Ф ИНИШ ? НЕТ, С ТАРТ !Несколько месяцев отделяют нас от того дня, когда на Центральном стадионе имени В. 1И. Ленина под звуки гимна был опущен флаг юбилейной Спартакиады народов СССР. Но с этим торжественным прощальным актом Спартакиада не ушла в историю, а лишь стала очередным рубежом для завоевания новых спортивных высот. Соревнований такого - грандиозного масштаба еще не знало наше спортивное движение. Полтора года миллионы рабочих, колхозников, воинов, студентов закалялись, мужали, овладевали спортивным мастерством на состязаниях юбилейной Спартакиады. Она носила подлинно всенародный, всеобъемлющий характер, в ней нашли отражение те огромные социально-экономические перемены; которые произошли в стране за 50 лет коммунистического строительства. Именно с этих позиций и следует рассматривать включение в программу Спартакиады народов СССР военно-технических видов спорта. Темпы индустриализации, каких еще не знал мир, высокое техническое оснащение всего нашего народного хозяйства, бурный прогресс науки — все это сопровождалось и подъемом авиационного, автомобильного, радио, мотоциклетного, водномоторного спорта, которые стали ныне неотъемлемой составной частью нашего спортивного движения и играют важную роль в подготовке советской молодежи к обороне и созидательному труду. Надо полагать, что с нынешнего, юбилейного года технические виды спорта займут постоянное место в программе наших всенародных спартакиад. Поэтому сейчас, по свежим следам минувшей Спартакиады, следует оценить ее значение как важной вехи на пути возмужания военно-прикладных видов спорта. Занятия военно-техническими видами спорта в организациях ДОСААФс каждым годом приобретают все большие масштабы. Об этом убедительно говорят итоговые цифры Спартакиады. За полтора года — свыше 20 миллионов участников соревнований, 2,5 миллиона разрядников, около 3 тысяч мастеров спорта и кандидатов в мастера, сто новых всесоюзных рекордов! В журнале «За рулем» были названы победители Спартакиады по техническим видам спорта, приведены результаты финальных автомобильных и мотоциклетных соревнований. Эти данные отражают заметные перемены, которые происходят в нашем автомотоспорте, позволяют говорить о расширении его границ, характерных сдвигах. Разве не показателен в этом смысле тот факт, что в состязаниях по автомотоспорту первое место заняла команда Латвии, а не коллективы победителей Спартакиады — РСФСР, Москвы и Украины. Можно, правда, сослаться на то, что в Прибалтике автомотоспорт имеет прочные традиции, что ему уделяют здесь большое внимание партийные и советские органы, профсоюзные спортивные общества. Но чем объяснить победное выступление грузинских автомоА. Н. СКВОРЦОВ, заместитель председателя ЦК ДОСААФ билистов, занявших второе место, вслед за латвийскими? Как ие обратить внимание на успех армянских автоспортсменов, поднявшихся в итоговой таблице на более высокое место, чем представители Ленинграда и Белоруссии — этих давних опорных пунктов нашего автоспорта? Мы вправе сегодня говорить о поступательном процессе развития автоспорта во всей стране, в том числе ив республиках, где долгое время его не баловали вниманием. И если оценивать не только место, которое заняла та или иная команда, то похвалы заслуживают эстонские, литовские авто- и мотоспортсмены, автомобилисты Молдавии. Теперь не проведешь четкую грань между лидерами и аутсайдерами — почти во всех союзных республиках появились сильные команды. Это и есть следствие массового развития спорта. Таковы некоторые, наиболее заметные штрихи Спартакиады. Но итоги ее не умещаются в протоколах технических результатов. Мы должны рассматривать их гораздо шире. Речь идет об оживлении всей массовой спортивной работы в организациях оборонного Общества. А это прямое следствие практического выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О состоянии и мерах по улучшению работы Добро вольного общества содействия армии, авиации и флоту ( Д ОСААФ СССР)». Многие организации ДОСААФ нашли новые эффективные формы привлечения юношей и девушек к занятиям автомотоспортом, пропаганды его среди населения. Заметно оживилась спортивная работа в хозрасчетных спортивно-технических клубах ив самодеятельных клубах. В спортивной жизни появились новые веяния. М ожно назвать, например, спартакиаду водителей, организованную Министерством автомобильного транспорта Грузии, или рождение местных традиционных соревнований, привлекающих большое внимание общественности, — таких, как мотокросс памяти К. Э. Циолковского в Калуге, соревнования картингистов," посвященные памяти