16
17
ЗАСЕДАНИЕСОРОКЧЕТВЕРТОЕСамым сложным автомобилисты считают электрооборудование, особенно проводку. Не всегда на душе спокойно, когда приходится покидать машину (иногда надолго), зная, что значительная часть проводки все же остается под напряжением.Как ее беречь и как за ней ухаживать! Как подключать дополнительное оборудование! На эти интересующие автолюбителей вопросы мы попросили ответить сотрудника НИИАвтоприборов инженера А. Л. ЭПШТЕЙНА, пригласив его на сегодняшнее заседание «Клуба».ЗАЧЕМ И КАК ОТКЛЮЧАТЬ БАТАРЕЮПроста, но коварнаОднопроводная система электрооборудования автомобиля очень проста и удобна. При такой схеме вторую часть любой цепи составляют корпус машины и соединенные с ним агрегаты. Однако требования к качеству и надежности изоляции здесь значительно возрастают, так как вся проводка проложена по металлическим поверхностям. Поэтому нарушение целостности изоляции в любом месте вызывает утечку тока или короткое замыкание. Даже в тех случаях, когда автомобилем не пользуются, большая часть его проводки не выключается, и, если она загорится, положение усугубляется тем, что рядом нет человека.В тяжелых условияхСпособность изоляционных материалов препятствовать прохождению токаих прочность — в процессе эксплуатации снижается. Прежде всего — это обычное старение, не прекращающееся даже когда машина стоит на месте. Еще больший вред изоляции наносит вода. Пыль, попадающая на изоляторы, тоже вредна, так как удерживает влагу значительно дольше. Разветвленная в подкапотном прост-Рис. 1. Схема установки выключателя батареи: 1 — масса; 2 — выключатель; 3 — батарея; 4 — нагрузка.ранстве проводка страдает от воздействия атмосферной влаги и при мойке машины, когда применяется керосин, от которого изоляция, особенно старая, сильно разрушается. Проезжая, даже без «шика», по лужам, водитель часто не думает о брызгах, которые попадают в подкапотное пространство, нанося вред изоляции. Дополнительной нагрузкой на изоляцию проводки, находящейся под капотом, ложится нагрев от двигателя, и от деталей приборов, нагревающихся под действием тока. Развитие электрических цепей в виде дополнений к основной схеме автомобиля для различных любительских установок (вентиляторы, розетки, сигнальные устройства и т. п.) увеличивает вероятность утечки тока. Опасность нарушения изоляции возрастает еще и за счет прибавившихся, часто кустарно выполненных мест соединения этих цепей в различных частях проводки. Об этом не лишне напомнить автолюбителям — людям любознательным и инициативным по своей природе, стремящимся сделать что-нибудь индивидуальное, отвечающее характеру и вкусу. Это говорится не к тому, что не следует вовсе ничего затевать. Но если уж дополнительные цепи создаются, то их надежность должна быть не меньше, чем основной.Наихудшне последствияПри сильном повреждении изоляции возникает пробой и короткое замыкание цепи. Почувствовав в таких случаях специфический запах горящих проводов, мы стремимся поскорее отключить батарею, зная, что недалеко и до пожара. Тушить горящую проводку, находящуюся под током, трудно. После отключения же источника тока (любым способом) она, как правило, гаснет сама. Но проводка может загореться ив отсутствие водителя. К сожалению, такие случаи бывают. Если участок, где нагревается нарушенная изоляция, имеет хороший отвод тепла через металл или обдувается, процесс может стабилизироваться, не достигнув опасных пределов. Если нет — температура возле места нарушения будет все увеличиваться, от чего изоляционный материал разрушится и получится пробой, в результате которого может загореться изоляция. Так обычно начинается пожар. Вот почему электропроводке нужно уделять большое внимание, регулярно проверять ее состояние, следить за чистотой изоляции, вовремя осматривать и подтягивать все контактные соединения.Рис. 2. Выключатель массы ВК-318: 1 — корпус; 2 — выводной болт; 3 — изоляционная шайба; 4 — изоляционная втулка; 5 — подвижный контакт; в — чека; 7 — кнопка выключения; 8 — шток о кнопкой включения; 9 — вырез; 10 — крышка; 11 — шина; 12массовый контакт; 13 — форконтакт.•16- Водитель, который не следит за всем ,этим, оставляя машину на продолжительное время, не может быть гарантирован, что когда-нибудь проводка (особенно старая) его не подведет.