30
31
«ЯВА» Иварианта: мотоцикл, мотороллеры стандартный и «люкс». Мотоцикл верно служит на любых дорогах и поэтому является удобным транспортом для рыболовов, охотников, туристов. У машин выпуска 1967 года мощность двигателя повышена до 4 л. с. при 6000 об/мин, причем был одновременно увеличен крутящий момент при работе нанизких оборотах. Усовершенствование коробки передач и подобранные заново передаточные числа обеспечивают 'сравнительно высокие средние дорожные скорости даже при движении с пассажиром. Передняя телескопическая вилка и задняя, маятников аяс гидравлическими амортизаторами повышают удобства; поэтому водитель не чувствует усталости при длительных поездках. В нынешнем году эта модель выпускается икак спортивный мотоцикл под названием «Мустанг». . Мотороллер «Татраи-125» с двухтактным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 125 смЗ — машина более высокого класса. Он заслуженно считается одним из наиболее изящныхв своей категории. Водитель защищен на этой машине не только от дорожной грязи, но и от соприкосновения с деталями силового агрегата. Двигатель развивает при 5500 об/мин мощность до 7 л. с. Четырехступенчатая коробка передач объединена с двигателем в общий блок. Р ама жесткая, трубчатая. Передняя и задняя вилки — маятниковые. Мотороллер снабженЧЕЗЕТстартером-генератором (12 в, 65 вт), указателями поворота, передним щитком из органического стекла и багажником. Основу производственной программы заводов «Ява» н «Чезет» в 1967 году составляют мотоциклы классов 125, 175, 250 и 350 смЗ. На их базе создано несколько вариантов и модификаций. На всех мотоциклах применяются двухтактные двигатели с воздушным охлаждением. У «Явы-350» — двухцилиндровый спараллельным расположением цилиндров, двигатели остальных типов — одноцилиндровые. Коробки передач — четырехступенчатые с ножным переключением. Трубчатые рамы машин, сваренные из высококачественных стальных трубок, несмотря на малый вес, отличаются высокой прочностью и дают возможность эксплуатировать мотоциклы классов 250 и 350 смЗ с боковым прицепом. В подвесках передних колес применяются длинноходные телескопические вилки, в задних — маятниковые. Как впереди, так и сзади — гидравлические амортизаторы. На базовых (дорожных) мотоциклах устанавливаются 16-дюймовые колеса, а на спортивных — увеличенного диаметр а — 19. Поэтому спортивные модели пригодны для эксплуатации на любых дорогах и для движения по пересеченной местности. По особому заказу поставляются мотоциклы, оборудованные указателями поворота, а такжев варианте «люкс».Чехословацкие мотоциклетные заводы подготовили к сезону этого года разнообразные новинки, способные удовлетвор итьвзыскательный вкус. Самая легкая из машин — «Ява-50» с двухтактным двигателем. Она имеет триМЕРСЕДЕС' БЕНЦ250»«БАРР ДНУ ДА»Получив подножку от «Форда», «спустившего с аркана» «Мустанга», «Крайслер» подготовил автомобиль со столь же экзотичным названием — «Барракуда», правда, более узкого профиля. Он рассчитан на охотников, рыболовов, лыжников, ч ье увлечение сопряжено с необходимостью транспортировать громоздкий, не вмещающийся в обычном багажнике инвентарь. В кузове нет глухой перегородки между багажником и пассажирским салоном, и благодаря этому машину легко можно переоборудовать в грузо-пассажирский вариант. Для этого нужно только, освободив крепление, откинуть спинку заднего сиденья вперед. Получается дополнительное пространство с ровным полом для размещения багажа. На пол можно уложить предметы длиной свыше двух метров. Чтобы кузов, не имеющий задней поперечной перегородки, не потерял прочности, его усилили, окружив получ ившийся проем стойками коробчатого сечения. Модель 1967 года модернизирована. «Барракуда» получила новый, более просторный кузов. Форма задней части его с плавным понижением линии крыши (как у «Победы») сохранена. Традиционные пропорции кузова нарушены . Длина капота увеличена на 114 мм. Б аза «Барракуды» тоже выросла (на 51 мм), на такой жеразмер увеличились колея и габаритная ширина . Из скандальной истории с авариями, в ызванными конструктивными недостатками американских автомобилей (см. «Смерть на колесах», «За рулем», № 10, 1966 г.), вынуждена была сделать вывод ифирма «Крайслер». В частности, на «Барракуду» установили сдвоенный главный тормозной цилиндр с двумя расположенными один за другим поршнями .а дорогах Западной Европы появился новый лимузин с трехконечной звездочкой нарадиаторе — эмблемой фирмы «Даймлер-Бенц». Эта модель — «Мерседес-Бенц 250» — занимает промежуточное положение между своими предшественниками «Мерседес-Бенц 220» и «300». Хотя форма кузова новой машины в значительной степени выдержана в характерных традициях «Даймлер-Венца», он ниже , чем у модели «220», к рыша стал а несколько выпуклой, увеличена площадь остекления, .