Успех соревнований во многом зависит от разметки. М о тоспортсмен не следопыт — он должен ехать по трассе, а не искать ее. Поэтому в каждом клубе надо подготовить 120—150 разметочных знаков в виде стрелок-указателей, а также табличек с красным кругом (последние вывешивают у боковых проездов, предупреждая, что двигаться в этом направлении нельзя). Один комплект таких знаков может служить несколько лет. Разметочные знакиДЛЯ МАССОВОГО СПОРТАОтечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам. Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350 С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы. Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см 3 ) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0—9,5), увеличить мощность на 2 л. с. и довести ее до 20 л. с. при 4900 об/мин. Изменениям подверглась установка генератора переменного тока, усовершенствована задняя часть рамы, ликвидирован громоздкий фартук (из листовой стали) подседельной части рамы. В результате вес ИЖ-64К снизился на 7 кг и составляет 138 кг, а ИЖ-64М стал весить 140 вместо 150 кг. Кроме того, упрощено крепление амортизаторов (по образцу дорожных мотоциклов), а ведомая звездочка главной передачи сделана съемной и имеет большее число зубьев. Максимальная скорость мотоцикла 120—125 км/час. Но завод не останавливается на этом. Используя опыт подготовки спортивных мотоциклов к крупнейшим международным и всесоюзным соревнованиям, конструкторы разработали принципиально новые модели серийных машин для кросса и мотоциклетного многоборья. Их выпуск начнется в следующем году. Коренным образом изменится двигатель. При размерности цилиндра 76X75 мм (344 см 3 ) он будет развивать не менее 25 л. с. В новой модели сохранится хорошо зарекомендовавшая себя надежная четырехступенчатая ко робка передач. Зато экипажная часть подвергнется радикальной переделке. Будут применены новые передняя вилка и задние амортизаторы с гидравлическим гасителем колебаний двустороннего действия. Изменятся размеры колес и шин (переднее — 3,00—21, заднее — 4,00—18). В общей сложности на 5 кг уменьшится вес мотоцикла, а максимальная скорость поднимется до 130 км/час. Ковровский завод в год Спартакиады увеличит выпуск спортивных мотоциклов К-175С и К-250С как в кроссовом, так ив многодневном вариантах. Конструктивно у них много общего. Двигатели мотоциклов К-175С имеют размерность цилиндра 61,75X58 мм, а К-250С — 68X68 мми мощность — соответственно 12 и 18 л. с. Кроссовая модель класса 175 см 3 весит 98 кг и 250 см 3 — 100 кг, многодневная105 и 107 кг.ИЖ-64Мtналево невер- направо ное направление Размер знака 35 — 45 см. прямо При выборе трассы определяют и местонахождение пунктов медпомощи, телефонов. Дополнительные соревнования. По Правилам в «однодневке» должно быть не более двух таких соревнований. Характер их и степень сложности определяются составом участников. Как показала практика, для начинающих наиболее целесообразны «разгон—торможение», трайэл (испытания мастерства вождения) и скоростной подъем по предельно облегченной трассе. Подробно об этих испытаниях можно прочитать в Правилах соревнований. Документация, подготовка которой так пугает организаторов, может быть сделана самым простым способом: контрольные и маршрутные карты отпечатаны на машинке, а схемы выполнены от руки под ко пирку. Конечно, гораздо лучше, когда эти документы отпечатаны в типографии или сделаны в виде синек, но, повторяю, можно обойтись и своими силами. Для наглядности привожу, как образец, документы одной из московских «однодневок». Я намеренно не останавливаюсь здесь на расчете скорости, выборе графика движения, судействе и других вопросах, уже освещенных в литературе. Хочу только еще раз подчеркнуть: организация однодневных соревнований по плечу каждому клубу. Трудно сделать первый шаг, а потом появится опыт, появятся энтузиасты этого вида соревнований, и они займут достойное место в нашей спортивной жизни, завоюют признание у владельцев мотоциклов. А. ЕГОРОВ, тренер, мастер спорта Литература : Мотоциклетный спорт. Правила соревнований. Глава X, стр. 76—97. Издательство ДОСААФ, 1963 г. Г. М. Афремов. Мотоспорт. Спортивное судейство. Издательство ДОСААФ, 1966 г. 2. «За рулем» № 5Г) Кроме того, завод строит машины и для соревнований по мотоболу — фактически они представляют собой переоборудованные дорожные мотоциклы, что значительно облегчает клубам их эксплуатацию и ремонт. По общему мнению спортсменов, «ковровцы» — лучшие среди советских спортивных мотоциклов. Стремясь поддержать репутацию марки, работники завода продолжают совершенствовать свои машины, периодически внедряют новые узлы и детали. Какие же новшества готовят конструкторы Ковровского завода для своих серийных спортивных машин? В скором времени на них появятся алюминиевые цилиндры с чугунной гильзой. Улучшатся очистка и наполнение цилиндра за счет внедрения схемы «отдаленной продувки». Все это позволит получить прирост в мощности. Уже ставятся на мотоциклы новые генератор переменного тока Г-411 и катушка зажигания Б-300. Результат — улучшение условий пуска двигателя. Со второго полугодия на концах рычагов сцепления и тормоза появятся защитные шарики, как требуют правила ФИМ . Завод намерен внедрить на спортивных мотоциклах еще одно практическое новшествопередний и задний полиэтиленовые грязевые щитки колес. Они легче металлических, не ржавеют и не деформируются от ударов. Намечается также применение полиэтиленового заднего грязевого щитка, выполненного за одно целое с ресивером воздухофильтра. Сейчас ведутся работы по внедрению с 1968 года на спортивных мотоциклах новой телескопической вилки. У нее более совершенный гидравлический гаситель колебаний, повышенная жесткость (увеличены диаметр несущих труб, а также с 20 до 40 мм высота нижней траверсы). На новой вилке оказалось возможным избавиться от бугеля, а траверсы и подвижные перья изготовить из алюминия. Все эти усовершенствования позволили сэкономить в весе 8—9 кг. Завод приступил к созданию мотоциклов классов 175 и 250 см 3 для кольцевых гонок, начал разработку специальной машины для мотобола. А. ЮДИН, инженер, член президиума Федерации мотоспорта СССР>X-о—i>> >5СПX mSIО—1о о>о> >ZI—Ifa>>5СПXm XXьо—1о о>•9-