21
22
Гдеofceконфликт,?— Алло! Такси? Подвезите к водолечебнице, ходить трудно. — Не могу, там запрещающий знак... — А где же приемное отделение санатория? — До него еще с километр. — Так довезите меня! — Не могу. Видите — знак... Да, дорогой товарищ, в Ялте не привезет вас такси к санаторию или гостинице, не говоря уже о том, чтобы быстро да кратчайшим путем. Не покажет вам водитель многих крымских достопримечательностей. Потому что проехать к ним он не может. Все города и поселки Большой Ялты, протянувшейся от Гурзуфа до Фороса, завешены «кирпичами» — знаками «Въезд запрещен». Запрещающие знаки устанавливают все, кому не лень. Персонал сгнаториев, жильцы домов и еще бог знаег кто. Да что там знаки — самовольно железные шлагбаумы воздвигают, и не где-нибудь, а почти в самом центре Ялты. А тон, как ни странно, задает сама автоинспекция.Все началось с телеграммы. Тревожная и короткая, как «SOS», она легла на редакционный стол: «Просим вашей помощи. Срочно пришлите к нам корреспондента. Водители Ялтинского таксомоторного парка». И все. Ни слова о существе дела. Но ведь трудно предположить, что такую телеграмму кто-то отстучит без надобности, просто так. И корреспондент отправился в Аэрофлот за билетом... Последние сто километров пути мы проехали на «Волге» с шашечками на борту. Этот факт должен еще раз напомнить читателю о том, что на Южный берег Крыма воздушные лайнеры пока не летают и железнодорожные экспрессы еще не ходят. Здесь бог и царь — автомобиль. От четкой работы автотранспорта зависит очень и очень многое. Этот неоспоримый фект — отправная точка для понимания всего дальнейшего. Поездка в такси оказалась на руку еще и тем, что позволила с места в карьер приступить к теме. И надо сказать, знакомство было приятным. Парк — единственное на Украине таксомоторное хозяйство, которое перешло на новую систему планирования и экономического стимулирования. Есть, стело быть, у людей, работающих здесь, те качества, что необходимы в новаторском деле, та зрелость, которую подразумевает эта система. Увиденное лишь подтвердило эти мысли. Таксомоторный парк расположился в Ливадии, на самом склоне горы. Небольшая аккуратно заасфальтированная площадка, на которой «прописались» около 200 «Волг» и необходимые службы, просматривается с шоссе вся, и жизнь парка у всех как на ладони. Но это, разумеется, чисто внешние впечатления. Чтобы постичь глубинные процессы, надо было «копнуть» поглубже. И тут нам повезло: в парке началась переаттестация водителей — серьезный экзамен на право работать шофером такси. Много часов провели мы рядом с членами авторитетной рабочей комиссии, подолгу беседовавшими с глазу на глаз с каждым водителем. Помимо чисто «шоферских» вопросов — по безопасности движения, правилам технической эксплуатации — перед экзаменующимися ставились различные вопросы экономики производства — по хозрасчету, планированию, заработной плате, тарифам. И, как правило, водители демонстрировали солидную подготовку. То, что новое здание, именуемое хозяйственной реформой, встало на такой прочный фундамент, на наш взгляд, во многом и предопределило производственные достижения Ялтинского таксомоторного парка. О преимуществах самостоятельного планировения и распределения доходов здесь не надо сегодня много говорить: они заметны даже стороннему человеку. Простор для личной инициативы привел к росту производительности труда, значительно эффективнее стали использоваться автомобили (коэффициент платного пробега достиг 0,9). Д о 130—140 рублей повысился средний заработок водителей, к тому же в каждой бригаде образовался солидный фонд материального поощрения. Конечно, и здесь есть маловеры. Но не они делают погоду. Вместе с моральными экономические стимулы создали прямую заинтересованность в повышении всей культуры обслуживания пассажиров. Насколько вдумчиво и серьезно подходят в парке к этим вопросам, можно судить и по заочной конференции «За наш, советский сервис!» (жителям и гостям курорта были разосланы 5 тысяч анкет), и по циклу лекций о культуре поведения водителя такси, и по обязательному изучению каждым из них истории Крыма, и по визитным карточкам лучших водителей. Обо всем этом можно было бы написать отдельную статью. Но нас прежде всего беспокоил другой вопрос: чем же все-таки вызвана телеграмма в редакцию? Где тот конфликт, который почему-то не смогли решить на месте? А лежал он, оказывается, за воротами парка.КОМАНДИРОВКА ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ тяашшшшшшшш^я—ашятя—шш—шшш—т—ат«Слезай,приехали!»