28
29
БЕРЛИН^•Sk-Ja.'ВРОЦЛАВКАТОВИЦЕВ ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫПосле двух этаповРозыгрыш Кубка социалистических стран по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 3 стал уже традиционным. В этом году он проводится в четыре этапа. Соревнования открылись гонками в венгерском городе Дьере. В личном зачете первые два места заняли гонщики из ГДР: Г. Мелькус (на машине «Мелькус-Вартбург») и В. Лейман («СЕГВартбург»). Третьим был венгр Т. Селеш на «Мелькус-Вартбурте». Советские гонщики, впервые стартовавшие в розыгрыше Кубка на отечественных машинах «Эстония-9», заняли шестое (Ю. Андреев) и седьмое (Г. Жарков) места. Это позволило команде СССР выйти на второе (за гонщиками ГДР) место. Второй этап, состоявшийся в Кракове, закончился большой победой чехословацких спортсменов. На «Шкода-ФЗ» М. Фоусек и Я. Бобек оттеснили на третье место «самого» Мелькуса и вывели свою команду на первое место. Сборные ГДР и Польши поделили второе и третье места. После двух этапов лидирует сборная ГДР (19 очков), далее идут Чехословакия (15,6 очка), Венгрия (6,2 очка), СССР (5,7 очка) и Польша (5 очков).Р. ЧЕРТОВ. заслуженный тренер СССРНЮРНБЕРГ/ыняГЛАВНЫЕ ДОРОГИ ПРОЧИЕ ДОРОГИЛИНЦБРАТИСЛАВА!БУДАПЕШТПланыдорожного строительствавЧехословакииЕще лет пятьдесят назад специалисты пришли к выводу, что многие европейские дороги не могут удовлетворить запросы развивающегося массового автомобилизма. Тогда же возникли и первые проекты магистралей, явившиеся прототипами современных автострад. Одной из первых таких магистралей стала шестидесятипятикилометровая дорога Милан — Вареж, построенная в Италии в 1923 году. Вскоре Европу покрыла сеть дорог высшего класса. Сейчас они протянулись через многие страны более чем на 8000 километров. Чехословакия же , находясь в самом центре Европы, оставалась еще без магистральных дорог, хотя проекты их появлялись ужев 1935—1938 годах. Однако, когда дорожники подсчитали, что на строительство 1700 километров дорог нового типа потребуется 17 миллиардов крон, стало очевидно, что такие затраты в то время нашей стране были не под силу. Решили ограничиться 700-нилометровой двухпоточной магистралью Прага — К о шице шириной 20 метров, рассчитанной на скорость движения до 100 км/час. Эта магистраль была спроектирована в двух вариантах: одна ветвь должна была проходить с севера республики через Градец-Кралове, а другая — с юга через Брно. Однако осуществлению этого плана помешала гитлеровская оккупация ; строительные работы прервались на многие годы. Сейчас в Чехословакии много хороших дорог, но все-таки чем дальше, тем больше ощущается нужда в магистралях высшего класса. И вот в 1967 году работы возобновляются. Считают, что к концу года может быть начато строительство первого участка автомагистрали Прага — И иглава — Б рно . В дальнейшем эта трасса дойдет до Братиславы, а а другую сторону до Тренчина и далее до границы с СССР. В соответствии с недавно заключенным соглашением Советский Союз поставит Чехословакии ряд механизмов для строительных и дорожных работ. Мы рассчитываем и на техническую помощь советских специалистов. Это первый шаг огромного плана строительства, по которому предполагается в ближайшие 10 — 1 2 лет довести протяженность всех автомагистралей республики до 1700 километров. Где пролягут эти новые дороги — достаточно хорошо видно из схемы. Что они будут собой представлять? Автострады проектируются из расчета четырехпоточного, а иногда и шестипоточного движения. У проезжей части будет бетонное или асфальтовое покрытие, а по обеим сторонам — трехметровые зеленые полосы. Спуски и подъемы не будут превышать 4,5 процента, что позволит развивать скорость до 150 км/час. Эти автострады соединят Чехословакию со всеми соседними государствами и принесут немалый эффект. Подсчитано, что строительство одного лишь участка автомагистрали Прага — Б рно за год эксплуатации автотранспорта социалистических стран (а международные