Их сотни тысяч. Автомотоспорт сделал их мужественными, сильными и умелыми. Таким по плечу самые трудные задачи по укреплению экономического и оборонного могущества Советской Родины. СПАРТАКИАДАСяово чемпионат ПРЕДСТАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙАВТОМОБИЛЬНЫХ И МОТОЦИКЛЕТНЫХ СОРЕВНОВАНИИ IV ЮБИЛЕЙНОЙ СПАРТАКИАДЫ НАРОДОВ СССР Суммарный зачет для команд взрослых и юношей: 1. Латвийская ССР :— 133 очка ; 2. РСФСР — 130; 3. М осква — 125; 4. Украинская ССР — 119; 5. Грузинская ССР — 119; 6. Эстонская ССР — 101. Закончились финальные соревнования IV юбилейной Спартакиады народов СССР. Замолкли моторы. Но надолго это самое большое событие в спортивной жизни страны, этот подлинный праздник останется в сердцах многих тысяч автомобилистов и мотоциклистов, вышедших. на старты. Мы обратились к победителям всесоюзных соревнований спартакиадного года с просьбой поделиться на страницах журнала своими мыслями, впечатлениями. С первыми интервью читатели познакомились в прошлом номере. Здесь разговор продолжают чемпионы спартакиады, победители первенств страны Р. Вейс (картинг), А. Алиев (автодвоеборье), Ю. Романов (мотокросс). Первое слово картингисту Рихарду Вейсу — представителю латвийской команды, добившейся в соревнованиях Спартакиады наилучших результатов по автомотоспорту.«...ВСЕ ВОЗРАСТЫПОКОРНЫ»РИХАРД ВЕЙСЧемпион IV Спартаниады народов СССР и чемпион страны по картингу (в нлассе 175 см3) двухсот действующих картингистов. И все же теперь тогдашние достижения кажутся весьма скромными. Вместе со всем автоспортом за два года, пролетевшие между спартакиадами, картинг у нас ушел далеко вперед. Три специальных трассы построено за это время — в Риге («Викерниеки»), районном центре Талсы и Смилтене, еще три строятся, а еще одна — в плане. Помогли в этом важном деле хорошие контакты с Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Выходили на субботники сами спортсмены, общественники. Приложили руку к рижской трассе и мои ученики из профтехучилища. Нет сейчас в Латвии, пожалуй, школы, станции юных техников, где бы не было своих картингистов. Везде есть инструкторы, общественники, умеющие провести простейшие соревнования. Почти не проходитСуммарный зачет для команд взрослых и юношей по автомобильному спорту (ралли, картинг, двоеборье]: 1. Латвийская ССР — 61 очко ; 2. Грузинская ССР — 58; 3. РСФСР — 52; 4. М осква — 52; 5. Украинская ССР — 50; 6. Эстонская ССР — 50. Суммарный зачет для команд взрослых и юношей по мотоциклетному спорту (кросс, многодневка, гонки по гаревой дорожке): 1. РСФСР — 78 очков ; 2. М оск ва — 73; 3. Латвийская ССР — 72; 4. Украинская ССР — 69; 5. Грузинская ССР — 6 1 ; 6. Эстонская ССР — 5 1 . • Суммарный зачет для юношеских команд по автомобильному и мотоциклетному спорту (картинг, мотокросс, многодневка]: 1. Латвийская ССР — 48; 2. РСФСР — 47; 3. Грузинская ССР — 4 4 ; 4. Украинская ССР — 42; 5. М осква — 42; 6. А рмян ская ССР — 33. При равенстве очков места команд определялись в зависимости от количества первых (вторых и т. д.) мест по видам соревнований.