ФИ нишСПАРТАКИАДЫ МИЛЛИОНОВСлавной дате в истории нашего государства — полувековому юбилею Советской власти — была посвящена IV Спартакиада народов СССР. В день торжественного открытия ее финальных состязаний на всю страну прозвучали слова Приветствия Центрального Комитета Коммунистической партии, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, обращенные к участникам Спартакиады, к миллионам советских спортсменов. В строках этого приветствия говорится о зрелости нашей молодежи, бережно несущей эстафету отцов, и выражается уверенность в том, что советские спортсмены будут и впредь идти в первых шеренгах строителей нового общества, показывать пример в труде и учебе, будут всегда готовы к защите великой социалистической Родины. Финальные соревнования Спартакиады вылились в рапорт спортсменов нашей страны Коммунистической партии, всему советскому народу о достигнутых ими успехах. Среди тысяч участников заключительных спартакиадных встреч свое мастерство демонстрировали и спортсмены Добровольного общества содействия армии, авиации н флоту — автомобилисты, летчики, мотоциклисты, водномоторники. И вот стал известен исход финальной борьбы, завершившей многочисленные соревнования, которые длились почти два года. Главная судейская коллегия по разделу Спартакиады «Технические виды спорта» назвала победителей : 1-е место — команда РСФСР, 2-е — Москвы, 3-е — Украины, 4-е — Латвии, б-е — Ленинграда, 6-е — Казахстана. Представители команды РСФСР чемпионы Спартакиады О. Суслов и Н. Соловей с переходящим призом Совета Министров СССР. Фото В. Хухлаева (ТАСС)Скрипят тормоза на крутых поворотах, долгий, сигнал предупреждает встречную машину, которая в любой момент может выскочить из-за отвесной скалы... По головокружительным, петлистым дорогам, через заоблачные перевалы ведут свои автомобили шоферы Грузии. Ни днем, ни ночью не прекращается жизнь на горных трассах республики. Бегут по ним грузовики с рудой и сталью, цементом и шерстью, плавно покачиваясь, плывут автобусы с пассажирами, мчат легковые автомобили. Приглядитесь, с какой легкостью преодолевают местные водители преграды, которые воздвиг на их пути Кавказ! Как уверенны и расчетливы их действия за рулем! Это не только опыт, не только знания. Этим они обязаны еще и спорту. Многие из тех, кто водит здесь машины, спортсмены-автомобилисты, — разрядники, участники соревнований юбилейной Спартакиады.КАЖДЫЙ ВОДИТЕЛЬ-СПОРТСМЕНСтарейший работник Министерства автомобильного транспорта республики Мелитон Бегларович Картозия хорошо помнит время, когда почти единственным средством передвижения в Грузии были волы и лошади. — В 1913 году, — рассказывает он, — новый губернатор граф Гудович решил объехать Кутаисскую губернию на только что купленном «Мерседесе». По всему пути его следования «для страховки» расставили упряжки волов. И все же путешествие через 40 дней пришлось прервать — из-за бездорожья двигаться было невозможно. К тому времени граф объехал немногим больше половины губернии. А она значительно уступала нынешней Грузии. Много воды утекло с тех пор в грузинских реках. За годы Советской власти на этой древней земле произошли перемены, похожие на чудо. Сегодня республику из конца в конец перерезали дороги, покрытые асфальтом. Все города и поселки связали автобусные линии. И в столице, и в далеком горном селе — повсюду автомобили. Советская Груз ия — это республика развитого автомобильного транспорта, передового автомобилестроения. Это и республика автомобильного спорта. Он верно служит техническому прогрессу и пользуется популярностью не только среди молодежи, но и среди людей, чьи головы по крыты сединой. А ведь каких-нибудь 10 лет назад здесь и понятия не имели о «фигурке», двоеборье, ралли, гонках. Бее это пришло со спартакиадами. Они поднимали «втоспорт с одной ступеньки на другую и выработали к нему принципиально новое отношение. История автоспорта в Грузии слагается из множества рассказов о людях, к о му опыт участия а соревнованиях спартакиады помог е жизни и труде, из рассказов о чемпионах, для которых спартекиадный старт стал первым памятным событием. Посмотрите на верхний