В помощь автомотоклубам ДОСААФЦ КДОСААФ разработал типовой проект учебно-спортивного автодрома. Для его сооружения не нужны большие ма териальные затраты. Комитеты, автомотоклубы могут построить его своими силами и средствами. Надо подобрать земельный участок площадью не 'Менее 5 гектаров (желательно со сторонами 200X250м ) , расположенный по возможности недалеко от автомотоклуба и имеющий хорошие подъездные пути. Территорию участка следует огородить забором или проволокой, а по периметру обсадить деревьями. Автомотоклубы проводят не только учебную, но и спортивную работу. Поэтому впроекте автодрома предусмотрены два комплекса: учебный и спортивный. Примерная схема автодрома показана на 4-й странице обложки. Учебный комплекс автодрома включает сооружения, обеспечивающие отработку упражнений программы по трем тем ам : «Начальное обучение» (тема 1), «Вождение по ограниченным проездам » (тема 3), «Вождение в сложных условиях» (тема 5). Из последней темы часть упражнений (вождение по це лине, по лесным и горным дорогами преодоление брода), к о торые на автодроме выполнить затруднительно, отрабатывается в специально отведенных для этого местах. Отработка тем «Вождение по дорогам» и «Вождение в городских условиях» на автодроме не предусматривается. Теперь рассмотрим основные сооружения учебного комп лекса (в скобках указываются позиции, принятые на схеме). УЧЕБНОЕ ЗДАНИЕ (11) площадью 60 — 8 0 кв. м включает тренажерный класс и класс правил движения. В первых из них устанавливаются четыре-пять тренажеров, на которых обучающиеся упражняются в управлении автомобилем, когда они свободны от вождения. Класс правил движения транспорта оборудуется макетами, плакатами, дорожно-сигнальными знаками и другими пособиями для самостоятельной работы курсантов, которые ждут своей очереди для вождения или выполнения упражнений спортивного комплекса «Готов к защите Родины». ПЛОЩАДКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (21) оборудуется для тренировки в управлении автомобилем с работающим двигателем, но с поднятыми ведущими колесами. Площадка должна иметь твердое покрытие, а еще лучше, если она будет заасфальтирована. Здесь же можно обучать вождению мотоцикла.Размеры сооружений учебно-спортивногоавтодромаСооружения*ПараметрыР азмеры (и метрах) и марки автомобилей для спортивдля обучения ных соревновождению ваний ГАЗ- I ЗИЛ- ГАЗзил51А | 164А 51А 164А 11.5 17,0 13,5 20,0 12,2 7,5 2,9 4,0 8,7 2.8 7,0 11 14,0 7,8 15,0 8,5 4,1 2,4 3,3 7,7 9,5 15.0 9,0 4,8 2,6 4,0 8,7Габаритный дворик (площадка) Габаритная восьмерка (восьмерка) Габаритный туннель (туннельные ворота) Зигзаг (змейка) Боксширина цлинаоадиус наружного 11,7 круга радиус внутренне7,4 го круга 2,7 ширина ворот расстояние между 3,5 воротами интервал между эграничнтелями пирина бокса !ушна бокса лирика тупика цлина тупика 7.7 2,6 6,0 9,5 11,5КОЛЬЦЕВОЙ МАРШРУТ (29) предназначается для отработки следующих упражнений: трогания с места и остановки автомобиля, переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, торможения, движения задним ходом и разворотов, остановки автомобиля на заданном месте. ДВОРИК (12) предусматривается для разворота автомобиля с применением заднего хода и обозначается на местности деревянными или железобетонными столбиками высотой 1 — 1,2 метра, устанавливаемыми на расстоянии 2 — 2,5 метра один от другого. Размеры дворика и других габаритных сооружений, обозначаемых столбиками, берут применительно к параметрам автомобиля ЗИЛ, а чтобы эти сооружения можно было использовать и для автомобиля ГАЗ, столбики снабжают поворотными флажнами, укрепляя их на Металлических Г-образных стержнях по центру столбиков. ГАБАРИТНАЯ ВОСЬМЕРКА (13) обозначается такими же столбиками, кан и дворик, с флажками на Г-образных стержГАБАРИТНЫЙ ТУННЕЛЬ (14) может быть выполнен в виде пяти-шести габаритных ворот, установленных последовательно на одной линии, на расстоянии до 4 метров одни от других, или обозначен подвесными ограничителями. На перекладине ворот делают гнезда для вертикальных ограничителей, которые подвешивают, чтобы образовать нужный размер прохода в зависимости от марки автомобиля и требований спортивной классификации. ЗИГЗАГ (змейка) (15) и ПЛОЩАДКА (24) для разворота без подачи задним ходом обозначаются также столбиками с флажками на Г-образных стержнях. ТРОТУАР (10) с МАКЕТАМИ АВТОМОБИЛЕЙ (9) делают, чтобы научить останавливать автомобиль у тротуара и ставить между другими машинами. Длина тротуара 40 — 50 метров. Основные размеры всех этих сооружений автодрома приводятся в таблице. Для обучения вождению автомобиля в сложных условиях на автодроме устраивают земляные сооружения. КАНАВА (8) глубиной 1 метр и шириной 5 метров поперек проезжей части. ХОЛМ (7) имеет высоту 4 — 5 метров с наклоном въезда и съезда 10 — 1 5 градусов. Общая протяженность холма 30 — 40 метров, горизонтальная часть его составляет 5 — 6 и ширина 4 метра. ХОЛМ — ВЫБОИНА — Х ОЛМ (6) устраиваются в виде двух насыпей высотой 1и 1,5 метра, общей длиной 15 — 20 и шириной 4 метра. ВОРОНКА (5) глубиной 1,5 и диаметром 8 метров. УЧАСТОК (2) длиной 25 — 3 0 метров предназначается для обучения приемам вывода забуксовавшего автомобиля с применением цепей, траковых дорожек и различных подручных средств. Грунт этого участка специально взрыхляют и делают труднопроходимым. КОСОГОРЫ (3 и 4) с правым и левым уклонами 10 — 1 5 градусов, высотой 4 — 5 и длиной 15 — 2 0 метров. КЮВЕТ (23) протяжением 12 — 1 5 метров — для отработки упражнения «Остановка автомобиля у кювета». Чтобы земляные сооружения не подвергались быстрому разрушению, рекомендуется укрепить их кольями, травяным покровом, щебнем. При устройстве сооружений учебного комплекса следует руководствоваться курсом вождения автомобилей, гусеничных тягачей и транспортеров (КВМ-65), Слортнвный комплекс автодрома включает восемь сооружений для выполнения упражнений на мастерство вождения. К роме фигурного вождения, на кольцевом маршруте автод ромаможно проводить соревнования на экономию топлива, а в сочетании с «фигуркой» — и по двоеборью. Учебно-спортивный автодром с комплексами учебных и спортивных сооружений рекомендуется для всех автомотоклубов ДОСААФ . К. Ш ЕСТОПАЛОВ , начальник учебно-методического кабинета ЦКДОСААФ СССРЭстафеталирина — — Jу шна — — 1л ирина — — 1 цлина — — платформы Железнодорож- jушна 13,0 ные платформы лирина платформы 3,1 с торцевой и 1зысота платформы 1,1 боковой аппаре- у шна наклонной 6,0 лями (наклончасти аппарели ными въездаi ушна горизонталь3—4,7 мя) ной части аппарели лирина боковой 10,0 аппарели Эстакада прямозысота настила 1,0 зысота отбойного точная 0,2 5руса yiHHa горизонталь6,0 ной части цлина наклонной 3,0 части Колейный мост ширина доски 0,4 эасстояние между 1,6 1,7 осями колей длина моста 10,0 высота моста 1.2 Площадка для ширина 20.5 21,0 разворота без длина 25,0 30,0 подачи задним ходом 1,2 Погрузочная высота 2,5—3,0 площадка ширина 5,0—6,0 Железнодорождлинан а лири дощатого 3,0 настила ный переезд 1,5 ширина между рельсами Линия «СТОП»Доска2,6 2,8 6,0 7,0 9,5 11 11,5 14,0 Расстояние между стойками для всех автомо^ билрй 3040 м 0,35 0,35 8,0 8,0 0,15 0,15 5,0 5,0— — — — — — — _. . — — — — • — . — — _— — — _ —— __ -_ —* В скобках указаны названия фигур в соответствии с требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации.Схема автодрома на 4-й странице обложки