Из путевогоНАС ЖДУТ ДОРОГИ ТУРКМЕНИИ Я просыпаюсь. Ночью над Каспием поднялся ветер. М ор ­ ской паром «Советский Азербайджан» медленно, солидно покачивается. Нос парома, опускаясь, ударяет о волну. Мы на носовой палубе. Рядом стоят машины — новая мо ­ дель «Запорожца» — ЗАЗ-966. 'Чуть скрипят канаты-растяжки, страхующие их на случай шторма. 'Идут государственные испытания. От старого «Запорожца» в этой машине почти ничего не осталось. Современная форма, стремительные плавные линии. Намного увеличенный салон. Мотор мощностью в сорок лошадиных сил обеспечивает хорошую динамику и высокую максимальную скорость *• Мы в пути. Позади долгие сборы. Предварительные работы, организационные задержки, доделки. Дорога от Запорожья до Баку. Черная река асфальта, виноградники, горы, старые чинары у придорожных родников, стада, где буйволов больше, чем коров. Красавец Баку. Город, полюбившийся мне с того времени, когда мы шли этим маршрутом, испытывая тропический вариант «Москвича--408». А впереди голые красноватые скалы, город у моря Красноводск. Вместе с десятками вагонов и сотнями людей выгрузят с парома и маши машины. Наш путь — на Небит-Даг, Кзыл-Арват, Ашхабад* Нас ждут дороги Туркмении. СЕГОДНЯ СОРОК ДВА Сорок два градуса. Солнце беспощадно. Конец августа. Даже здесь, в Ашхабаде, это, наверно, один из последних в году жарких дней. И мы торопимся. Надо успеть сделать то, за чем мы ехали сюда три с половиной тысячи километров. М ы должны проверить тепловой режим новых двигателей, установить, смогут ли они при такой температуре и сухости воздуха работать достаточно долго с полной нагрузкой. Лента жирного асфальта с шорохом ложится под колеса. Двести километров необходимо пройти, строго выдерживая заданную скорость — сто километров в час. При этом должны быть зафиксированы расход топлива и масла и, главное,— температура в двенадцати точках. Это температура окружающего воздуха и воздуха в различных местах подкапотного пространства, бензина и масла в двигателе, в масляном радиаторе ив коробке передач, под свечами. Все это надо записывать через каждые пять минут. И контролировать по секундомеру скорость. И стараться пореже прикладываться к термосу с холодной газировкой, взятой в Ашхабаде. Прошли половину дистанции. Температура двигателя ползет вверх. Масло 100, в цилиндрах 195! 105 и 210! 114 и 230!) Это уже опасно. Если температура не стабилизируется, придется прервать испытания. Иначе сгорят поршни и расплавятся подшипники. Что будет дальше? Потом видим — температура не растет. Значит, все нормально. Двигатель на пределе, но выдержал. Заговорили, засмеялись, закурили. Это проверка теплового режима. Сегодня сорок два. «БАРХАТНЫЙ» СЕЗОН Красив осенний лес на склонах Ай-Петри. Но нам не до красот крымской осени. * Речь идет об экспериментальном образце «Запорожца-966» с двигателем мощностью 40 л. с.Скоростной подъем от Ялты на Ай-Петри, спуск в Соколиное и возвращение. Все испытатели хорошо знают эту дорогу. Здесь уже много раз проверялись надежность тормозов, тяговые качества двигателей, правильность подбора передаточных чисел коробок передач и главных передач новых мо ­ делей автомобилей. 'Вперед отправляются патрули ГАИ — ОРУД на мотоциклах. Их задача — перекрыть все выезды, закрыть трассу. Мы пойдем на максимально возможной скорости, и любая помеха может привести к нежелательным последствиям. Наконец «Беркут-14», «Беркут-23» и все остальные докладывают по рации о готовности. Дорога закрыта. На три часа она в нашем распоряжении. Шесть автомобилей (впереди два ФИАТА, за ними четыре «Запорожца») уносятся за крутой вираж. Еодитель с неослабным вниманием ведет машину по серпантинам горной дороги. Контролер успевает лишь записывать в специальный протокол количество торможений, время движения на каждой из четырех передач, температуру в десяти точках через каждые 10 минут, общее время подъема и спуска, -количество израсходованного бензина. Все записи должны быть разборчивы, а делаешь их в быстро берущей резкие повороты машине, где бросает от стенки к стенке, как сухую горошину в стручке. Не успеваешь поднять от записей глаза. Подъем —• 20 километров — проходим за 24 минуты. Отлично. Теперь вниз, в Соколиное. Спуск крутой с поворотами до 180 градусов. Только раздается: «Тормоз! Еще тормоз!» Это водитель Иван Павлович Кошкин предупреждает меня, чтобы я не прозевал торможения, поставил палочку в протоколе (подсчитаю потом). Спускаемся так, будто неопытный водитель, которому очень везет, торопится вниз. Кажется, только чудо удерживает машину на поворотах. Но это точный до сантиметров расчет, владение собой и автомобилем. Недаром Кошкин — известный спортсмен-автомобилист, один из лучших водителей завода «Коммунар»! Спустились > Соколиное. Тормозные барав баны нагрелись — не тронешь. Почти без перерыва (только взвесили контрольный бачок, чтобы узнать расход бензина) отправились обратно. Подъем — и снова начинаем спуск, на этот раз в сторону Ялты. Крутой поворот. — Тормоз! Нет торможения! Перегрелись тормозные колодки, закипела жидкость. Педаль провалилась. На такой скорости машина не впишется в этот поворот! вылетит или перевернется. Реакция Кошкина молниеносна. — Держись! (А яужи так держусь!..) И через мгновение наш автомобиль висит, прочно заклинившись в вилке, образованной стволами трех молодых дубов, растущих на уровне края дороги из одного корня. Звон выхлестнутого лобового стекла, скрип дерева по металлу и... тишина. Задние колеса касаются края дороги, перед нами раскошный вид с Ай-Петри. Хорошо, удачно попали. Иначе лететь бы до следующего уступа метров двадцать. Когда только успел Иван Павлович высмотреть эти дубки?! Скорее выбираемся по веткам на дорогу. Сейчас должен пройти наш третий номер, за ним остальные. Нужно, чтобы ребята видели нас обоих на ногах возле машины. Махнуть им, чтобы заезд не прерывался. Идут испытания. Крым, Ай-Петри, «бархатный» сезон. А. БРОДСКИЙ, инженер-испытатель Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Запорожье — Баку — Ашхабад — Ялта14-