам, увеличил скорость. Автоматным огнем, гранатами расчет «катюши» уничтожил полтора десятка фашистских автоматчиков. Самый тяжелый бой Иван Русин выдержал 27 июля около Верполе. «Катюши» отражали контратаку противника. Гитлеровцам удалось близко подойти к гвардейской машине и открыть ураганный огонь. Упал замертво командир взвода, четверо из боевого расчета тяжело ранены. Одно только понимал в тот миг водитель — он обязан отомстить за друзей! Успел повернуть установку в сторону врага и сам дал залп. Увидел, как загорелись два фашистских танка, как бежали в панике оставшиеся в живых гитлеровцы. В этом бою Ивана контузило. Превозмогая боль, коммунист Русин с честью выполнил свой воинский долг: вывел автомобиль, раненых товарищей доставил к своим... Перед отъездом из Сочи я снова побывал у таксистов. Теперь уже не по фотографиям, а лично познакомился со многими бывшими фронтовиками, которые и сейчас в строю — своим честным трудом, глубоким знанием техники, безукоризненным обслуживанием пассажиров показывают пример молодежи. Когда мы прощались, Иван Федорович Русин взял лист бумаги и написал нашим курсантам: «Учитесь отлично, крепите боевое товарищество. Будьте всегда начеку». Выполняем Ваше доброе пожелание, Иван Федорович. В Рязанском автомобильном воспитывается достойная смена автомобилистов! Подполковник Н. КИРИЛЛОВСочи — Рязань