Я очень рад и за команду и за себя. Для меня золотая медаль, наверное, дороже, чем для многих. Не так уж часто в тридцать три становятся чемпионами. Пятый год занимаюсь картингом, входил в десятки сильнейших, а вот чемпионом не был ни разу, в том числе иу себя в Латвии. Начал я заниматься автоспортом в 1960 году с фигурки и ралли на грузовиках. Работал я тогда шофером в 13-й автотранспортной конторе, и там был в большом почете спорт. Увлекся и я. Вскоре окончил техникум и перешел работать по новой специальности — мастером производственного обучения во 2-е техническое училище. И тут я понял, что если спорт прочно вошел в жизнь, не помешают никакие обстоятельства — ни возраст, ни перемена работы. Почему я увлекся картингом? Почему пересел с большой машины на микроавтомобиль? Сейчас, когда гонки позади, уместно вспомнить, что первые соревнования по картингу в СССР состоялись 28 мая 1961 года на велотреке в Вентспилсе. Потом наши спортсмены поехали со своими автомобильчиками в Москзу, Ногинск, Тулу, Харьков, Киев, Симферополь. У нас в Латвии хорошо помнят, как картинг делал первые шаги, завоевывал право на существование. И победу на прошлой спартакиаде по техническим видам спорта приняли как должное и заслуженное. Уже тогда в республике было около воскресенья, чтобы не трещали на трассах моторы. И болельщики нам не изменяют. Благодаря появлению нескольких трасс первенство республики проводится теперь в несколько этапов на разных трассах. Мне кажется, это достижение. Не хочу обижать организаторов финальной части Спартакиады, но должен сказать, что такие затяжные соревнования ни к чему. Не требуется восемь заездов (как было в каждом из трех классов для взрослых), чтобы выявить сильнейших. Хватило бы и трех. А вот кругов надо давать больше. Трасса скоростная, за девять кругов (по километру каждый) трудно исправить стартовую неудачу. Могу сослаться опять же на рижский опыт. У нас были гонки всего из одного заезда в 28 кругов. Может быть, это другая крайность. Но во всяком случае и гонщики не «перегорают», и зрители не устают, и организация упрощается. Теперь о другом. Существует взгляд, что картинг — только для школьников, что это «трамплин», «преддверие» в настоящий, большой спорт, что, вроде бы, взрослому, солидному человеку не пристало гоняться на таких маленьких автомобильчиках, рядом с юнцами. За то, что надо всячески поощрять ганятия подростков и юношей картингом, я голосую обеими руками. Действительно, и постройка этих машин доступное дело, и скорости вполне также доступны для маленьких гонщиков. И то, что с ранних лет они приобретут и технические и спортивные навыки, — просто неоценимо. Но все это вовсе не значит, что надо отлучать от картинга «солидных мужчин» (таких гонщиков немало). Ведь не секрет, что гоночные машины у нас можно почти что по пальцам пересчитать, приспосабливать же для «кольца» стандартные машины не просто и накладно. А главное, хотя в картинге и разыгрываются малые медали, все-таки это самый настоящий большой спорт, с его драматизмом, с его соревновательным духом, одним словом, со всей неповторимостью увлекательнейшего дела. И не было бы, может быть, к примеру, Роберта Акопова15-летнего победителя гонок для юношей во «взрослом» классе 125 см 3 , если бы не было картингиста Инвии Акопова, его 42-летнего отца, занявшего почетное шестоеместо во всесоюзном классе 125 см 3 . Еще одна такая же пара выступала в финале Спартакиады — 42-летний Арнольд Едровиц и 12-летний Илмар. Так что, мне кажется, в картинге отношения «отцов и детей»— не проблема. Я, например, не представляю, как почувствовал бы себя, если бы мне сказали, что больше не выйду на старт. Картинг — обязательная часть моей жизни, как и занятия с мальчишками в училище, семья, участие в работе моего автомотоклуба. Картинг 1. Латвийская ССР; 2. Грузинская ССР; 3. РСФСР. Юноши: 1. Латвийская ССР; 2. Грузинская ССР; • 3. РСФСР. Л ичныйзачет . 125 смз (международный класс): 1. В. Бортниекс (Латвийская ССР); 2. В. Киселев (РСФСР); 3. А. Сафонов (Москва). 