Автомобиль — к ак человек: и у него бывают недомогания, болезни, преждевременная старость. Стоит немного не доглядеть, пренебречь режимом, и, п ожалуйста , — инвалидность в расцвете лет. Правда, этим аналогия исчерпывается. Потому что лечить автомобильные болезни много легче: для машин есть запасные части. Вышел из строя один «орган» — достаточно заменить его другим, новеньким, и недуга как не бывало. Haqo только, чтобы больница, то бишь станция технического обслуживания, быстро и хорошо сделала «операцию». Долголетие и вся жизнь автомобиля практически зависят от четкости и добросовестности работы службы технического сервиса. Вот здесь и загвоздка. Оказывается, автомобильные «больницы» и «поликлиники» сами далеки от идеала. И это вызывает серьезную тревогу. Скоро автомобилей на улицах и дорогах нашей страны станет в несколько раз больше. Кто же выручит их от преждевременного одряхления, если и сейчас станции технического обслуживания не могут успешно справиться с этой задачей? Разумеется, что сеть станций в самое ближайшее время расширится. Но здесь возникает масса вопросов. Где икакие станции нам надо строить? К акойпарк машин придется обслуживать? В каких условиях они будут эксплуатироваться? К акиев основном придется выполнять работы? И так далее и тому подобное. До недавнего времени достаточно определенно ответить на такие вопросы было невозможно. Сегодня для ответа на них мы уже располагаем некоторыми данными. Дело в том, что комиссия по техническому обслуживанию и эксплуатационной надежности автомобилей Совета технической пропаганды московского Дома культуры автомобилистов, Н ИИ автомобильного транспорта и Московский инженерно-экономический инстит ут провели совместно анкетный опрос столичных автолюбителей и впервые получили таким образом реальные статистические данные об эксплуатации автомобилей индивидуального пользования. Понятно, что таной материал представляет несомненный интерес и для читателей журнала . По просьбе редакции с рассказом об этой полезной работе сегодня в нашем «Клубе» выст упают члены Совета технической пропаганды московского Дома культуры автомобилистов старший научный сотрудник НИИ автотранспорта кандидат техническихнаук Е. К УЗНЕ ЦОВ и доцент Московского инженерно-экономического инстит ута кандидат экономических наук О. Л УШНИКОВ .В основном московским автолюбител ямпринадлежат сравнительно « м оло дые» автомобили, по своему «возрасту» не требующие больших забот опрофи лактике итекущемремонте . Более половины опрошенных автолюбителей влад еют автомобилями, которые прошлименее 50 000 километров. С реднегодо вой пробег по всем маркаммашинтоже ' довольно стабилен и составляет 9000 ки лометров. Только одна пятая всех машин на ходу -круглый год, а основная масса используется лишь в течение восьми месяцев : с апреля по ноябрь. О нидружно , сразу выходят на весенние улицы и постепенно, одна за другой становятся «на при кол» в преддверии зимы. Причина зим ней «спячки» — отсутствие теплых гара ж ей , трудности спуском двигателя на морозе , скользкие, занесенные снегом дороги. Выяснилось, что половина всех личных Мошин зимует под открытым небом , о б леденелая, засыпанная снегом . У слугами станций технического обслуживания пользуются лишь 15 процентов автолюбителей. Столь малая цифра объясняется целым рядом причин. П режде всего, отпугивают плохое качество ра бот, волокита, р авнодушиекнуждамза казчика. Иными словами, низкая культура производства. Частично это объясняется плохим планированием и явно недостаточным снабжением запасными частями иматериалами . Самых ходовых, необходимых деталей на станциях как раз и не бывает. Вместо них мертвымгрузомлежат на складах дорогиеслож ные узлы. Система заработной платы также не заинтересовывает ремонтников вхорошеми быстром обслуживании машин . Станции даже отказываются га рантировать качество своей работы: выехал за ворота, сломалось на томже месте — начинай все сначала. Н аконец , высока еще стоимость ремонта . И вместе стем станций технического обслуживания у нас еще очень и очень мало. В летнее время возле них нескон чаемые очереди.