14
15
В учебных организациях ДОСААФ ив учебных заведениях системы профессионально - технического образования ежегодно проводится подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР. Из статьи 18 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности,Б. ТРАММ, член президиума ЦК ДОСААФКласс-Автодром-ДорогаНачало учебного года, где бы оно ни было — в школах, техникумах, вузах, — всегда радостное и ответственное событие. Таким оно стало ив наших автомотоклубах, Вот и ныне десятки тысяч юношей призывного возраста с волнением переступили пороги учебных аудиторий. Перед ними сверкают белизной стены классов, свежей краской пахнут агрегаты и механизмы автомобилей. За лето приведены в порядок гаражи, пункты технического обслуживания, дворы, подъездные пути. Доведены до полного комплекта инвентарь, оборудование, наглядные пособия. Преподаватели и инструктора, побывав на методических сборах, семинарах, проанализировали собственный опыт и опыт своих товарищей, чтобы основательнее подготовиться к встрече с новыми учениками. . Отсюда, от преподавателя, из учебного класса через автодром лежит у юноши путь к самостоятельному управлению автомобилем, на широкую жизненную магистраль. Может быть, ему придется потом пройти с автомобилем многие и многие тысячи километров, возможно, он будет водить бронетранспортер, танк или иную боевую машину, но время, проведенное в автомотоклубе, навсегда останется в памяти. Надо ли говорить о том, как важно для всех нас, чтобы молодой человек сразу же оказался в атмосфере, где царят строгая требовательность и чуткость, высокая организованность и педагогическое мастерство, где все зовет к серьезным занятиям. Большая часть наших учебных организаций так именно и встретила своих питомцев. Организованное начало дает основание надеяться на хорошие результаты. Сама жизнь, возрастающие потребности народного хозяйства и Советских Вооруженных Сил в кадрах технических специалистов обязывают добиваться этого. : Уже один тот знаменательный факт, что новый учебный год начался в необычное время — накануне празднования 50-летнего юбилея Советского государства — многое обещает: слушатели, преподаватели, воспитатели, весь общественный актив, полны готовности и желания наращивать темпы, взятые в преддверии славного праздника Октября. Несомненно и то, что теперь мы стали богаче, увереннее, имеем реальные возможности развернуть учебную работу с большим размахом. Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года, определившее основные задачи и направления в деятельности ДОСААФ, многие комитеты Общества развернули строительство учебных зданий, приобретают технику, оборудование. Это дало возможность в прошлом году открыть десятки штатных и более ста спортивно-технических и самодеятельных клубов. Значительно расширилась их география. Теперь наши учебные организации успешно готовят водителей в Хабаровске и Владивостоке, в Средней Азии и Прибалтике, на Украине и Кавказе. Остановите на любой дороге нескольких шоферов, и от каждого третьего-четвертого вы услышите, что он является воспитанником клуба или курсов ДОСААФ, В текущем и будущем годах предполагается увеличить сеть учебных организаций, привлечь к обучению техническим профессиям новые тысячи молодых людей. Условия для этого есть. Сейчас мы получаем новую технику, в частности автомобили ЗИЛ-130, разрезные двигатели этой модели. Во многих клубах классы разборочно-сборочных работ дают возможность организовать занятия для восьми бригад сразу, а кое-где применить фронтальный метод (о нем было подробно рассказано в № 5 журнала «За рулем» за этот год). Расширились возможности для лучшего обучения курсантов практическому вождению автомобиля: появились автодромы, учебные площадки. Кадры инструкторов пополнились квалифицированными специалистами. Иначе говоря, нынешний автомотоклуб располагает такими условиями, о которых еще в недалеком прошлом мы могли лишь мечтать. В 1966/67 учебном году лучших результатов в подготовке водителей добились такие автомотоклубы, как Волгоградский, Свердловский, Киевский, Одесский, Тамбовский, Ереванский, Бакинский, Тбилисский, Тираспольский. Список этот можно продолжить, причем не только за счет областных и республиканских клубов, в последнее время к числу