снимок справа. Он сделан в 1956 году. Это команда Грузии перед автомобильной гонкой Москва — Минск — Москва на 1340 ки лометров, посвященной I Спартакиаде народов СССР. Третий слева Шота Зрдиашвили. Его имя хорошо знают местные спортсмены. Он первым в республике построил и вывел на трассу гоночную машину и первым из грузинских автомобилистов был удостоен золотой медали чемпиона страны. Еще и сегодня товарищи Шота помнят, какой ценой досталась та первая победа. Это было в Ленинграде на первенстве страны. Трижды в ходе гонки сменялись лидеры, но, когда соревнование подходило к концу, ни у кого уже не было сомнений в его исходе. Ленинградец Новожилов намного опережал своих соперников. Гравер даже начал писать первую букву его фамилии на-Цело- массовость- медали. Он поторопился. На финише вперед вырвался грузинский гонщик. Сегодня Шота Зрдиашвили — среди зрителей, но скольких людей в свое время он заразил своим примером, своей влюбленностью в автоспорт. Одни из них — Ш. Мамрикашвили, О. Гарсеванишвили, В. Глурджидзе — так же, как и первый чемпион, сели за руль гоночного автомобиля, другие зажглись идеей постройки скоростных машин. Наверно, сейчас не найдешь республику, где бы трудилось так много «самодеятельных» конструкторов гоночной техники, как в Грузии. О плодах их работы можно судить хотя бы по тому, что машина, спроектированная инженером Борисом Чхаидзе, дважды принесла спортсменам республики серебряную медаль. У Зрдиашвили, образно говоря, тысячи наследников. Не все они специализируются « гонках, но для каждого из них, так же как и для Шота — одного из лучших водителей первой автотранспортной конторы, — автоспорт стал верным по мощником в жизни и труде. Истинную цифру занимающихся автоспортом назвал нам Тенгиз Георгиевич Чечелашвили — начальник технического отдела Министерства автомобильного транспорта. — На каждых десять водителей, работающих в автохозяйствах министерства,— сказал он, — приходится восемь автоспортсменов. (Кабинет Чечелашвили на некоторое время «по совместительству» стал штабом спартакиады министерства. Ему, инженеру, бывшему призеру первенств Грузии, поручили возглавлять оргкомитет этой не совсем обычной спартакиады. Она проводилась наряду с территориальными — районными, городскимии вовлекла в свою орбиту почти всех водителей такси, грузовиков, автобусов, работающих на предприятиях министерства. Буквально каждый новый день спартакиады вливал пополнение в ряды автоспортсменов республики. Многие тысячи шоферов попробовали свои силы в соревнованиях на мастерство вождения, в двоеборье, спринте. А не погоня ли это за «охватом», за цифрами? — Видите ли, — ответил на это Тенгиз Георгиевич, — трудно найти другую профессию, где бы так ценились самообладание, характер, умение не теряться, как в нашей, шоферской. 'Если шофер, готовясь к автомобильным соревнованиям, выступая в них, будет стремиться к победе, то ив труде, за рулем он не спасует перед трудностями. Спросите у наших управляющих трестов и начальников автотранспортных контор, кто у них самые умелые водители, кто самые трудолюбивые и дисциплинированные на трассах. Они ответят вам — спортсмены. В самом деле, куда бы мы ни приезжали, — везде среди руководителей автохозяйств встречали горячих поборников автоспорта. Есть, правда, между ними некоторые различия. Скажем, руководители второй конторы (между .прочим, ее главный инженер Степан Александрович Панчикидзе — председатель республиканской коллегии судей) больше тяготеют к кольцевым гонкам, а в третьей, где начальником старый коммунист Николай Андреевич Пирцхалааа, отдают предпочтение ралли. Во второй конторе строят новые гоночные и спортивные автомобили, а в третьей оборудуют машины навигационными приборами и изучают штурманское дело. Но главное, конечно, не в этом, а в том, что повсюду руководители автохозяйств понимают, как важен автоспорт а борьбе за выполнение производственных планов, за воспитание человека и коллектива. Такое, мы бы сказали, возвышенное отношение к автоспорту свойственно не только руководителям автохозяйств. Пятнадцать лет Министерство автомобильного транспорта республики возглавляет Теймураз Николаевич Давиташвили. Почти столько же времени он отдал развитию автоспорта. Министр «*-' бессменный председатель Федерации автомотоспорта Грузии. На многих больших соревнованиях его можно увидеть в роли главного судьи — высококвалифицированного, умеющего принять верное решение в сложной обстановке. 