14
15
Журнал Министерства обороны Союза ССР «Техника и вооружение» в мае этого года отметил свое 25-летие. Главнейшей задачей журнал считает пропаганду политики Коммунистической партии в области военного строительства. Он рассказывает о достижениях советской науки и техники, о значении революции в военном деле; о воспитании воинов на боевых традициях. Большое место в журнале отводится вопросам технического обеспече-У нас гостяхШЕХНИКА ВООРУЖЕНИЕния войск, совершенствованию учебно-материальной базы, эксплуатации, сбережению и ремонту техники и оружия. Часто на его страницах появляются материалы о колесной технике, безаварийной ее эксплуатации ио службе военных автомобилистов. Редакция журнала «За рулем» пригласила «Технику и вооружение» на свои страницы. Наш гость любезно предоставил нам ряд материалов, с которыми мы и знакомим читателей «За рулем».ДО того,КАК СЕСТЬ ЗА РУЛЬНе выходя из учебного класса, вы можете «проехать» по улицам города, ознакомиться с дорожной обстановкой, выработать первоначальные навыки управления автомобилем, своевременной подачи предупредительных сигналов маневрирования. Словом, получить целый комплекс практических, навыков до того, как сесть за руль автомобиля. Такую возможность дает вам макет-тренажер. На макете-тренажере (рис. 1) воспроизведены улицы и площади города, автомобильные и железная дороги, вывешены и расставлены дорожные знаки и указатели, на перекрестках улиц установлены автоматические светофоры. Один из макетов автомобиля — передвигающийся. Управление им осуществляется со специального пульта, где смонтирован щиток с контрольными приборами и тумблерами, рулевое колесо и педали управления. Обучаемый может перемещать макет в различных направлениях, менять скорость его движения и останавливать в любой момент. Механизм передвижения автомобиля расположен на нижней стороне основания макета (рис. 2). Водило 1с электромагнитом 2 получает вращение через шестеренчатый редукторот электродвигателя постоянного тока напряжением 12 в. Скорость вращения регулируется реостатом, связанным с педалью .«подача топлива». Для остановки автомобиля нажимают на педаль «сцепление» и тем самым выключают ток в цепи. Электромагнит свободно перемещается по пазу водила. Шариковый подшипник 4, выполняющий роль копира, закреплен на сердечнике электромагнита и перекатывается по на- л А правляющим 3, заставляя перемещаться электромагнит. Благодаря копирному устройству и продольному пазу в водиле электромагнит, а вместе с ним и автомобиль, совершает сложные движения в соответствии с расположением улиц и дорог .на макете. В направляющих имеются разрывы, перекрываемые стрелками 5. Стрелки выдвигаются электромагнитами, которые включаются тумблерами указателей поворота, расположенными на пульте управления, и заставляют автомобиль поворачивать в нужную сторону. Светофоры включаются автоматически переключателем, вал его приводится во вращение от специального электродвигателя со скоростью 2 об/мин. Для этой цели можно также использовать электронный переключатель, изготовленный на транзисторах по схеме мультивибратора. На макете-тренажере удобно упражняться. Он помогает закреплять знание правил движения. Подполковник Д. КАЦДО ТОГО, КАК СЕСТЬ РУЛЬР ис . 1. Общий вид макета-тренажера автомобилистов. Р ис . 2. Механизм передвижения.^^F^S^* "|jj'4№!'.'w "'•• • • • "T*S^ "'IL •• •'для обучения•'«Kg33H¥• Jmw:i'"•^•КЗ^ДДЙГ ^/ / 5 •'"-=4 LJZ^'1^"'/г\1 ШНочью по сигналу «тревога» автомобилисты под командованием офицера В. Семенова начали многокилометровый марш. Сеет полузатемненных фар расплывается в небольшое пятно. В кромешной тьме еле различается небольшой участок дороги. Идущая впереди машина угадывается по двум — красному и белому — неярко светящимся огням. Маршу предшествовала большая подготовительная работа. В подразделениях были приняты зачеты по материальной части и правилам движения. В ходе обучения особое внимание уделено вождению в сложных дорожных условиях ив составе колонны. Каждым водителем выполнены все упражнения Курса вождения. До выхода на марш командование части организовало тактико-строевые занятия «пеший поавтомобильному», на которых отработали все вопросы, связанные с движением в колонне: дистанции, сигналы, выход из колонны и вход в нее, одновременное трогание и остановка, действия по тактическим вводным. Затем занятия повторили уже на автомобилях: контрольный осмотр в пути, подача сигналов не выходя из кабины и выход из кабины через правую дверцу. Последний прием, как показал опыт, особенно важно соблюдать при марше по дорогам с интенсивным движением. Еще перед тренировочными занятиями на командирских машинах установили трехцвет-НА МАРШЕ НА МАРШЕные сигнальные фонари, а на задние борта всех автомобилей нанесли белые круги и номера колонн (по подразделениям). Чтобы ночью лучше была видна идущая впереди машина, задние мосты выкрасили в белый цвет. Дополнительные фонари установили таким образом, чтобы луч падал на задний мост. Воины-рационализаторы изготовили универсальный колейный мостик из труб. Он может служить и как жесткий буксир; подсоединенный шлангом к выпускной трубе, превращается в подогреваемый лежак для водителя (когда тот- работает под машиной) или радиатор отопления полевой палатки; четыре небольших колесика, установленные на шарикоподшипниках, позволяют использовать его для подвозки тяжестей; наконец, внутрь него