— Алло! Такси! Это из гостиницы «Ореанда». Пришлите, пожалуйста, машину! — Хорошо. Только пусть клиент придет к кинотеатру. К гостинице не подъедешь — запрещено...Директор таксомоторного парка Михаил Владимирович Ушац рассказал, смеясь, притчу об одном чудаке, который, видя причину многих еварий в том, что водители ездят по правой стороне, предложил перевести автомобили одного из автохозяйств на левостороннее движение и посмотреть, что получится. К чему это могло привести, нетрудно догадаться. А вспомнилась эта притча потому, что автоинспекция Ялты нередко выступает в роли такого незадачливого экспериментатора, что называется, едет по левой стороне, против движения. К сожалению, это не шутка. Все последние решения исполкома об упорядочении движения, проекты которых готовили работники ГАИ, сводятся в основном к... запрещению движения, стоянки и самого пребывания автомобиля в городе. Почему-то именно тек понимают здесь организацию движения. Однако на поверку оказывается, что все эти устрашающие «кирпичи» — далеко не стена. Под них спокойно ездят автомобили многих учреждений и предприятий города, весь обслуживающий транспорт, то есть машины, перевозящие продукты, товары, топливо и т. п., автомобили медицинской помощи, машины спецназначения. Кому же нельзя? Такси. — Что ж это получается! — жалуются водители.— Человек платит деньги за удобства, комфорт, а мы не можем доставить его к месту. Часто на автобусе удобнее ездить, чем на такси. — А почему это из-за одного человека остальные должны испытывать неудобства? — возражают работники милиции. Так обнаружились две противоположные точки зрения на сервис. И последняя, признаться, просто удивляет. Неужели надо доказывать, что такси — общественный транспорт, и в равной мере служит всем?•Я- Спору нет, в Ялте особые, курортные условия ив некоторые места доступ транспорту должен быть закрыт. Но ведь нельзя не учитывать, что курорт этот разместился прямо в городе. По территории многих санаториев пролегли улицы, здесь живут люди, работают различные учреждения и предприятия. И если уж следовать букве принятого горисполкомом решения, надлежало на всех улицах установить совсем другие знаки, которые в ГОСТе так и называются — «Движение запрещено». Эти знаки никого не вводили бы в заблуждение, так как разрешают местный подъезд на небольшое расстояние, что и происходит в действительности. Зачем же дискредитировать непререкаемый для водителей знак «Въезд запрещен»? Зачем приучать к мысли, что и под «кирпич» ездить можно? А если он в самом деле где-то будет установлен перед участком дороги, по которому движение невозможно (кстати, в Крыму провалы, оползни, камнепад совсем не редкость), а шофер поедет по привычке и разобьется? Работники автоинспекции говорили нам, что они, вроде бы, не наказывают водителей зе отступление от требований тех запрещающих знаков, что установлены без их ведома. Но поди разберись, где тут чей знак. И, подумайте сами, в какой поистине адский труд превращается работа водителей, когда нужно держать в голове, под какой знак можно ездить, а под какой нет. Более того, надо, оказывается, помнить, куда нельзя ездить и при отсутствии запрещающих знаков. Потому что а местах, где действительно должны стоять соответствующие дорожные знаки и указатели, их, как ни странно, нет. Вот уже несколько лет прошло с тех пор , как на многих улицах Ялты ввели одностороннее движение. Но лишь на бумаге, потому что положенных в таких случаях указателей горкоммунхоз до сих пор не установил. Так что на любой из этих улиц ежедневно и ежечасно автомобили могут сталкиваться лоб в лоб. Это не предположение. Подобное уже происходит. Не так давно на улице Красноармейской «Москвич» врезался в мотоцикл. Водитель «Москвича» В. Калинина слышала, что на каком-то участке Красноармейской введено одностороннее движение, но на каком точно, не знала. В резульTaTetпроисшествие, в котором серьезно пострадали водитель мотоцикла и его пассажир. И мы не возьмемся утверждать, что здесь нет вины работников автоинспекции и коммунального хозяйства города.