верхняя часть заднего крыла приподнята. Лимузин выпускается в двух вариантах: н а модели «250 SE» устанавливается двигатель мощностью 150 л. с , с впрыском топлива. Модель «250 S» .выполняется с двухкарбюраторньгм двигателем мощностью 130 л. с. Оба варианта оборудованы автоматической коробкйй передач, но по желанию владельца она может быть заменена четырехступенчатой коробкой, причем рычаг переключения может быть установлен как « а рулевой колонке, т акина полу. (Передние сиденья — раздельные, регулируемые и спроектированы стаким расчетом, что между ними можно положить дополнительную подушку-сиденье. Однако очень низко расположенный пол вынуждает увеличить высоту туннеля карданного вала, и сидящие в середине спереди и сзади пассажиры вынуждены расставлять ноги по обе стороны от туннеля. Другое неудобство — э то неудачное расположение ручного тормоза. Водителю, цристепнутому к сиденью ремнем безопасности, трудно дотянуться до рукоятки. Конструкторы большое внимание уделили вопросам безопасности. Б амперы снабжены резиновыми амортизаторами, смягчающими удар при столкновении.НКраткая техническая характеристикаЕАИИк*<S<N ЮvПараметрыеб(м CQ V§8Рабочий объем двигателя, см 3 Максимальная мощность, л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, кгм Сухой вес, кг Удельный вес автомобиля, кг/л. с. Максимальная скорость, км/час Расход топлива, л/100 км2496 150 5500 22,0 1464 9,8 193 13,92496 130 5400 19,8 1420 10,9 184 15,3Цельнометаллический кузов прочен, а двери снабжены замками с аварийными предохранителями. На модели «250» применяются дисковые тормозаи гидроусилитель руля. Интересным устройством является гидропневматический уравнительный элемент. Если зад машины сильно перегружен. лучи фар будут направлены косо вверх, то пружина вернет их в правильное положение. Система отопления и вентиляции обеспечивает быстрый прогрев салона автомобиля, причем возле каждого сиденья имеется отдельный регулятор. Лед, покрывающий ветровое стекло, можно растопить за несколько минут, включив систему отопления.•Ю- ОБРАЗЦА 1967 годаДля движения по пересеченной местности предназначен мотоцикл «Триал». Он пригоден и для различных спортивных соревнований. Р амаи двигатель сконструированы с использованием элементов и узлов базовых моделей. Благод аря коробчатому глушителю шума выпуска улучшился крутящий момент двигателя при работе на низких оборотах. Изменилось передаточное число первой передачи, и мотоцикл преодолевает на ней без затруднений крутые подъемы. З адняя часть рамы усилена в связи с увеличением ширины задней маятниковой вилки. На «Триал» устанавливаются задние колеса с шинами 4,00x18, а передние с шинами 2,75x21 или 3,00x19. Машина снабжена узкими короткими гряз евыми щитками. Топливный бак у нее небольшой, ф ары не встроены в кожух верхней части передней вилки. Вместо обычной металлической облицовки, устанавливаемой за двигателем, — легкие ширмы из пластмассы. Все эти изменения направлены на снижение веса мотоцикла и улучшение его управляемости при движении вне дорог. Мотоциклы классов 125 и 175 смЗ вып ускаютсяв 1967 году такжес двигателями повышенной мощности (9 и 13 л. с. соответственно). В связи с этим увеличилась имаксимальная скорость — до 90 и 105 км/час. Особое место занимает «Ява» классов 250 и 350 см3с автоматическим сцеплением, с которым уже знакомы читатели журнала «За рулем» (№ 8 за 1966 г.). Добавим лишь, что автоматическое устройство можно выключать рычажком на руле и управлять сцеплением вручную. Для мотоциклов «Ява» и «Чезет» предназначен специально сконструированный боковой прицеп «Велорекс». Кузов этого изящного прицепа изготовлен из слоистого стеклопластика, а несущая рама — Из стальных трубок. В подвеске подрессоренного колеса применяется маятниковая вилка. На колесе прицепа предусмотрен тормоз. Гордость чехословацкой мотопромышленности — кроссовые мотоциклы «Чезет» с моторами 250 и 360 смЗ. Три года подряд чемпионы мира завоевывали высокое звание на машинах этой марки. Успех можно объяснить отличной маневренностью и управляемостью, в большой мере обусловленными малым весом машин в сочетании с высокой мощностью двигателя. В конструкцию кроссовых моделей 1967 года внесен ряд усовершенствований, увеличивших мощность двигателя при одновременном снижении его веса. Представителем гоночных машин является трековый мотоцикл «Ява ДТ-6». На нем установлен четырехтактный одноцилиндровый двигатель с подвесными клапанами, который на спиртовом топливе развивает мощность свыше 50 л. с.