Отключение всегда полезноПрочность изоляции не абсолютна, какие-то утечки всегда происходят. И, конечно, правы те автомобилисты, которые отключают батарею, особенно перед длительной стоянкой. Кроме всего, от этого уменьшается ее разряд. Обычно от батареи отсоединяют одну клемму. Однако такое отключение приводит к раскачиванию выводных штырей батареи. Стираются при этом и грани стяжных болтов наконечников. Некоторые владельцы машин недостаточно затягивают наконечник, который можно снять и посадить (казалось бы, плотно) на конический штырь. Это приводит к большим потерям электроэнергии из-за плохого контакта в соединении и ухудшает работу стартера.Рис. 3. Самодельный выключатель массы: 1 — опора; 2 — выводяой болт; 3 — подвижный контакт; 4 — эксцентрик; 5 — рукоятка; 6 — штифт; 7 — ограничитель; 8 — заклепка; 9 — соединительные шины; 10 — пружина; 11 — изоляционная втулка; 12 — шайба; 13 — гайка; 14 — шплинт; 15 — шайба: 16 — палец.Несложная защитаЛучше установить в цепи выключатель батареи, которым было бы удобно пользоваться. Он позволит быстро и без хлопот отключать батарею для предохранения ее от разряда, а также при электротехнических работах, когда надо обесточить проводку. Такой выключатель, установленный даже не очень скрытно, одновременно будет служить как вариант противоугонного устройства (об этом шла речь на тридцать седьмом заседании «Клуба «Автолюбитель», см. «За рулем» № 1 за 1967 год). На рис. 1 показано место установки выключателя. Его работа не зависит от того, какой полюс батареи соединен с массой. Можно использовать любой однополюсный выключатель или рубильник, рассчитанный на длительное прохождение тока силой не менее 50 а. Не следует пользоваться многополюсными выключателями, рассчитанными на ток каждой рабочей цепи меньше 50 а: последний срабатывающий контакт будет разрывать всю нагрузку, поскольку практически невозможно добиться одновременного срабатывания всех контактов.тации цепи происходит на форконтакте. Вступающие за ним в действие рабочие контакты 5 всегда будут чистыми и их переходное сопротивление не будет возрастать.Улучшаем цепь питания стартераУстанавливая выключатель батареи, точнее — выключатель массы, полезно одновременно улучшить электрическую цепь питания стартера. Это можно сделать на «Москвичах» всех моделей (кроме «408»), «Победе», «Волге» первых выпусков и других, у которых в цепи массы от стартера до батареи находятся, кроме блока двигателя, шинка, соединяющая его с кузовом, и детали кузова. Другими словами, там, где аккумулятор соединен на массу кузова. Если выключатель массы установить на двигателе, то надежность цепи массы возрастет и снизится ее общее сопротивление. Это позволит, не увеличивая расход энергии, делать на два-три пуска от батареи больше.один из вариантов самодельного выключателя массы, простого в изготовлении. На рис. 3 представлен его разрез. При повороте рукоятки 5 эксцентрик 4 переместит подвижный контакт 3 до соприкосновения с выводным болтом 2и заклинится в состоянии включения. Для отключения поворачиваем рукоятку в обратном направлении. При изготовлении выключателя все десять листков соединительных шин 9 (толщиной по 0,2 мм) следует пропаять в местах их контактирования с деталями 1и 3, а также между собой на расстоянии 10—12 мм от концов. Болт, подвижный контакт и соединительные шины — медные. Размеры эксцентрика 4 выбраны так, что обеспечено надежное заклинивание его во включенном состоянии. Ось эксцентрика смещена на 3 мм. На рис. 4 показана стальная опора выключателя.Можно сделать самомуЛучше, если «подвернется» выключатель, близкий по своим данным и надежности к ВК-318 или требующий небольших доделок. Сейчас мы рассмотримЗаводской выключательСпециальные выключатели массы типа ВК-318 (рис. 2) выпускает Старооскольский завод АТА. В некоторых городах (например, Москве, Воронеже) они начали поступать в продажу. Выключатель работает так. При нажиме на кнопку включения шток 8 продвинет форконтакт 13, а затем подвижные контакты 5 до соприкосновения с поверхностями болта 2и массового контакта 12. В результате между ними образуется электрическая цепь. В таком положении — «включено» — выключатель застопорится, когда шток 8 продвинется настолько, что чека б войдет в вырез 9. Если нажать на кнопку чеки (кнопку выключения), шток 8 освободится и под действием пружин выключатель отключится. Размыкание состоит из двух этапов: сначала отойдут рабочие подвижные контакты, а электрическая цепь останется еще замкнутой форконтактом. Затем отойдет и форконтакт. Естественное для таких выключателей подгорание контактов в момент комму-Рис. 4. Опора выключателя массы.•17-