26
27
СОВРЕМЕННЫЕ УЗЛЫ НА СТАРУЮКовровские машины классов 125 и 175 смз хорошо известны мотолюбителям. Даже модели первых выпусков еще исправно служат своим хозяевам. Но время идет, машина стареет, появляются новые, более современные мотоциклы, и у многих мотолюбителей, естественно, возникает вопрос: какие современные детали и узлы можно использовать на старых моделях? Свидетельство тому — получаемые редакцией письма, приток которых возрос с началом выпуска «Восхода». Сегодня мы предоставляем слово инженеру Г. И. МАРИНИНУ, который ответит на особенно часто встречающиеся вопросы о взаимозаменяемости узлов и деталей мотоциклов, выпущенных Ковровским заводом. При разработке новых моделей и при их модернизации конструкторы особое внимание уделяют вопросам взаимозаменяемости. Они стремятся унифицировать возможно большее число деталей и узлов, чтобы облегчить ремонт мотоциклов старых выпусков их владельцам. Цель этой статьи состоит в том, чтобы помочь мотоциклистам разобраться в наиболее сложных вопросах взаимозаменяемости, дать рекомендации по применению отдельных узлов, а также разрешить некоторые споры между ними и торгующими организациями. ф Можно ли двигатель «Восхода» устанавливать на ранее выпускавшиеся мотоциклы! На K-i1i25, К-55, К-68 нельзя, так как это мотоциклы совершенно разного класса и различны по конструкции. Если двигатель «восхода» хотят использовать на мотоцикле К-175, выпущенном до I960 года, то потребуется переделать схему электрооборудования, так как у одного генератор переменного, а у другого — постоянного тока. Переделка сама по себе несложна. Но перед ней следует обзавестись катушкой зажигания Б-300, сигналом С-34, фонарем ФП-230. Чтобы работал стопсигнал, необходимо соединить третью клемму генератора Г-411 с контактным выключателем, размещенным в правом инструментальном ящике. При замене двигателя очень трудно установить воздушный фильтр ,на карбюратор .К-36. Легче поставить на новый двигатель старый карбюратор K-55S, распилив для этого отверстия во фланце (рис. 1). На «Ковровце-175» моделей А, Б иВ двигатель «Восхода» установить еще легче. Если прежде стоял карбюратор К-55Б, то советуем использовать его ис новым мотором. Мы уже говорили о генераторе Г-41|1, позволяющем включить в цепь стоп-сигнал. Для его монтажа нужны задний фонарь 10 (рис. 2), контактный включатель 2, ось 5 рычага ножного тормоза и пружина 4. Включатель стоп-сигнала устанавливают в правом инструментальном ящике 1; срабатывает он при нажатии на педаль 6. 0 Можно ли коленчатый вал «Восхода» использовать на двигателях «Ковровец-175» и К-175, у которого маховик большего диаметра! Можно. Для этой цели на правой цапфе сделаны два шпоночных паза (рис. 3). • стью взаимозаменяемы, их можно использовать на любой модели. Щ Взаимозаменяемы ли передние и задние колеса! Если да, то стоит ли делать такую замену! Смену колес, то есть перестановку заднего на место переднего и наоборот, делать можно и даже нужно. Известно, что покрышка заднего колеса изнашивается интенсивнее, так как оно воспринимает большую нагрузку. Перестановка целесообразна примерно через 3000 ки ­ лометров пробега. Порядок смены таков. Чтобы избежать монтажа — работы довольно трудоемкой, особенно для малоопытного водителя,—нужно, сняв колеса, поменять местами барабаны, которые крепятся к ступице шестью винтами. У «Ковровцев-175» .всех моделей колеса взаимозаменяемы между собой. А вот у К-175 одинаково с остальными моделями только переднее колесо. Чтобы использовать новое заднее, на него нужно привернуть барабан 5 от старого колеса (рис. 4) взамен детали 3. Можно поступить и по-другому: заменить зубчатку барабана 4 заднего колеса новой 1и поставить резиновую соединительную муфту 2. % Можно ли на ранее выпускавшиеся модели установить грязевые щитки, зеркало обратного вида, ветровое стекло и багажник от «Восхода»! Все эти узлы можно установить на все мотоциклы класса 175 см 3 . Только для монтажа зеркала обратного вида 2 (рис. 5) необходимо сделать отверстие диаметром 18 ммв левой рукоятке 3 руля, а трубу 4 рассверлить или распилить круглым напильником до диаметра 18 мм .В магазинах для К-55, К-58 и Других моделей в качестве задних амортизаторов предлагают «восходовские». Правомерно ли это! Пусть такие .предложения никого не смущают. Задние амортизаторы полноВТОРОЕ ЮМ IEСОТРдССЫНа втой трассе, что лежит под Таллином, каждый поворот имеет свое имя: 1Косе, 2 — Амбрусе, 3 — Клоостриметса, 4 — Люкати, 5 — Кальмисту, 6 — Метсавахи, 7 — Пирита, 8 — Румми. Кто из поклонников мотоспорта не слышал о нашей главной кольцевой трассе Пирита—Косе—Клоостриметса. Но когда-то, когда на ней только по1 КРУг'6026 м.