«ЯВА» и «ЧЕЗЕТ»500 тысяч мотоциклов этих марок бегают по дорогам нашей страны. Они завоевали популярность у советских мотолюбителей мощностью, приемистостью и надежностью двигателей. Обкатка, обслуживание и своевременный ремонт позволяют безаварийно эксплуатировать «Явы» и «Чезеты» на протяжении десятков тысяч километров. Что касается обкатки и обслуживания мотоцикла, то об этом сказано в инструкции. О ремонте же литературы почти нет, а ремонтных мастерских, где можно было бы получить квалифицированную помощь или консультацию, пока недостаточно. Редакция получает много писем, авторы которых спрашивают совета по ремонту чехословацких мотоциклов. Для ответа мы предоставляем слово инженеру Б. В. Синельникову. В статье рассматриваются основные положения, связанные с ремонтом главной части мотоцикла — его двигателя. ДИАГНОЗ И РЕМОНТ Приступая к ремонту, запомним основное правило: устранение неисправностей следует начинать с самого простого. Не секрет, что всякая разборка нарушает в определенной степени взаимное положение приработавшихся деталей ив итоге может вызвать их интенсивный износ. Поэтому к разборке прибегают, только убедившись в ее необходимости. Первое «близкое знакомство» с двигателем обычно происходит после пробега 15—20 тысяч километров. К этому времени из-за износа поршневых колец снижается мощность. Ремонт состоит в их замене. Эта работа подробно изложена в инструкции. Через 25—35 тысяч километров мощность двигателя опять снижается. Здесь уже может потребоваться замена или расточка цилиндра. Сигналом служит увеличение его диаметра на 0,1—0,15 мм в любом сечении или образование продольных рисок глубиной более 0,05 мм. К этому моменту могут износиться поршневой палец, втулка верхней головки шатуна и стенки отверстий в бобышках поршня. О возникновении в этих соединениях зазора свидетельствует появление стуков при переходе поршня через мертвые точки. Наиболее отчетливо они слышны в верхней части цилиндра при движении мотоцикла накатом с включенным сцеплением. При увеличении опережения зажигания стуки усиливаются. Изношенный подшипник нижней го ловки шатуна тоже вызывает стуки, но более глухого тона. Определить их на слух очень трудно. Для проверки состояния всех этих соединений достаточно снять головку цилиндра и цилиндр (см. инструкцию). Покачивая поршень при неподвижном шатуне, а шатун при. неподвижном коленчатом вале, можно определить величину люфта в соединениях. Если в подшипнике нижней головки шатуна он превышает 0,3 мм — коленчатый вал нуждается в замене. Для этой работы, так же как и при ремонте коробки передач, необходима разборка (в условиях мастерской) картера двигателя, предварительно снятого с мотоцикла. Состояние опорных (коренных) шарикоподшипников коленчатого вала проверяют так. Сняв статор генератора, берутся руками за якорь и приподнимают и опускают коленчатый вал. Если слышны стуки ик тому же ощущается его движение — значит, подшипники изношены и их надо менять. Это удобнее делать, когда картер разобран. Снижение мощности двигателя, работа его «через такт», затрудненный пуск иногда являются следствием износа уплотняющего «воротника» самоподжимающихся сальников, установленных на цапфах с наружной стороны коренных подшипников. О повреждении левого сальника говорит уменьшение уровня масла в картере (оно засасывается в цилиндр), увеличение дымности выпускных газов (это особенно заметно в левом глушителе у «Явы-350»). При неисправности правого — в цилиндр подсасывается воздух, топливная смесь обедняется и часть ее выбрасывается через сальник на генератор. Об этом же сигнализируют следы масла на наружной стороне сальника ив генераторе, и хлопки, прослушивающиеся при снятой правой крышке. Для замены сальников двигатель не нужно снимать с мотоцикла. Доступ к левому открывается после снятия левой крышки картера, сцепления и ведущей звездочки с коленчатого вала; к правом у — после снятия статора и якоря генератора. МЕНЯЕМ -ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ И ЕГО ВТУЛКУ Чтобы определить причины люфта поршня на шатуне, необходимо снять поршень (предварительно закрыв тряпкой отверстие картера). Для этого достаточно удалить плоскогубцами два стопорных кольца пальца и вытолкнуть палец. Если он сидит плотно, можно воспользоваться приспособлением (рис. 1). Вставляя новый палец по очереди в поршень и втулку, определяют, какая же деталь износилась. Во втулку смазанный палец должен входить от усилия руки и сидеть в ней плотно. А в отверстия холодного поршня он не должен входить (при запрессовке поршень надо нагреть до 80 градусов). Ко времени первого ремонта обычно изнашивается палец в месте'соединения со втулкой, и его просто заменяют деталью того же размера. Если же износились стенки отверстий поршня или втулки, их развертывают до нужного диаметра (см. таблицу 1) и устанавливают ремонтный палец на 0,05 или 0,1 мм больше. Выпускаемые заводом пальцы делятся в зависимости от диаметра на две группы, обозначаемые буквами Xи У, которым соответствует маркировкаIiР ис 1. Приспособление для снятия и установки поршневого пальца: 1 — хомут; 2 — направляющая для установки пальца; D — диаметр поршня; L « 2D; • d=-d(, + 1,5 мм: dj — внутренний диаметр пальца; dj — do — 0,1 мм; d0 — наружный диаметр пальца; I - 2D + 20 мм; Ь • D. = на торце двумя или одной черточками. В поршни, имеющие на головке маркировку «X», устанавливаются пальцы II группы (две черты), в поршни с маркировкой «У» — пальцы I группы (одна черта). Снять старую и запрессовать новую втулку можно при помощи простого приспособления (рис. 2), состоящего из болта, гайки и направляющей оправки. Не стоит удивляться тому, что у новых втулок внутренний диаметр меньше, чем у пальцев. При запрессовке в головку шатуна они деформируются и диаметр изменяется. Отверстия втулки разделывают развертками за несколько переходов так, чтобы последняя — калибровочная — снимала слой металла не более 0,05 мм. Такой способ позволяет избежать перекоса оси отверстия и достичь высокой чистоты поверхности. Занимаясь разделкой, шатун нужно зафиксировать. Для этого можно воспользоваться деревянными брусками, закрепив их на шпильках крепления цилиндра. Следите, чтобы в картер двигателя не попали стружки. О ЦИЛИНДРЕ И ПОРШНЕ Изношенный по внутреннему диаметру цилиндр растачивают до ближайшего ремонтного размера (см. таблицу 2) на токарном или координатно-расточном станке с последующей притиркой, хонингованном или шлифованием до зеркального блеска. Базой при установке наР ис . 2. Удаление старой и установка новой втулки: 1 — новая втулка; 2 — направляющая; 3 — старая втулка; 4 — опорная втулка.•26-