ключать, а потому устанавливать его на обычных автомобилях нет смысла. Исключение составляют противотуманные фары. На автомобиле согласно Правилам движения можно устанавливать лишь две стандартные противотуманные фары, располагаемые симметрично спереди на одинаковой высоте, ниже основных фар. Границы светового отверстия таких фар должны быть не выше 800 и не ниже 250 мм от поверхности дороги, а также не дальше 400 мм от габаритов автомобиля по ширине. Их низкое расположение вызвано тем, что туман обычно стелется на некотором расстоянии от поверхности дороги. Цвет светового пучка может быть желтым или белым, но обязательно одинаковым для обеих фар. Стандартные противотуманные фары имеют специальные рассеиватели, дающие широкий, низкий, срезанный сверху пучок света. Вез таких стекол фары не могут считаться противотуманными, и пользоваться ими нельзя. Однако многие водители ошибочно полагают, что любая фара, установленная пониже, может служить как противотуманная. К сожалению, автоинспекция не всегда обращает на это внимание. А вред такой самодеятельности очевиден. Противотуманные фары включать в ясную погоду не стоит, так как они дают резкий ослепляющий свет. Недопустимо устанавливать одну противотуманную фару или две, но разного цвета. Это может привести к неправильной оценке габаритов машины, а разноцветные фары могут быть приняты за два мотоцикла и т. п.Применением специальных противотуманных фар и ограничиваются все дополнения к стандартному оборудованию автомобиля осветительными приборами. А как же все-таки бороться с ослеплением при встречных разъездах ночью? Точным соблюдением разработанных на этот счет инструкций и правил. Нужно строго следить за регулировкой фар, чистотой рефлектора, за соответствием применяемых ламп рассеивателям фары. Обо всем этом подробно рассказывалось в статье «Система головного освещения автомобиля», опубликованной в октябрьском номере журнала «За рулем» за 1964 год. 'Нужно не забывать с наступлением темноты тщательно протирать лобовое стекло машины снаружи и изнутри. Нередко водители испытывают ложное ослепление, когда свет фар встречных автомобилей рассеивается на лобовом стекле из-за налета пыли и грязи, и через такое стекло ничего не видно. А главное — нужно строго следовать Правилам движения и своевременно переключать дальний свет на ближний. Конструкция и расположение фар на автомобиле, правила пользования ими разработаны на основании большого, многолетнего опыта, и относиться к ним нужно с должным уважением. А. ШУМОВ, начальник лаборатории безопасности движения НИИАТа, кандидат технических наукБШШДШВШЕУЭ&ЛЛШ&И.Е2222ЙГП РЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО Это выражение часто фигурирует в книжке Правил и учебных пособиях. Под этими словами понимают привилегию, приоритет одних водителей перед другими. Однако характер . преимуществ не всегда одинаков. Одно дело нерегулируемые пересечения путей движения транспортных средств, другое — регулируемые. Да ив последнем случае многое зависит от того, управляет движением на перекрестке человек или установлен светофор. Когда, например, регулировщик обращен к водителю боком, право проезда через перекресток или переход в прямом направлении является абсолютным, так как устранены всякие помехи такому движению, только при повороте направо водители транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу или дорогу в разрешенном направлении (рис. 1). Если же на этом перекрестке будет работать трехсекционный светофор, порядок проезда несколько усложнится. Движению прямо станет помехой поворачивающий трамвай, а водители нерельсовых транспортных средств, движущиеся налево, должны будут пропускать не только пешеходов, но и встречные транспортные средства (рис. 2). При регулировании движения светофорами с дополнительными секциями право на движение в направлении «стрелки» является абсолютным, если «стрелка» включена с основным зеленым сигналом, и относительным, если «стрелка» горит с основным красным сигналом. Абсолютный приоритет обеспечивается включением с других сторон перекрестка таких сигналов для водителей и пешеходов, т ри которых опасные взаимные" пересечения путей их движения исключаются (рис. 3). Преимущественное право на движение в местах нерегулируемых пересечений и при маневрировании всегда является лишь относительным (не считая тех случаев, когда речь идет о транспортных средствах, оборудованных специальным звуковым сигналом), так как не исключено одновременное движение транспортных средств ис других направлений. При регулировании движения водители, к которым обращен запрещающий сигнал, обязаны остановиться, не выезжая на перекресток, и точно в местах, определенных статьей 71. На нерегулируемых перекрестках они могут выбрать место для остановки сами, если такая необходимость есть. Напомним, что в ряде случаев Правила не требуют остановки, обязывая лишь пропустить транспортное средство, пользующееся преимущественным правом проезда (статья 35). Требование «пропустить» отнюдь не означает, что нужно ехать только вслед за транспортным средством, пользующимся приоритетом; можно двигаться и одновременно, не создавая ему помехи, что вполне допустимо при достаточной ширине проезжей 'части. Эта ситуация, как легко заметить, очень схожа с движением на «стрелку» с основным красным сигналом светофора, когда Правила разрешают проезжать перекресток, «уступая дорогу» другим транспортным средствам.