8 республике, если можно так сказать, наряду с общественной утвердилась и государственная форма руководства автомобильным спортом. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга, двигают вперед спортивно-массовую работу. — йы не можете представить себе, как выигрывает спорт от того, что комитет ДОСААФ республики действует в тесном контакте с министерством, — поделился своими мыслями заместитель начальника республиканского автомотоклуба по спорту Тенгиз Давидович Чхаидзе. — 'Нам не приходится тратить силы на хождение по инстанциям, на разного рода «согласования» и тому подобное. А это значит, что у работников клуба освобождается время для тех дел, которыми мы должны заниматься в первую очередь. Скажем, таких, как организация семинаров председателей комитетов ДОСААФи начальников городских и районных клубов. Они собирались дважды в этом году и стали настоящими спортивными университетами. Участники в деталях познакомились со всеми моторными видами соревнований Спартакиады. И не просто теоретически. Председатель республиканского комитета ДОСААФ Владимир Николаевич Джанджгава вначале обязал каждого научиться водить автомобиль и мотоцикл, а спустя два месяца устроил всем экзамены в Тбилиси. Семинар — это лишь небольшая часть той огромной работы, которая предшествовала Спартакиаде. Не меньше пользы принесли выезды е различные районы Грузии бригад клуба в 'составе известных тренеров, спортсменов, судей, пропаганда автомотоспорта по радио, телевидению, а печати. Познакомить читателей со всеми теми, кто возглавил в республике большой спартакиадный поход, нет возможности. Таких людей много. Один из них — Борис Давидович Шульц — работает сменным механиком в автохозяйстве. Сравнительно недавно ему, тренеру-общественнику, присвоили звание заслуженного тренера СССР. За свою жизнь он смог подготовить 15 мастеров спорта, в том числе двух чемпионов и нескольких призеров первенств страны. С того дня, как ему попалась на глаза заметка в «Советском спорте» о соревнованиях шоферов Москвы на знание правил движения, Борис Давидович стал активным пропагандистом автомобильного спорта в республике, вот уже 17 лет он отдает ему каждую свободную минуту, выходные дни, отпуск. Даже во время болезни он тайком от врачей писал положение об очередных соревнованиях, руководил тренировками. Среди воспитанников Шульца много классных гонщиков-кольцевиков. Но в ходе Спартакиады ему пришлось осваивать по существу новые спортивные специальности. Заслуженный тренер возглавил подготовку всех сборных команд республики по автомобильному спорту. Водители Мартын Меликян и Игорь Сарджишаили также занимаются тренерской работой не по долгу службы. Они тоже тренировали сборные команды. Да, каждый, кому дорог автоспорт, внес свою лепту в то, чтобы нынешняя, юбилейная Спартакиада в Грузии удалась на славу, чтобы она не на словах, а на деле стала праздником для водителей-спортсменов. Разве забудут Елена Асламазова — шофер такси из Тбилиси — или ее коллега из Сухуми Седа Дживлян тот день, когда они, вчерашние новички, надели ' ленты чемпионов Спартакиады Грузии! Разве забудут тысячи водителей, что Спартакиада дала им, впервые выполнившим разрядные нормы, право называться автоспортсменами. Автоспорт в Грузин поднялся на новую ступень, а главное — завоевал новые позиции в сердцах людей, связавших свою жизнь с автомобилями. И в этом большую помощь ему оказала Спартакиада юбилейного года. М. ГРИГОРЬЕВ, спец. корр. «За рулем» Тбилиси — Москва На снимках : вверху — один из первых стартов грузинских автоспортсменов на соревнованиях в честь I Спартакиады народов СССР. Внизу — чемпионат страны этого года по кольцевым гонкам, где команда Грузии заняла второе место. На переднем плане — один из сильнейших советских гонщиков Ш. Мамрикашвили. Фого И. Двали (ТАСС) и А. Войчукп