ботает». С таким расчетом и выбраны места отверстий на кронштейнах. Однако это делалось по номинальным размерам. На практике (в силу отклонений за счет допусков и различных де формаций) м ожет случиться, что отверстия уйдут на край фланца поперечины (тогда она не будет служить усилителем) или, что еще хуже, сместятся к вертикальной стенке поперечины, и болты не удастся установить. Поэтому лучше отверстия в кронштейнах сначала просверлить меньшими (например, диам етром5мм ) и через них наметить таким же сверлом отверстия в панели пола и фланце. Если попали на середину, тогда вторым проходом просто увеличиваем диаметр до 10,5 мм . А если об наружится, что отверстия уведены, их можно распилить в сторону. Амортизаторы прикрепляем к плоскости кронштейна при помощи двух болтов М14Х1 . 5 Х75 со стороны, о бращен ной к оси кузова. Однако окончательно затягивать гайки пока не следует. Надо еще проверить положение стойки 3 (рис. 14), которая должна размещаться в вертикальной плоскости (если смотреть сзади). Поэтому, чтобы обеспечить нормальную работу резиновых подушек стойки, перед установкой амортизаторов на кронштейн, нужно изогнуть их рычаги, а для этого изменить расстояние от привалочной плоскости амортизатора до торца головки рычага, равное 57,5 мм , на 30 мм (см. рис. 14). Изгибать рычаг можно без нагревания. • Если при установке окажется, что стойка не вертикальна, нужно снять амортизатор иеще немного подогнуть рычаг. Стойку амортизатора (от «Победы») надо укоротить до длины 160 мм за счет средней части. П ри соединении двух частей стойки сваркой ее головку необходимо предохранить от нагревания. Укорочение стойки полностью исключает касание головки рычага амортизатора о панель пола при крайнем положении хода сжатия. О бе накладки стремянок надо снять с автомобиля, а затем в площадках, на ко торых крепились прежние амортизаторы, просверлить по одному отверстию диам етром 18 мм . Они предназначены Для установки с обеих сторон внутренних чашек (рис. 15) и должны располагаться на линии двух отверстий, ближе к переднему, на расстоянии 16 — 2 0мм от него. В отверстие каждого рычага амортизатора устанавливаем конусный палец стойки амортизатора и «наживляем» гайку Ml2X1 , 2 5 . Окончательно же затягиваем ее при среднем положении рычага амортизатора после соединения нижнего конца стойки с накладкой стремянок. Это соединение показано на рис. 14. При отсутствии впродаже внутренних и наружных чашек (рис. 15 и 16) и ре зиновой подушки (рис. 17) их можно изготовить самостоятельно. Чашку — из листовой стали толщиной 1,8 мм , подушку — из мягкой резины (твердость по Шору 40—60). Деталей крепления стойки, показанных на рис. 15, 16 и 17, нужно по четыре штуки. Теперь можно подвести итоги. Каждый из трех способов имеет свои плюсы и минусы, о которых мы рассказали, — остается выбирать. Конечно, многое будет продиктовано наличием деталей, времени и технических возможностей.СНОВА О «КОЛЫБЕЛЬКЕ»Автолюбители проявили интерес к опрокидывателю-«колыбельке» (о ней шла речь на тридцатом заседании «Клуба» — «За рулем» № 6 за 1966 г.). В адрес «Клуба» продолжают поступать письма с вопросами по ее конструкции. Ответить на эти вопросы мы пригласили автора разработки варианта «колыбельки» (для «Москвича-407» и «402») автолюбителя В. В. ХАБАРОВА. Предоставляя ему слово, мы обращаемся одновременно к тем, кто, может быть, разработал и изготовил опрокидыватели для машин других моделей: присылайте материалы в редакцию —спрос на них есть. Еще раз хотим напомнить читателям (об этом мы уже сообщали в № 4 «За рулем» за 1967 г.) о том, что Карловский механический завод (г. Карловна Полтавской области) по просьбе редакции освоил серийное производство опрокидывателей-«колыбелек». Кроме того, редакция получила ряд писем от других предприятий, в которых сообщается, что они также готовятся начать серийный выпуск колыбелек. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в недалеком будущем автолюбители смогут приобрести это простое и удобное приспособление. Некоторые автолюбители просят указать величину углов опорных планок 13 и 21 вилки (см. рис. «б» на 4-й странице вкладки № 6 журнала за 1966 г.). Эти планки вкаждом секторе лучше установить по месту (когда сектор будет собран), прихватить сваркой в таком положении и затем приварить окончательно. И еще одно. Опыт эксплуатации «колыбельки» членами Московского клуба автсмототуристов показал, что в передний сектор для увеличения прочности желательно ввести дополнительную распорку III (см. рисунок). Размеры ее определяются по месту. К роме того, узел крепления вилки с дугой можно значительно упростить. Новый вариант этого узла приведен на том же рисунке. Втулка II имеет внутренний диаметр 21 мм , а наружный выполняется в соответствии с внутренним размером средней трубы вилки 14 (см. ч ертежв N° 6 журнала за 1966 г.). Ее приваривают к трубе. Угол соединения болта I (диаметр 20 мм ) с сектором 1 (чертеж в № 6 журнала) устанавливают только по месту. Сначала прихватывают болт электросваркой, а потом окончательно закреп ляют газовой сваркой. Модернизация переднего сектора: I — болт; II — втулка, III — распорка. Вверху показан прежний вариант соединения средней трубы вилки с ее хвостовиком, который заменяется болтом.Р ис . 13. Правильное крепление верхнего кронштейна '(1) к панели (2) пола с использованием фланца (3) поперечины. Р ис . 14. Установка стойки левого амортизатора: 1 — рычаг амортизатора; 2 — гайка М12Х1.25; 3 — стойка в сборе; 4 — наружная чашка; 5 — резиновая подушка; 6 — внутренняя чашка; 7 — накладка стремянок; 8 — гайка Ml 1X1; 9 — шплинт; а — привалочная плоскость амортизатора. Р ис . 15. Внутренняя чашка. Р ис . 16. Наружная чашка. Р ис . 17. Резиновая подушка. ним сиденьем. В просверленные отверстия устанавливаем болты М10Х25иза крепляем кронштейны амортизаторов. Правильное положение болтов показано на рис. 13. Отверстия получаются посередине фланца поперечины так, что, стянутая болтами, она тоже воспринимает усилия, как принято говорить, «ра•18-