автомобильные перевозки постоянно растут) даст экономию ДО 12,3 миллиона крон. Осуществление нового плана строительства автомагистралей в Чехословакии послужит укреплению народного хозяйства, ее связей с братскими социалистическими странами, будет способствовать дальнейшему развитию автомобильного и мотоциклетного туризма в стране. . Иван ШАФХАУЗЕР , сотрудник журнала «Сигнал» г. ПрагаВпереди дльфордПрошлогодний чемпион Европы по авторалли поляк Собеслав Засада после седьмого этапа сменил шестицилиндровый <Порше-911С» на четырехцилиндровый «Порше-912». Но в «Ралли Акрополь» он не выступал. Там на старт вышли 73 экипажа, а финишировали лишь 18. Лучшим был экипаж П. Гопкирк ии Р. Креллин на «Мини-Купер-С». Девятый этап чемпионата, «Женевское ралли», выиграли англичане В. Эльфорд и Д. Стоун на «Порше-911С». С. Засада, выступавший в паре с Е. Добжанским, занял в абсолютном зачете четвертое место. Сравнительно невелик был отсев участников в трудном, как всегда, «Ралли Влтава» — его закончило 43 экипажа из 84. Здесь победу одержали шведы Э. Карлссон. я Т. Аман, выступавшие на СААБе с мотором «Форд V4». На второе место вышли С. Засада и Е. Добжанский. Чешские спортсмены В. Бобек и И. Вылит на «Шкоде 1000 МБ» заняли третье место. Следующий этап чемпионата проходил в Румынии. Победу одержал экипаж Э. Фолл — М. Вуд на «Остин-1800». После одиннадцати этапов в чемпионате Европы уверенно лидирует Эльфорд.Пятая победаНа чемпионате мира по мотокроссу в классе 500 см8 уверенно лидирует представитель ГДР Пауль Фридрихе. Он занял первое место на седьмом этапе во Франции, опередив трех своих основных соперников: В. Валека (ЧССР), Г. Драугса (СССР), Д. Смита (Англия). Фридрихе был первым также ив ФРГ, где одержал пятую победу в нынешнем чемпионате.Команда журнала «За рулем» заняла третье место вмеждународном «Интерпресс-ралли»«Москвичи» финишируют в ГданьскеЭто был не репортаж, не статья, не информация, а совсем новый для журнала «жанр». Не с его страниц, а непосредственно за рулем автомобилей сотрудники редакции демонстрировали лучшие качества «Москвичей» и собственное водительское мастерство, выйдя на старт международного ралли журналистов. Соревнование это, получившее название «Интерпресс-ралли». впервые было проведено в 1966 году в Чехословакии и стало традиционным ежегодным мероприятием Международной организации журналистов. На этот раз участников ралли принимал автоклуб Общества польских журналистов, а трассапротяженностью около 200 километров пролегла по старинным улочкам Гданьска, Сопота, Гдыни и их окрестностям. К месту сбора, в тихий курортный Сопот, съехались журналисты-автолюбители из Чехословакии, Франции, ГДР, Польши и Советского Союза. Союз журналистов СССР делегировал на «Интерпресс-ралли» четыре экипажа на «Москвич ах-408». Два автомобиля, которыми управляли автор этих строк и художник К. Невлер, представляли команду журнала «За рулем», два других с водителями Д. Сасоровым (АПН) и В. Менделеевым (Союз журналистов СССР) выступали в национальном зачете.Всего на старт вышел 61 автомобиль. Читателям журнала нет нужды подробно рассказывать о том, что такое автомобильное ралли. Это и езда на регулярность движения по заданному графику, и скоростные гонки, и соревнования по фигурному вождению, и всякого рода другие дополнительные упражнения. Да, все это было ив программе ралли журналистов. Нам показалось даже, что его устроители несколько перестарались, пытаясь всячески усложнить состязания. Соревнования по фигурному вождению включали, в частности, такие же упражнения, как ив ралли «Монте-Карло», а средняя скорость на•28- Последующие два места заняли Смит и Валек. По сумме очков после восьми этапов впереди — Фридрихе (43), далее — Смит (27), Биккерс идраугс (по 18) и Валек (16).