лучших прибавилось много учебных организаций, расположенных в районных центрах. Это Раменский и Подольский автомотоклубы (Московская область), Кузнецкий и Каменский (Пензенская область), Соль-Илецкий спортивно-технический клуб (Оренбургская область) и многие другие. Вот Коломыя — небольшой районный городок в Ивано-Франковской области. Здание автомотоклуба здесь, пожалуй, одно из самых красивых и просторных. Достаточно сказать, что класс разборочно-сборочных работ и пункт технического обслуживания занимают помещения по 180 кв. метров каждый. Прибавьте к этому классы теоретического обучения, правил движения, гараж с теплыми боксами, котельную, гардероб, душевую — и вы получите представление, чем располагает этот клуб. Недалеко от него оборудован учебный автодром. Характерно, что почти весь этот комплекс построен и оборудован за счет денежных сбережений клуба ис помощью курсантов. Коломыйцы законно гордятся своим детищем. Постоянный образцовый порядок, умелая и глубокая постановкаНа снимке ; Коломыйский автомотоклуб. Идут занятия по техническому обслуживанию автомобилей.14 учебно-воспитательной работы выдвинули этот автомотоклуб в число передовых. В прошлом учебном году общий уровень подготовки водительских кадров был значительно выше, нежели в предыдущие годы. Это отмечают экзаменационные комиссии ГАИ, об этом свидетельствуют отзывы, письма из автохозяйств и воинских частей, где трудятся и служат наши воспитанники. Однако мы не можем закрывать глаза и на серьезные недостатки в ряде учебных организаций Общества. Из стен некоторых автомотоклубов выпущены водители, слабо знающие автомобиль, правила движения м не получившие достаточной практики т управлении техникой. Все это следует квалифицировать как -брак в деле обучения и воспитания. Он находит лазейку там, где низок уровень идейно-политического воздействия на молодежь, где слаба организаторская и учебно-методическая работа, где не принимается достаточных мер к укреплению учебно-материальной базы, как, например, в Новомосковском клубе (Тульская область), в котором техника из-за этого доведена до неудовлетворительного состояния. Прежде всего необходимо решительно преодолеть недостатки в военно-патриотическом воспитании обучающихся. Принятый Третьей Сессией Верховного Совета СССР в октябре этого года Закон, который сокращает сроки действительной службы в армии, вносит существенные поправки в деятельность ДОСААФ . Теперь на Общество ложится еще большая ответственность за мобилизационную готовность советских людей, особенно молодежи, к обороне Родины. Именно с учетом этого важного обстоятельства нужно строить воспитательный процесс ив наших учебных организациях. В передовых клубах накоплен богатый опыт. На вооружение взяты такие испытанные формы, как встречи с ветеранами войны и труда, вечера боевой славы, посещение воинских подразделений, знакомство с боевой техникой, дружба с воинами, встречи с воспитанниками клубов, проходящими ныне службу в армии, переписка с ними и многое Другое. Немало наших автомобилистов и мотоциклистов было среди двадцати миллионов участников третьего Всесоюзного похода по местам боевой и трудовой славы. В основу воспитательной работы надо положить Тезисы Центрального Комитета КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции» — документ огромной вдохновляющей и мобилизующей силы. Это источник для понимания исторической роли Октября в судьбах народов нашей страны и всего мира. Тезисы глубоко и последовательно раскрывают руководящую и направляющую роль Коммунистической партии в строительстве социализма и коммунизма, в достижении грандиозных успехов в хозяйственном, научно-техническом и культурном строительстве, в создании и укреплении Вооруженных Сил Советского государства. Нынешний учебный год совпадает еще с одним историческим событием в жизни страны — 50-летием Советских вооруженных Сил. Недавно ЦК ДОСААФ разработал основные мероприятия по подготовке к. этой знаменательной дате. Намечено провести месячник оборонно-массовой работы, в программе которого предусмотрены лекции, доклады, беседы о славном пути наших Вооруженных Сил, встречи с героями войны, тематические вечера, военизированные походы, автомотопробеги. В соревнования по техническим видам спорта шире