СКОЛЬКО ЖИТЬ АВТОМОБИЛЮ?технического обслуживания, обеспечить их всем необходимым для безупречной работы. Владельцы автомобилей кровно в этом заинтересованы. Д ве трети опро шенных весьма определенно высказались, что им очень хотелось бы прекра тить «самодеятельность» и стать постоянными клиентами станций технического обслуживания. К акимиже хотят видеть эти станции наши автолюбители? Анализ ответов приводит к мысли, что на оживленных магистралях следует построить большое количество мелких обслуживающих предприятий, на которых без очередейи быстро выполнялись бы лишь работы первой необходимости: профилактика, мелкий заявочный ремонт. К роме того, д олжны действовать станции средней мощности для текущегоимелкого аварийного ремонта. Н аконец , не обойтись • и без крупных специализированных станций для капитального ремонта двигателей, восстановления машин после серьезных аварий, для ремонтаиокрас ки кузовов. На всех станциях обязательна гарантия качества работ.Н о подлечивать автомобиль, о бере гать его от преждевременного износа все-таки надо. О т этого никуда не уйдешь. И вот половина автолюбителей, претерпев мытарства на станциях, п ере ходит на самообслуживание своих ма шин в неблагоприятных для этого условиях: во дворе, на улице или обочине дороги . Третья часть автомобилей попадает врукик «частным мастерам». У этой проблемы есть не только мораль ная, но и материальная сторона, к ото р ую нельзя не принимать во внимание. Без умно распланированной сети станАнкетный опрос показал, что москов ций технического обслуживания разной ский автолюбитель тратит на содержа м ощности трудно обходиться уже сейние своей машины всреднем 140 рублей час. М ноготруднее станет вближайшиев год. И з них около 56 рублей уходят годы. Вывод один — пора приступить к на бензин (1000 л), а остальные 80 — 9 0решению этой проблемы . рублей расходуются на техническое об служивание, р емонти материалы. З на М ы познакомили читателей лишь с чительная часть этих сумм идет «частсамыми общими итогами анкетного оп ным предпринимателям » . П омножьте их роса московских автолюбителей. П од на десятки тысяч индивидуальных ма робные данные направлены организа шин — и вы получите миллионы рублей. ц иямиучреждениям , призванным ре Миллионы рублей, на которые можно ' шать перечисленные здесь вопросы. Н а было бы построить несколько новых, д еемся , что собранные комиссией мате первоклассно оборудованных станций риалы принесут пользу.ЗАСЕДАНИЕ СОРОК ПЕРВОЕА нкета , распространенная среди московских автолюбителей, дала интересные результаты. Однако собранный материал локален ихарактеризует положение лишь в одном крупном городе. На основании таких ограниченных данных делать выводы для всей страны было бы опрометчиво. Для этого нуженанкетный опрос самой широкой аудитории автолюбителей — из разных городов и сельских районов. Вот почему редакция решила привлечь н этому наших читателей ис помощью авторов опублинованной выше статьи разработала предлагаемую здесь анкету. Она включает 32 вопроса и составлена таким образом, чтобы ее можно было обрабатывать на электронно-вычислительной машине. Под каждым .вопросом приведено несколько вариантов ответа. Просим внимательно ознакомиться с ними и подчеркнуть те из них, ноторые соответствуют условиям эксплуатации вашей машины. По некоторым вопросам (14, 17, 18, 27 — 31) можно подчеркнуть сразу несколько ответов. Писать ответы не следует, потому что письменный текст невозможно перенести на перфокарту ЭВМ. Заполненную анкету надо вырезать из журнала , склеить по меткам и прислать в редакцию. Результаты опроса будут опубликованы. П омните : чем больше автолюбителей примет участие в этой своего рода заочной конференции, тем обоснованнее будут выводы, от которых в определенной мере зависит решение вопросов обслуживания индивидуальных машин . Ждем вашего участия в этом важном деле, дорогие товарищи)>•16-