Самолет совершил посадку с помощью... автомобиляСМЕЛЫЕИстория эта началась в воздухе. — Волжанка, я 45654-й, разрешите посадку! — услышал диспетчер Хабаровского аэропорта. — Посадку разрешаю... Проверьте закрылки, шасси. Пассажирский самолет уже вошел в круг и готовился к предпоследнему развороту. Бортмеханик нагнулся впе-, ред, привычно двинул рычаг выпуска шасси. На приборной доске загорелся зеленый глазок: все в порядке. Прошла секунда, две, три... Второго щелчка почему-то не было слышно. Там, где должна вспыхнуть еще одна зеленая лампочка, тревожно мигал красный огонек. — Не вышла правая нога шасси! — доложил бортмеханик. — Спокойно, — сказал командир корабля. — Попробуй убрать и еще раз выпустить. Вскоре на командно-диспетчерском пункте раздалось: — Волжанка! Волжанка! Я 45654-й, не выпускается правая нога, правая. А левая не убирается... — Вас понял. Уходите на второй круг. Ждите нашей команды! Выпустить, убрать. Попробовать еще раз. Бортмеханик двигает рычагом шасси впустую. Самолет кружит над аэродромом, как подбитая птица над своим гнездом. Экипажу, попавшему в беду, надо помочь. Но как? Короткий совет наземных служб аэропорта. Решение: сажать самолет на одну ногу и носовое колесо. На пробеге в момент потери скоростиподогнать под правое крыло маслозаправщик. Его высокая цистерна станет подвижной опорной точкой. Автомобиль заменит недостающее шасси. Самолет не рухнет на плоскость, пассажиры будут спасены. Закипела работа. Каждая секунда стала намного дороже. Маслозаправщик ЗИЛ-150 готов. Чтобы смягчить удар — сверху на цистерне закрепили несколько ватных чехлов. Самое трудное — на скорости 70 ки лометров подъехать под крыло мчащегося самолета. Поставить машину так, чтобы не попасть под вращающийся винт и не слишком близко к концу крыла, а то оно обломится. Тогда самолет упадет на бетон, закружится как волчок — не сдобровать автомобилю и людям. Руководитель автобазы Яков Зиновьевич Рабинович решил ехать сам. А кого взять с собой? Нужен водитель первого класса, мастер, смелый человек... Подошел к начальнику колонны Виктору Тимофеевичу Пастернаку. Без слов тот все понял... А в самолете было тихо и тепло. Бортпроводница угощала пассажиров карамелью, улыбалась. Некоторые из них, ожидая посадки, уже застегнули ремни. Смотрели в иллюминаторы на город, раскинувшийся внизу, на Амур. Кое-кто еще дремал. Маслозаправщик, пожарная машина и карета скорой помощи стояли наготове у взлетно-посадочной полосы. Вот ко рабль снизился. Левое колесо коснулось бетона — взметнулось облачко дыма, и тут же растаяло. Одноногий самолет стремительно катился по дорожке. Действуя элеронами, командир корабля не давал ему свалиться на крыло. Но вот скорость стала падать. Самолет начал медленно крениться вправо.ЛЮДИМаслозаправщик стрелой летел по бетону. За рулем — Пастернак. Рабинович давал команды, стоя на подножке и ухватившись за кабину: так лучше видно, а в случае чего — можно спрыгнуть. Виктор Тимофеевич тоже продумал все: если промахнется и самолет рухнет на кабину, он кинется вниз, на сиденье. Вот автомобиль рядом с самолетом. Сейчас подойдет под крыло. — Чуть правее держи! Правее мотогондолы! — кричит Рабинович. Пастернак отворачивает машину, дает полный газ. Заправщик уже под крылом! Самолет и автомобиль мчатся вровень. Постепенно скорость самолета гаснет, и крыло ложится на цистерну. Все медленнее, медленнее бежит эта необычная пара по полосе. Встали. Вот и все: воздушный корабль и пассажиры в безопасности. Яков Зиновьевич и Виктор Тимофеевич присели метрах в тридцати от самолета, закурили. Первым заговорил Рабинович: — Бывало горячо на ринге, но так не потел. И работка вроде бы не тяжелая. Всего-то километра полтора проехались... Необычная посадка прошла вполне благополучно. Наверное, это единственный подобный случай за всю историю авиации. Рабинович по-прежнему возглавляет коллектив шоферов. Он общественный автоинспектор. Как судью республиканской категории по боксу его хорошо знают и спортсмены города. Пастернак тоже занят любимым делом в автохозяйстве и учится в техникуме. В. ДАНИЛЕНКО, инженер Аэрофлота г. Хабаровск11-