явились мотоциклисты, она была почти непригодна для соревнований. Кустарник скрывал повороты. Покрытие местами отсутствовало. Гонщикам при-•26- Р ис . 1. Фланец патрубка карбюратора. Р ис . 2. Схема установки включения стоп-сигнала на мотоцикл «Ковровец»: 1 — правый инструментальный ящик; 2 — включатель стоп-сигнала; 3 — винт (М4Х0.7) крепления включателя стопсигнала; 4 — пружина привода включателя стоп-сигнала; 5 — ось рычага ножного тормоза; 6 — рычаг ножного тормоза; 7 — клемма стоп-сигнала; 8 — генератор Г-411; 9 — р азъемные соединения проводов; 10 — задний фонарь ФП-230; 11 — лампа стоп-сигнала; 12 — лампа освещения номерного знака. Р ис . 3. Унифицированный коленчатый вал для двигателей класса 175 смз мотоциклов «Ковровец»: 1 — шпоночный паз для установки генератора переменного тока типа Г-401 или Г-411; 2 — шпоночный паз для установки генератор а постоянного тока типа Г-36М. Р ис . 4. Замена - колес мотоцикла «Ковровец»: 1 — зубчатка заднего колеса новой конструкции; 2 — соединительная муфта; 3 — основание муфты; 4 — тормозной барабан заднего колеса старой конструкции с зубчаткой; 5 — барабан ступицы заднего колеса. Р ис . 5. Установка зеркала на мотоцикл «Ковровец»; 1 — винт крепления зеркала; 2 — зеркало обратного вида; 3 — левая рукоятка руля; 4 — труба руля. Р ис . 6. Установка багажника на мотоцикл «Ковровец»: 1 — болт крепления подвески; 2 — болт крепления бугеля щитка; 3 — болт крепления седла в задних точках; 4 — бугель багажника; 5 — багажник; 6 — болт крепления багажника.Несколько сложнее поставить багажник $ (рис. 6). Для этого надо укрепить усиливающие бугели 4, которые закреплены болтами 1и 2, и с внутренней стороны щитка .поставить опорные шайбы толщиной 1—1,5 мм и диаметром 20 — 25 мм. Отверстия под болты 6с резьбой М8 для крепления багажника и бугелей сверлят в щитке по месту. г. Ковров Г. МАРИНИН, инженершлось самим приводить трассу в порядок. Среди тех, кто осваивал ее, были будущий чемпиов страны, ныне заслуженный тренер СССР Юки Томсон, судья всесоюзной категории Р. Кабритс и многие другие, чьи имена хорошо известны любителям «кольца». Особенно оживленной таллинская трасса стала после того, как в 1947 году кольцо в парке Пирита избрали местом проведения чемпионатов СССР по мотогонкам. Словно гигантский магнит притягивали они сюда сотни тысяч зрителей. На трассе с двумя мостами, с большими и малыми поворотами (всего их было свыше двадцати) закалялись и росли кадры советских гонщиков. Здесь выступали наши прославленные ветераны Александр Силкин, братья Кулаковы, Николай Шумилкин. Здесь развернулся во всем блеске талант Юки Томсона, Евгения Гриигаута, Юрия Кароля, Евгения Косматова. Здесь получили «боевое крещение» Николай Севастьянов, Эндель Кийса, Юрий Рандла, Виктор Пылаев — чемпионы и призеры первенств последних лет. Из бывших учеников выросли большиемастера. Севастьянов установил абсолютный рекорд трассы — 129,6 км/час. Такая скорость оказалась не под силу ни другим нашим, ни зарубежным спортсменам, среди которых были сильнейшие чехословацкие гонщики Франтишек Счастный, призер первенства мира, Хавел, Малина, финские, немецкие, польские кольцевики. В дни соревнований трасса превращалась в своеобразную лабораторию, где создатели мотоциклов — конструкторы и инженеры — проверяли в трудных условиях соревнований свои творческие искания. Шли годы, росли скорости, повышалась мощность мотоциклов, а кольцо оставалось прежним. Летом 1964 года на нем воцарилась тишина. Требования безопасности не позволяли продолжать соревнования на трассе. Но таллинцы не могли смириться с тем, что в парке Пирита больше не гудят моторы. И вскоре сюда потянулись мощные дорожные машины. Появились новые спортивные сооружения. Старая трасса возрождалась заново. Тысячи часов отработали на ее реконструкции любители спорта из Таллина.При переделке были учтены все требования ФИМ, предъявляемые к спортивным трассам, и в то же время была сохранена природная красота парка Пирита. Трасса стала значительно просторнее: не 4—б метров,' а минимум 8 метров — такова ширина дорожного покрытия. Один из опасных участков теперь спрямили, и трасса сократилась с 6,7 до 6 километров. Место старта и финиша перенесли ближе к городу. И вот настал час, когда реконструированная трасса приняла своих первых гостей. Вновь взвился здесь флаг чемпионата СССР. Этого дня, когда мотоциклисты выедут вновь на трассу, ждали с нетерпением все — ее строители, спортсмены и болельщики. Всех интересовало: удалась ли реконструкция, как оценят новую трассу спортсменььгонщики, понравится ли она любителям спорта? Ответ удовлетворил всех. Трасса стала лучше, интереснее. Но на этом таллинцы не собираются ставить точку. «Кольцо» Пирита будет совершенствоваться и дальше. г. Таллин Э. РЕММЕЛЬ•27-