двадцати шести бакинских комиссаров в Азербайджане, розыгрыш кубка городовгероев по мотоболу, ралли на приз «Янтарная Волга» в Риге и многие другие. Четвертая Спартакиада благотворно сказалась на развитии учебно-спортивной базы Общества. Затраты комитетов и клубов только на технику и спортивное снаряжение составили солидную сумму — 11 миллионов рублей. Совсем недавно на карте спортивных новостроек ДОСААФ появились новые точки: кемеровский мотодром с трибунами на 11 тысяч зрителей, мотодром в Черкесске на 25 тысяч человек, тбилисский мототрек на 35 тысяч. Возводятся стадионы технических видов спорта в Белгороде и ряде других мест. А всего в юбилейном году построено 26 спортивных сооружений. И еще один, отрадный итог, имеющий особую значимости, если исходить из того, что главная задача оборонного Общества — готовить молодежь к службе в Советских Вооруженных Силах, активно воздействовать на формирование ее физических и духовных качеств. Я имею в виду самое широкое участие в соревнованиях Спартакиады юных мотоциклистов и автомобилистов. Из шести видов автомотоспорта в трех были представлены юношеские команды на всех этапах соревнований, начиная с областных и кончая финалами Спартакиады. Даже в сборных коллективах союзных республик 50—60 процентов составляли спортсмены в возрасте до 25 лет. Да, Спартакиада была в полном смысле слова молодежной. И скорее всего поэтому она столь убедительно продемонстрировала успехи нашего автомотоспорта. Но Спартакиада — не только всенародный смотр достижений, это серьезная проверка' наших возможностей. И финал Спартакиады, повторяю, — вовсе не финиш, а старт нового, еще более мощного продвижения вперед. Именно с таких позиций специалисты, тренеры должны взглянуть на минувшие спортивные события. Тем более, что Спартакиада дала обильную пищу для анализа in размышлений. Надо полагать, наши федерации, центральный и республиканские клубы рассмотрят итоги выступлений автомобилистов, мотоциклистов, картингистов, не оставив без внимания и вопросы теории, научных методов тренировки и подготовки спортсменов. Я же хочу коснуться некоторых общих проблем. В динамике роста нашего автомотоспорта определенно есть слабые участки. Четырнадцатое место спортсменов Бе^ лоруссии в автоспорте и тринадцатое в мотоспорте никак не соответствуют возможностям республики, имеющей не только хорошие спортивные традиции, но и свои автомобильные и мотоциклетный заводы. Пожалуй, только недооценкой этих видов соревнований со стороны республиканских организаций, и прежде всего комитета ДОСААФ , м ож но объяснить пятнадцатое место по автомотоспорту команд Азербайджана. Ниже своих возможностей выступили коллективы Узбекистана. Плохо пока обстоят дела ив ряде областей Российской Федерации — Курской, Новгородской, Иркутской, Калининской и других. За годы, отделяющие нас от прошлой Спартакиады, советский автомотоспорт добился успехов на международной арене. Все мы радовались победам Г. Кадырова и Б. Самородова в чемпионатах мира по мотогонкам на льду, золотой медали В. Арбекова в мотокроссе, вице-чемпионским званиям И. Плеханова в гонках по гаревой дорожке. Но этими достижениями никак нельзя обольщаться. Слишком они малочисленны и не соответствуют массовому размаху мотоспорта в стране. Более того, за последние два года мы неоправданно6 сдали свои позиции в мотокроссе, где, казалось, были все основания рассчитывать на новые победы. В этом виде мотоспорта мы богаты молодыми дарованиями больше, чем любая другая страна. Но творческий рост молодых идет далеко не теми темпами, которых можно было бы ожидать. Ускорить этот процесс обязаны тренеры. От них мы вправе потребовать большего коэффициента полезного действия. Пока же приходится констатировать, что они слабо повышают свои знания, не владеют современными приемами тренировок, совершенно недостаточно используют данные науки и передового опыта. При каждой неудаче на международных состязаниях у нас принято ссылаться на спортивную технику. Да, мотоциклетные и автомобильные заводы в неоплаченном долгу перед нашим спортом. Главным образом по их вине мы пока не добились успехов а многодневных соревнованиях ив авторалли. Но когда речь заходит о кроссе и гаревых гонках, ссылки на технику несостоятельны, так как наши спортсмены выступают на отличных чехословацких мотоциклах. Надо полагать, мтоги выступления на международной арене мотокроссменов и гонщиков на гаревой дорожке в юбилейном 1967 году будут серьезно и строго проанализированы Федерацией мотоспорта. Нам представляется, что настала пора повысить ответственность как тренеров, так и наиболее опытных спортсменов за результаты их выступлений в международных соревнованиях. Как ни парадоксально, но факт, что даже многие члены сборной команды СССР по мотокроссу до сих пор не имеют конкретных планов индивидуальной спортивной подготовки, в перерывах между крупными международными соревнованиями лишены возможности тренироваться. Поэтому очень часто можно слышать от тренеров, да и от самих спортсменов, что они плохо выступали, так как не тренировались на такой трассе: то она оказалась очень песчаной, то слишком глинистой и грязной, то валуны и трамплины подвели. И Картинг. Старт дан.