Опять поражениеВ этом году итальянский завод «Феррари» особо тщательно готовился к традиционным 24-часовым гонкам спортивных автомобилей в Ле-Мане. Желая отыграться за прошлогоднее поражение, завод построил новые автомобили модели П4 (см. «За рулем», № 5, 1967 г.). Их максимальная скорость доходила до 320 км/час. Но прошлогодний победитель, концерн «Форд», противопоставил им сверхнизкие «Форд М4», способные развить 330 км/час. За рулем такого автомобиля Д, Герней и Э. Фойт одержали внушительную победу. Они покрыли 5236 км, показав рекордную скорость 218,04 км/час. Машины «Феррари», управляемые Л. Скарфиотти — М. Парксом и В. Мэрессом — Ж. Берли, заняли последующие два места. Из 54 стартовавших автомобилей только шестнадцать выдержали эту суточную гонку на выносливость.портивньшГЛОБУСТрек, шины, долларыТрадиционные 800-километровые автогонки на треке в Индианаполисе (США) в этом году проходили под знаком соперничества двух шинных концернов. За минувшие 40 лет гоночные шины «Файрстоун» безоговорочно господствовали в «Инди», и их владельцы вовсю пожинали плоды рекламы. Теперь в дело вмешался (и не без успеха) «Гудьир». Все же позиции «Файрстоуна» оставались прочными. Он заключил контракт с сильнейшим гонщиком М. Андретти, который показал лучший результат на тренировках. Мало того, в этих гонках на шинах «Файрстоун» шла «темная лошадка» — необычная машина «СТП-Пэкстон». Ее отличали газотурбинный двигатель «Пратт-Уитни» в 550 л. с , привод на все колеса и сиденье гонщика, размещенное справа от двигателя. За рулем был опытный П. Джонс, который лидировал всю гонку. Но за 12 километров до финиша газовая турбина начала давать перебои, и — прощай радужные надежды! Гонку выиграл ставленник «Гудьира», трехкратный победитель «Инди» прошлых лет Э. Фойт. На машине «Койот Шератон-Томпсон спешл» он показал среднюю скорость 243,3 км/час. Фойт установил и другой рекорд — получил 171 тысячу долларов призовых денег. В этой сумме немалая доля долларов, вложенных в гонки «Гудьиром». Концерн не в накладе; гонки, которые он использовал в рекламных целях, смотрело 325 тысяч зрителей, три с половиной часа их транслировали по телевидению, а хроникально-рекламный фильм об «Инди» показывали в 220 кинотеатрах. Соревнования в Индианаполисе всегда пахнут долларами.Халльман или Робер?Жоэль Робер значительно укрепил свои позиции в чемпионате мира по мо3 токроссу в классе 250 см . На восьмом этапе в Англии он выиграл оба заезда и стал победителем. Второе место занял В. Арбеков, а третье — швед О. Петересон. Прошлогодний чемпион Халльман на этот раз выступил неудачно. Однако девятый этап (Швеция) принес победу шведу Халльману. Его земляки О. Петерссон и Т. Андерссон заняли последующие два места. По сумме очков впереди идут Робер и Халльман (по 44), Петерссон (34) и Арбеков (25).Известны первые чемпионыНа чемпионате мира по кольцевым мотогонкам в Ассене, Спа и Заксенринге прошли еще три этапа. В них три гонщика (Г. Аншайдт, К. Эндерс и Р. Энгельгард) уже обеспечили себе звание чемпионов мира. Приводим технические результаты соревнований. БОЛЬШОЙ ПРИЗ ГОЛЛАНДИИ. 50 смЗ: 1. И. Катаяма («Сузуки») — средняя скорость 115,1 км/час; 2. А. Ньето; 3. — Б. Смит (оба — «Дерби»). 125 см»: 1. Ф. Рийд — 136,5 км/час; 2. У. Айви (оба — «Ямаха»); 3. С. Грэхэм («Сузуки»). 250 см 3 : 1. М. Хэйлвуд («Хонда») — 144.3 км/час; 2. У. Айви («Ямаха»); 3. Р. Брайане («Хонда»). 350 смЗ: 1. М. Хэйлвуд («Хонда») — 141,5 км/час; 2. Д. Агостини («МВ-Агуста»); 3. Р. Пазолини («Бенелли»). 500 смЗ: 1. М. Хэйлвуд («Хонда») — 146,2 км/час; 2. Д. Агостини («МВАгуста»); 3. П. Уильяме («Матчлесс»). 500 см 3с коляской: 1. К. Эндерс и Р. Энгельгард — 128,1 км/час; 2. 3. Шауцу и X. Шнайдер; 3. П. Харрис и Д. Торнтон (все БМВ). БОЛЬШОЙ ПРИЗ БЕЛЬГИИ. 50 смЗ: 1. Г. Аншайдт — 158,6 км/час; 2. И. Катаяма; 3. С. Грэхэм (все «Сузуки»). 250 смЗ: 1. У. Айви («Ямаха») — 196,7 км/час; 2. М. Хэйлвуд; 3. Р. Брайане (оба «Хонда»). 500 смЗ: 1. Д. Агостини («МВ-Агуста») — 199,5 км/час; 2. М. Хэйлвуд («Хонда»); 3. Ф. Стивене («Патон»). 500 смз с коляской: 1. К. Эндерс и Р. Энгельгард — 176,2 км/час; 2. Г. Ауэрбахер и Э. Дайн; 3. 