можно залить запас дегазирующего раствора или воды для дезактивации. Во время марша мостик успешно выдержал испытания. Большое внимание уделили организации связи на марше. Машины командиров подразделений, регулировщиков и начальника технического замыкания оборудовали радиостанциями. Каждый водитель получил таблицу световых и флажковых сигналов (на этой же таблице нанесена схема маршрута). Как бы ни была подготовлена техника, во время марша возможны любые неожиданности. Поэтому большое внимание было уделено организации технического замыкания, в состав которого вошли два тягача ЗИЛ-157, автоцистерна, водомаслозаправщик и автомобиль ГАЗ-69, оборудованный рацией, а также санитарный. Любая неисправность, возникшая в пути, не должна задерживать колонну. Исходя из этого принципа установили: если на устранение неисправности требуется больше 10 минут — автомобиль брать на буксир до очередной остановки. Чтобы ускорить путевой ремонт, взяли помимо обязательного запаса инструмента и принадлежностей (ЗИП) карбюраторы, бензонасосы, отстойники, несколько радиаторов разных типов, прерыватели-распределители, реле-регуляторы, индукционные катушки, генератор и комплекты тормозных шлангов. Предусмотрительность эта, как показал опыт, совсем не лишняя. ...Маршрут автомобилистов проходит мимо памятника Герою Советского Союза Зое Космодемьянской. На митинге, состоявшемся у его подножия, перед воинами выступили участники боев, проходивших в этих местах, — офицеры и генералы. С большим интересом слушали молодые солдаты выступление члена КПСС с марта 1917 года Н Гажалова — бывшего начальника особого отдела легендарной бригады Котовского. Сразу после митинга в подразделениях были проведены комсомольские собрания. Повестка дня собрания в подразделении старшего лейтенанта А. Ольшанова: «Задачи комсомольцев на оставшемся этапе марша и прием в ряды ВЛКСМ». На всю жизнь запомнится этот день молодым комсомольцам. Марш продолжается. Неожиданные вводные — «воздух», («химическое нападение», «десант противника». Подразделения действуют слаженно. Четко работает служба регулирования. Хорошо справляется со своими задачами группа технического замыкания. Все автомобили вернулись в парк своим ходом. Колонна четко выдержала график движения. Водители показали отличную выучку, выносливость, умение стойко переносить трудности. Командование высоко оценило действия автомобилистов. Инженер-майор Е. ПАТЕЮКАвтомобильные поезда, составленные из седельного тягача и полуприцепа, применяются все больше и больше. Однако они работают произодительно лишь на твердых дорогах. Стоит им попасть на мягкую грунтовую дорогу, как сопротивление движению увеличивается, а сцепление колес с полотном ухудшается. В результате сила тяги может оказаться недостаточной для буксировки полуприцепа, поскольку ведущие колеса тягача начинают буксовать. Особенно часто это наблюдается на размокших грунтовых, заснеженных или покрытых гололедом дорогах. Как же повысить проходимость автопоезда? Для этого необходимо применить на полуприцепе ведущие оси взамен ведомых, то есть активизировать их. На автопоездах с активными осями полуприцепа можно создать большую силу тяги при движении по дорогам с малым коэффициентом сцепления. В этом случае крутящий момент, развиваемый силовой установкой тягача, передается как к его колесам, так ик колесам полуприцепа. Распределение крутящего момента на большое число ведущих колес позволяет получить большую силу тяги во время преодоления, например, канав, барханов, снежных заносов и других труднопроходимых участков. На Московском автомобильном заводе имени Лихачева создан «активный» автопоезд ЗИЛ-137. Все десять колес — ведущие. Колея, дорожный просвет, минимальный радиус поворота такие же, как иу автомобиля ЗИЛ-131. Максимальная скорость свыше 60 км/час. «Активный» автопоезд ЗИЛ-137.«АКТИВНЫЙ» АВТОПОЕЗДНа вооружении чехословацкой Народной армии находится колесный бронетранспортер ОТ-64. Это четырехосная машина со всеми ведущими осями, способная двигаться по любой местности и преодолевать водные преграды. Экипаж и десант, надежно укрытые броней от пуль и осколков, могут вести огонь с ходу. Защищены воины и от радиоактивного заражения и действия боевых отравляющих веществ. На ОТ-64 установлен четырехтактный восьмицилиндровый двигатель «Татра 928-14» воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и автоматическим регулированием температуры в системе охлаждения. Мощность двигателя — 180 л. с. — позволяет развивать максимальную скорость 94 км/час. Пуск двигателя при низких температурах обеспечивает бензиновый подогреватель. Он же служит для обогрева отделения, где размещается десант. Полуавтоматическое управление коробкой передач и рулевое управление обеими передними осями значительно облегчают действия водителя. На ОТ-64 применены независимая подвеска колес и гидравлические телескопические амортизаторы, благодаря чему машина обладает высокой плавностью хода. Пневмогидравлические тормоза на все колеса выполнены раздельно: один контур — на первую и третью оси, другой — на вторую и четвертую. Тормозные валики снабжены специальным устройством, автоматически поддерживающим определенный зазор между тормозными барабанами и колодками. Система централизованной подкачки шин обеспечивает бронетранспортеру высокую проходимость на местности.ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР•15-