такие «причины» выставляются уже не первый год. Между тем всем известно, что у нас можно найти любую трассу для подготовки 'К любым соревнованиям. Значит, вопрос заключается не в отсутствии трассы, а в отношении к порученному делу. Вот этим-то и должны всерьез заняться Федерация мотоспорта и соответствующие работники Управления военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ. Говоря о делах Спартакиады, нельзя умолчать ио таком важном ее разделе, как судейство (напомним, что только на финалах работало 850 судей). При нынешних масштабах соревнований оно приобретает порой решающее значение. Неквалифицированное, а тем более необъективное судейство способно загубить самую лучшую спортивную встречу — это известная истина. Пока же уровень подготовки судейских кадров резко отстает от темпов роста автомотоспорта, особенно в сложных соревнованиях — авторалли, мотоциклетном многоборье, которые, как правило, не проходят без протестов и аппеляций. Всех нас, конечно, радуют цифры, свидетельствующие о размахе состязаний. Но при этом нельзя закрывать глаза на то, что многие из них проходят буднично, серо, я бы сказал, формально. Между тем сами соревнования призваны быть главными пропагандистами спорта. Напряжение и красота спортивной борьбы, ее порыв и вдохновение способны увлечь тысячи людей. При вдумчивом подходе к делу каждая встреча на кроссовой или кольцевой трассе, на мототреке или мотобольном поле может стать не только спортивным, но, если хотите, политическим мероприятием, рассчитанным на воспитание спортсменов и зрителей, на популяризацию автомотоспорта. А этого невозможно достичь без высокой культуры соревнований. Кстати, пришло, видно, время подумать о том, чтобы современная техника — электротабло со счетом кругов и номерами лидирующих гонщиков, радиоинформация по всей трассе (а не только у старта—финиша) и многое другое — нашла широкое применение на состязаниях. Переход на пятидневную рабочую неФого В. Ширшова делю открывает перед трудящимисяновые возможности для занятий военноприкладными видами спорта. Больше появляется времени у людей для тренировок, подготовки техники, участия в состязаниях. Не одиночки и не десятки, а многие сотни и тысячи людей могут заниматься авто- и мотоспортом в каждом городе, в каждом районе. Пять миллионов спортсменов-разрядников по военно-техническим видам спорта должны подготовить организации Общества за 1967—1970 годы. Так решил VI съезд ДОСААФ. Это будет вкладом нашей массовой патриотической организации в выполнение поставленной партией задачи — придать физкультуре и спорту всенародный размах, воспитывать здоровое, физически крепкое поколение, способное к высокопроизводительному труду и защите Родины. Жизнь требует от всех нас не призывов, а последовательных настойчивых усилий, конкретных дел по развитию массовых состязаний, повышению мастерства спортсменов и — что особенно важнопо усилению военно-прикладного значения технических видов спорта. Здесь еще непочатый край работы. Речь может идти о дополнении существующих соревнований специальными элементами, разработке новых военно-прикладных соревнований, об изменениях нормативов. Но цель должна быть одна: добиться, чтобы технические виды спорта непосредственно содействовали воспитанию навыков, необходимых воину в современных условиях. В календарь спортивных соревнований на 1968 год уже вошли гонки военизированных патрулей, включающие стокилометровый марш мотоциклистов по пересеченной местности со стрельбой и гранатометанием. Но это только начало. Многое здесь будет зависеть от инициативы работников на местах, их опыта, понимания важности стоящих перед нами задач. 1968-й год открывает широкие горизонты для нового подъема технических видов спорта. Это год 50-летия Советских Вооруженных Сил, и спортсмены ДОСААФ должны отметить славную годовщину достойными делами, повышением своего мастерства, новыми рекордами, новыми победами во славу нашей любимой социалистической Родины.