3. Шауцу и X. Шнайдер (все ВМВ). БОЛЬШОЙ ПРИЗ ГДР. 125 смЗ; 1. У. Айви — 156,4 км/час; 2. Ф. Рийд (оба — «Ямаха»); 3. С. Грэхэм («Сузуки»). 250 смЗ; 1. Ф. Рийд — 166,1 км/час; 2. У. Айви (оба «Ямаха»); 3. Р. Брайане («Хонда»). 350 см 3 : 1. М. Хэйлвуд («Хонда») — 158,4 км/час; 2. Д. Агостини («МВАгуста»); 3. Д. Вудмэн («МЦет»). 500 смЗ; 1. Д. Агостини («МВ-Агуста») — 170,7 км/час; 2. Д. Хартл («Метисе»); 3. Д. Финдлей («Матчлесс»). После семи этапов по сумме очков лидируют: Ф. Рийд (125 и 250 смЗ), М. Хэйлвуд (350 смЗ), Д. Агостини (500 смз).С переменным успехомВ гонках автомобилей формулы 1 на «Большой приз автоклуба Франции», проводившихся в 53-й раз, победил австралиец Д. Брэбхэм. Он, к аки занявший второе место Д. Хьюм, выступал на новой машине «Брэбхэм-Репко БТ-24», весящей всего 510 кг, с трехлитровым двигателем в 330 л. с. Третьим был Д. Стюарт на машине ВРМ с 3восьмицилиндровым двигателем в 2100 см . Дистанцию 354 км победитель прошел со средней скоростью 159,17 км/час. Следующий этап чемпионата мира состоялся в Англии на кольцевой трассе «Сильверстон». На этот раз первенствовал Джим Кларк («Лотос-Форд-49»), показавший среднюю скорость 189,3 км/час. Второе место на машине «Брэбхэм БТ-24» занял лидер первенства Д. Хьюм, оттеснивший К. Эймона («Феррари») и Д. Брэбхэма. После шести этапов в чемпионате впереди по сумме очков идет Хьюм (28), далее — Брэбхэм и Кларк (по 19).Почти каждый год в Индианаполисе борьба за баснословные призы приводит к весьма своеобразным ситуациям. Одну из таких ситуаций и запечатлел американский фоторепортер Д. Огата, чей снимок «Гонки в Индианаполисе» завоевал серебряную медаль на выставке «Интерпрессфото-66»..;.«-,трудных участках трассы была установлена в 60 км/час, что, понятно, заставляло водителей двигаться по незнакомой горной дороге с множеством крутых изакрытых поворотов со скоростью до 100 км/час. «Интерпресс-ралли» вызвало большой интерес не только у журналистов, но иу автомобильных фирм. На специально подготовленных заводских маг шинах «Рено» и «Шкода» приехали французские и чехословацкие журналисты. Серьезно отнеслись к соревнованиям и наши польские коллеги. Первое место среди национальных команд выиграли чехословацкие журналисты. Польша заняла второе место, ГДР —третье. Команда советских журналистов выступила, к сожалению, неудачно. Виной этому в известной степени то обстоятельство, что условия соревнований, трасса ралли и характер упражнений по фигурному вождению стали известны нам буквально за несколько часов до старта. Программу пришлось выполнять, как говорят, с листа, что, естественно, не могло не сказаться на результатах. В редакционном зачете команда журнала «За рулем» среди 9 редакционных команд заняла третье призовое место, пропустив вперед лишь хозяев трассы: две польские команды — телевидения Гданьска и люблинского «Курьера»,Ралли имело не только спорспортивные трофеи, но и новые тивное значение. Устроители сознания, незабываемые впечатревнований учли и профессиоления, которые, наверняка, принальные журналистские интегодятся им в работе. Быстро пролетели два напряресы. Участники спортивной встречи получили возможность женных, полных переживания и посетить Гданьскую судоверфь хорошего спортивного азарта имени В. И. Ленина, познакодня соревнований. Вот уже, как миться с историей этого предпоется в кашей журналистской приятия на пресс-конференции, песне, «куплены в дорогу сигаи «Москвичи» берут которую провел директор верфи реты», последнего, 1500-километстарт тов. Пясецкий. Навсегда остарового «этапа» Гданьск — Монется в памяти и посещение сква. Прощаясь, мы Вестерплятте—легендарной земвым друзьям: «До говорим ноли, где насмерть стоял против года, до встречи на следующего III Интерфашистов маленький польский пресс-ралли!» гарнизон. А разве может когоГ. ЗИНГЕР, нибудь оставить равнодушным спец. корр. «За рулем» неповторимая архитектура древнего Гданьска? В общем, журналисты увозили не только Гданьск •— Москва•29-