125 см3 (всесоюзный класс): 1. С. Вукович (Украинская ССР); 2. С. Попов (РСФСР); 3. Э. Вийлоп (Эстонская ССР). 175 смЗ: 1. Р. Вейс (Латвийская ССР); 2. Н. Гончаров (РСФСР); 3. О. Харадзе (Грузинская ССР). 125 смз, юноши: 1. Р. Акопов (Грузинская ССР); 2. М. Рейнтам (Эстонская ССР); 3. М. Рябчиков (Москва). 50 смз, юноши: 1. Я. Бломе: 2. И. Едровиц (оба Латвийская ССР); 3. Т. Джаниашвили (Грузинская ССР).Командный зачет. Общий:«ОСТАНУСЬ АНВАРВЕРНЫМ АЛИЕВДВОЕБОРЬЮ»Чемпион IV Спартакиады народов СССР и чемпион страны по автомобильному двоеборью (в классе Двоеборье, бесспорно, самый доступный вид автомобильного спорта: все участники соревнуются на одной и той же машине, обыкновенной серийной «Волге» или ГАЗ-51. Здесь успех зависит только от искусства водителя. Двоеборье как нельзя лучше отвечает целям Спартакиады и не случайно вошло в ее программу. Вы спрашиваете, кто в основном выступает в этих соревнованиях? Ясно, кто — шоферы-профессионалы. Большинство из них в других автомобильных соревнованиях не участвует. Часто просто потому, что не имеет для этого возможности. Я, например, работаю шофером в Новокузнецком автомотоклубе. В городе пока не проводятся ни кроссы, ни ралли. А заниматься автоспортом хочется. Единственный путь — двоеборье. Конечно, нельзя сказать, что любой опытный шофер-профессионал с первого раза сможет добиться успеха. Тут нужна тренировка, как в соревнованиях на экономию бен„Волга")зина, так и, особенно, в фигурном вождении. Это я знаю по себе. И чем больше тренируешься, чаще выступаешь, тем больше шансов на успех. Вас интересует, как мне удалось стать чемпионом юбилейной Спартакиады? В Новокузнецке, где я живу, двоеборцы соревнуются очень часто. Летом — примерно раз в месяц. Во многих автохозяйствах есть команды, которые регулярно тренируются, и наши спортсмены всегда в хорошей форме. Вот благодаря такому развитию двоеборья в городе, в области у меня были возможности освоить секреты «фигурного» и экономичного вождения. Ведь автоспортом я начал заниматься всего два года назад. А сейчас уже имею первый разряд. В нынешнем году стал победителем Спартакиады России, попал во всесоюзный финал, ну а дальше — вы знаете. Думаю ив будущем остаться верным двоеборью.Рассказать о финальных соревнованиях? Они проходили на окраине столицы Узбекистана, около озера Рахат. Состав участников был очень сильным — сами понимаете, финал Спартакиады! В группе автомобилей «Волга» выступали такие «зубры», как прошлогодний чемпион Н. Любимов с Украины, ярославец В. Советов, москвич В. Шулешко. Нелегко было с ними тягаться. Мне, конечно, радостно, что в борьбе с такими опытными соперниками удалось завоевать золотую медаль чемпиона Спартакиады народов СССР. Это мое первое крупное достижение в спорте. Но меня также радуют и успехи двух других призеров—грузинского водителя Апциаури и молодого Валерия Юзбашьяна, который доказал, что в Узбекистане есть отличные двоеборцы. Вообще, Спартакиада выявила много способных автоспортсменов из числа шоферов. В ташкентском финале в этом году принимали участие сборные команды всех пятнадцати республик, городов Москвы и Ленинграда. Этот факт говорит о самой широкой, я бы сказал, повсеместной популярности двоеборья в нашей стране. АвтодвоеборьеК омандныйзачет : 1. Р СФСР ; 2. М осква ; 3. Э стонская ССР. Личный зачет. Автомобили«Волга»: 1. А. Алиев (РСФСР); 2. В. Апциаури (Грузинская ССР); 3. В. Юзбашьян (Узбекская ССР). Автомобили ГАЗ-51: 1. Ю. Александров (Москва); 2. В. Кираджян; 3. Ш. Овсепян (оба Армянская ССР).