Для гонок на коротких треках он выпускается с одной передачей, а для более длинных — с двухступенчатой коробкой передач. Карел КАСЛ, представитель чехословацкого объединения «Мотоков»Рабочую полость цилиндра разделили на две, и каждая половина соединяется отдельно с рабочими цилиндрами тормозов либо передних, либо задних колес. Схема с разделением тормозного привода придает гидравлической тормозной системе предохранительные свойства. При нарушении герметичности магистрали тормоза двух колес остаются работоспособными. З а дополнительную плату на передних колесах монтируются более эффективные дисковые тормоза. Увеличился радиус шин, улучшилась устойчивость и управляемость автомобиля. Представляет интерес деформируемая рул евая колонка с телескопическим рулевым валом.ТОРМОЗЗАМЕДЛИТЕЛЬСЕПАРАТОР ОЧИЩАЕТ ТОПЛИВОВода игрязь — бич топливной аппарат уры дизелей. Для очистки дизельного топлива широко используются обычные бумажные фильтры . Они, естественно, задерживают твердые частицы, но пропускают воду. А она становится причиной интенсивной коррозии пружин форсунок, что чревато в конечном итоге их поломкой. Зимой же вода, п ревращаясьв лед, мешает подаче топлива. Английская фирма C.A.V. создала фильтр новой конструкции, устанавливаемый на всасывающей трубе насоса для подкачки топлива. Фильтр представляет собой конический диффузор . Конечная часть диффузора резко меняет направление движения топлива. Вследствие этого вода и механические примеси, отличающиеся по удельному весу от топлива, продолжая двигаться впрежнем направлении, оказываются в специальном отстойнике. Таким образом топливо очищается от твердых частиц размером больше 100 мк икапель воды, п ревышающих 300 мк. Чтобы фильтр все время пополнялся топливом ив нем не образовывались воздушные ипаровые пробки, предусмотрен перепускной клапан. Грязь скапливается в отстойнике. Часовая производительность нового фильтра 40 литров дизельного топлива.Один из вариантов установки электрического тормоза-замедлителя. разработок «с У дел многих новы хсебе дорогу кв —этом боем» пробивать признанию. Не является исключениемсмысле и электрический тормоз-замедлитель. Идея, в общем не новая, долго ждала практического (применения, т аккакпервые конструкции были громоздки и дороги. Теперь она воплощенав механизме KLAM 3 (Испания), предназначенном для установки натяжелые грузовые автомобили и автобусы в комбинации с обычными тормозами. KLAM 3 имеет восемь катушек, аксиально расположенных вокруг центральной втулки. При прохождении электрического тока через катушки их магнитное поле наводит вихревые токи в дисках, асположенных по торцам устройства. заимодействие магнитного поля катушки с магнитным полем этих вихревых токов создает тормозной эффект . Включение и выключение тока довольно большой величины осуществляется контакторами, установленными в коробке, которая может быть расположена в любом месте, з ащищенном от грязи, пыли и воды. Само устройство устанавливается в трансмиссии, одновременно выполняя функцию промежуточной опоры карданного вала. Общая длина тормоза 914 мм, включая соединительные фланцы . В настоящее время разрабатывается вариант электрического тормоза меньшей длины. Катушки этого тормоза будут расположены радиально. Электрический тормоз может размещатьсятакжена задней части коробки передач. Однако это требует изменения крепежа, посколькувес тормоза достигает 200 кг. Элементы гашения вибрации излишни, т аккак тормоз бесшумен в работе и вибрации не создает. Обслуживание электрического устройства заключается в смазке через 3200 км пробега, а при эксплуатации в холмистой местности — через 1920 км ив периодической регулировке конических роликовых подшипников тормоза. Устройство управляется четырехпозиционным включателем, расположенным на рулевой колонке. Испытания проводились на автобусе «Бедфорд» весом 6,75 т, в котором находились восемь человек. Торможения выполнялись при движении на четвертой передаче со скоростью 80 км/час по наклонным и горизонтальным участкам дороги. Тормозное устройство показало эффективность (Замедления, достаточную для движения в современных дорожных условиях (до 2 м/сек 2 ). Обычные тормоза вводились в действие лишь тогда, когда замедлитель снижал скорость до 9 — 11 км/час. Пока фирма^иэготовитель рассматривает электрическое устройство как дополнение к обычным тормозам для тяж елых грузовых автомобилей. Применение тормоза-замедлителя, по ее данным, снижает износ фрикционных тормозных накладок на 70—80 процентов, что немаловажно для автомобилей большой грузоподъемности и высоких скоростей движения.•Л-