НАДЕЖНОСТЬ ТОРМОЗОВБолее трех четвертей выпускаемых в настоящее время автомобилей оборудуются тормозами с гидравлическим приводом. Такая система получила наибольшее распространение благодаря тому, что она проста, постоянно готова к работе, имеет высокий коэффициент полезного действия. Но у гидравлического привода и свои недостатки — он отказывает в работе, если нарушается герметичность, попадает воздух в систему или в ней образуются паровые пробки; к.п.д. гидропривода при низких температурах окружающего воздуха уменьшается. Однако наиболее опасно нарушение герметичности системы. В этом случае, как правило, гидропривод сразу же выходит из строя. Недавно был проведен анкетный опрос 50 водителей автомобилей наиболее распространенных моделей («Москвич-402, 407, 403», «Победа», «Волга», «Запорожец», ГАЗ-51 и ГАЗ-69). Стаж работы их колебался от одного года до 25—30 лет. Установлено, что из 50 машин у 29 (58 процентов) по целому ряду причин 38 раз отказывал гидропривод тормозов. Опыт водителям не помогал — тормоза не слушались одинаково и новичков, и точно так же водителей, с большим стажем. Восемь причин вызывали неисправности, которые могли привести к аварии. Данные об их частоте приводятся в таблице. Неисправности гидропривода Разрыв манжеты главного тормозного цилиндра Заклинивание поршней колесных цилиндров Течь в тормозных цилиндрах Течь в главном тормозном цилиндре Набухание манжет Течь в соединениях Разрыв трубок (шлангов) высокого давления Засорение отверстия клапана главного тормозного цилиндра Количество случаев 16 21 33211 38 Проценты 2,63 15,78 55,29 7,89 7,89 5,26 2,63 2,63 100Вам, молодые мотоциклистыВодитель едет, но настораживается: машина как-будто стала плохо слушаться руля. Неудобство нарастает. Догадываясь, в чем дело, и теперь уже спеша остановиться, водитель все же удерживает себя — замедляет движение только ручным тормозом и, наконец, съезжает на обочину. Так и есть: спустила задняя шина. — Долго ли я так ехал? — беспокоится водитель. Поддайся он первой реакции и нажми на педаль тормоза, покрышка провернулась бы в ободе и вырвала вентиль из камеры. Подвеска эластична, и именно поэтому малоопытные водители слишком поздно обнаруживают недостаток воздуха в шине, а потом удивляются, увидев вдруг, что корд боковины покрышки стал как мочало. В подобной ситуации лучше остановиться и проверить давление в шине. Парадоксально, но старые мотоциклы в этом отношении были лучше: при-жестком креплении колеса сильного толчка не прозеваешь. Для бывалого мотоциклиста все очень просто. Снять колесо, размонтировать шину, сменить или заклеить камеру и т. д. Максимум полчаса возни — и можно продолжать путь. «Зеленому» водителю этот небольшой ремонт подчас доставляет крупную неприятность. Дело в том, что многие из покрышек монтируются на обод и снимаются очень туго. Главным образом по этой причине мо лодые, да и не только молодые водители, вынужденные применять силу, дырявят монтажными лопатками камеру и обрывают ими бортовую проволоку. Наш мотоциклист не был простакомКак видим, наиболее часто дает о себе знать течь в тормозных цилиндрах. Для выяснения причины, приводящей к ее появлению, необходимо кратко рассмотреть условия работы тормозных цилиндров. При интенсивном торможении часть тепла, выделяющегося от трения тормозных колодок о барабан, расходуется на нагревание тормозных цилиндров. Установлено, что температура жидкости и деталей цилиндров может возрасти до 100 градусов и выше. Давление жидкости в системе гидропривода в отдельных случаях достигает 80—100 атмосфер. Понятно, что резиновые манжеты, уплотняющие тормозные цилиндры, работают в тяжелых условиях. Бывает, что от длительного нагрева резиновые манжеты теряют эластичность, становятся жесткими и, естественно, разрушаются. Причина — в неправильной регулировке («затяжке») тормозов. Манжеты теряют эластичность и при низких температурах окружающего воздуха. Обычно это случается при длительном безгаражном хранении автомобилей в зимнее время. По мере нагрева тормозов течь чаще всего прекращается. Подтекание жидкости в тормозных цилиндрах вследствие износа зеркала цилиндра и уплотняющих кромок манжет обычно возникает, когда применяется жидкость низкого качества. Гидротормозные жидкости БСК и ЭСК (спирто-касторовые) имеют хорошие смазывающие свойства и, как правило, не вызывают значительного износа, приводящего к появлению течи. Нередки случаи, когда грязь, продукты износа и коррозии, попав под уплотняющие кромки манжет, вызывают течь в тормозных цилиндрах. Она возникает и после замены изношенных накладок тормозных колодок, если при этом не очистить систему гидропривода от грязи и продуктов износа. Это явление несложно объяснить. По мере износа тормозных накладок поршни и манжеты смещаются к наружным сторонам цилиндров, а на освободившихся поверхностях оседают продукты износа и коррозии. После установки колодок с новыми накладками, большей толщины по сравнению со старыми, поршни с манжетами займут первоначальное исходное положение, а частицы износа и коррозии при этом могут попасть под уплотняющие кромки манжет. Поэтому-то при смене тормозных накладок и надо тщательно промывать систему гидропривода. Применяемые в гидроприводе резиновые детали изготовляются из натурального каучука, и любая нефтяная жидкость, даже в небольшом количестве попавшая в систему гидропривода, может вызвать серьезные их повреждения. Ошибочное же заполнение системы нефтяной жидкостью, например, амортизаторнои, выведет гидропривод из строя в течение нескольких часов. Даже масляные отпечатки пальцев на резиновых деталях могут стать причиной их набухания с теми же последствиями. Поэтому во время ремонта гидропривода необходимо следить за чистотой рук, пользоваться чистыми обтирочными материалами, а детали складывать на чистую бумагу. Вода, попавшая в систему, также может вызвать течь жидкости. Ведь растворенные в ней соли ускоряют коррозию и износ трущихся деталей. А попасть в систему вода может из-за небрежности при заливке жидкости. Тормозные жидкости ЭСК и БСК вода расслаивает. Это видно даже невооруженным глазом. А вот «обводнение» тормозной жидкости ГТЖ-22 в обычных условиях установить трудно, так как вода и эта жидкость взаимно растворимы. Зная причины выхода из строя гидропривода тормозов, предупреждая их; можно эксплуатировать автомобиль, не опасаясь, что тормоза подведут. С. КЛЮШНЕВ, П. ФИЛАТОВ, инженеры•26-