ОртодоксыипарадоксыМожет быть, у кого-нибудь возникнет мысль: а стоит ли заводить разговор по поводу нескольких неправильно установленных знаков? Но речь не столько о знаках, сколько об организации труда водителей. Профессия водителя тем и специфична, что автобаза или парк для него лишь проходная в цех, который лежит далеко за их пределами — на улицах города и дорогах области. Можно прилагать самые большие усилия по улучшению условий труда шоферов в самом автохозяйстве, но если на улицах и дорогах, где им приходится работать, нет четкого порядка, если научно обоснованных расчетов нет в самой организации и регулировании движения, толку не будет. Вот тут-то на сцену и выступает ГАИ. К месту сказать здесь, что чем ближе знакомились мы с жизнью и делами Ялтинского таксомоторного перка, тем чаще на ум приходила мысль о том, что между произошедшими здесь переменами в управлении и методах хозяйствования и полученной редакцией телеграммой существует самая непосредственная связь. Конфликт назревал давно. Но теперь он стал неизбежен. Что такое новая система планирования и экономического стимулирования? Прежде всего это мощный рычаг для повышения производительности труда каждого рабочего, эффективности производства в целом. В применении к автомобильному транспорту и, в частности, таксомоторам это следуетпонимать как увеличение объема перевозок пассажиров, уменьшение холостых пробегов, что может быть достигнуто только при более рациональной организации движения. У нас же сложилось впечатление, что работники ГАИ ждут каких-то специальных постановлений на этот счет. В Крыму масса ограничений скорости, и довольно жесткихдо 30—20 км/час. Эти огреничения действуют во все времена года и суток. Ну а дает это что-нибудь? Говорят, что дает. Но вот факты, причем взятые из статистических отчетов самой ГАИ: число дорожно-транспортных происшествий в Ялте никак «не реагирует» на спады в движении. В разгар ли сезона, когда у моря яблоку упасть негде, а стоянки не в состоянии вместить прибывающие автомобили, в зимнюю ли пору, когда автотуриста и не встретишь, зарегистрировано почти одно и то же количество происшествий — в марте прошлого го ­ да их было 5, а в мае — 6, в июле и августе — по 6, в декабре тоже 6. Стало быть, не интенсивность и скорость движения причина всяких ЧП на дорогах. Но, увы, работников автоинспекции эти факты пока не настораживают. Они по-прежнему главного врага видят в скорости движения. И ведут с ней ожесточенную борьбу, в которой немало преуспели, как им кажется. Вот несколько дорожных эпизодов, которые мы выписали иг административных протоколов ГАИ. Автоинспектор Ходак определил, что водитель двигался «со скоростью до 50 км/час» при знаке «40 км». Автоинспектор Матыцин был еще «точнее» — он сумел улоЕИТЬ на глаз расхождение в скорости... на 5 км/час. С ним соперничают инспекторы Тропизонов и Девлятов: они тоже наказали водителей за превышение скорости до 5 км/час, то есть на величину, на которую даже не все спидометры реагируют. Можно было бы насчитать еще немало подобных случаев, где выигрыша никакого, а проигрыш огромный — рождаются бесконечные конфликты между водителями и автоинспекцией, недоверие друг к другу. И страдают от этого пассажиры, несет убытки автохозяйство. Да, претензии ялтинских водителей к работе автоинспекции справедливы. И их сигнал о помощи должен быть услышан, Однако факты, приведенные выше, у работников областной ГАИ в Симферополе никакой треаоги не вызвали, а потому вмешательство в происходящее Госавтоинспекции Украины, на наш взгляд, сейчас просто необходимо. Здесь можно было бы и поставить точку, если бы все свелось к простым частностям. Но из этих частностей слагается определенный стиль работы, и свойствен этот стиль, к сожалению, не только ялтинской ГАИ. Автоинспекция отвечает за безопасность движения. А на дорогах нет-нет да и случаются происшествия. Надо реагировать. Но как это делается? Чаще всего появляется очередной «кирпич» или знак с цифрами «30», «20». Вот так подчас происходит подмена: вместо полезной деятельности — видимость деятельности. Автомобилизация в нашей стране достигла такого уровня, когда следующая ступень может быть взята только при качественном изменении всей работы по организации и регулированию движения транспорта. Научными методами надо вооружиться и работникам ГАИ. Автоинспекции пора привыкать считать, определять экономическую целесообразность, перспективность предлагаемых мер по безопасности движения, народнохозяйственную эффективность всяких нововведений. Это, конечно, непростое дело. Его не осилишь, если нет отчетливого представления о характере и размерах движения, нет умения разбираться в истинных причинах дорожных происшествий, нет желания заглянуть в завтрашний день. Принимая те или иные решения, надо понимать сущность транспортного процесса, видеть за внешними признаками и конкретными обстоятельствами закономерности явления. Без всего этого пытаться всерьез улучшить условия движения транспорта невозможно. И только такой стиль работы будет соответствовать духу времени. Г. ЗИНГЕР,Симферополь — Ялтаспец. корр. «За рулем»* •*..'? . ' >" - v