вводятся военно-прикладные элементы. В частности, к февралю 1968 года предстоит провести массовые состязания спортивно-технических клубов ДОСААФ «Гонка военизированных мотопатрулей»—100-километровый марш на мотоциклах по пересеченной местности со стрельбой и гранатометанием. К ставшему традиционным автомобильному двоеборью добавляется третий элем ент — стрельба. Вполне понятно, что всем нашим учебным организациям необходимо принять Самое активное участие в подготовке к славному юбилею армии и флота, использовать его для подъема оборонномассовой, военно-спортивной работы, улучшения качества обучения автомобилистов. Огромным стимулом в этом деле должно стать социалистическое соревнование между клубами, учебными группами. Специально учреждены переходящие Красные Знамена, которыми комитеты ДОСААФ будут награждаться за лучшую военно-патриотическую работу и лучшую подготовку специалистов для Вооруженных Сил. В положении о порядке награждения есть пункты, прямо относящиеся к нашим учебным организациям. Основными показателями для присуждения Красного Знамени как раз и будут хорошая постановка военнопатриотического воспитания призывников, уровень материальной базы, качество подготовки специалистов, высокий процент сдачи выпускных экзаменов с первого раза и, конечно, образцовый порядок, дисциплина — эти постоянные спутники высокой организованности, Дистанция, которую предстоит одолеть будущему водителю автомобиля, сравнительно невелика — 564 учебных часа. На каждом этапе обучения — в классе, на автодроме, при выезде на улицы и дороги — обучающийся находится рядом со своим наставником. Пожалуй, немного таких учебных заведений, где бы так близко и так часто соприкасались учитель и ученик; как в автомотоклубе. Тем большая ответственность ложится на наших преподавателей и инструкторов. Их высокая методическая подготовка, ответственность за обучение и воспитание юношей — одно из надежных условий успеха. Перед началом учебного года комитеты ДОСААФв областях и республиках провели кустовые учебно-методические сборы, на которых преподаватели, руководители учебных организаций обменялись опытом обучения и воспитания, изучили ряд методических документов, познакомились с образцами новой автомобильной техники. Сборы, совещания, конечно, важная форма повышения методического мастерства, но одни они дела не решат. Нужно, чтобы стало системой постоянное общение преподавателей друг с другом, чтобы проводились открытые уроки, обсуждение лекций, взаимное посещение занятий. Крайне слабо еще внедряются у нас в практику обучения технические средства — кино, электрифицированные тренажеры, макеты, диафильмы. Мало курсантов привлекается к рационализации и изобретательству. Особенно настойчиво нужно работать с инструкторами вождения. Это — вчерашние работники автохозяйств, в основном шоферы первого класса. Многие из них, мастерски управляя автомобилем, не искушены в методике обучения. Нередко, предоставленные сами себе, они не знают, как лучше учить слушателя. В некоторых автомотоклубах еще плохо отрабатываются такие упражнения, как управление автомобилем ночью, на трудных дорогах. А мы должны подготовить водителя так, чтобы он в любых условиях справился с техникой. Наконец, следует продумать систему физической подготовки обучающихся. В этом году на призывные пункты многие тысячи молодых людей пришли, получив в организациях ДОСААФ ту или иную специальность. Им, разумеется, в армии будет легче овладеть боевой техникой. Но давайте подойдем к нашему воспитаннику еще с одной стороны — посмотрим, как он закален физически. Сколько раз он подтянется на перекладине. Умеет ли плавать, ходить «а лыжах. Вынослив ли он вообще., Привить ребятам вкус к спорту, к регулярным занятиям гимнастикой — наша обязанность. В ряде 'наших учебных организаций так именно и поступают. Например, в Тираспольском, Черновицком, Коломыйском и других автомотоклубах оборудованы спортивные городки с гимнастическими снарядами, беговой дорожкой, площадками для игр. Там созданы самые благоприятные условия для сдачи всех нормативов спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины». Нужно добиваться такой постановки дела во всех наших клубах, мбо физическое воспитание молодежи является неотъемлемой частью подготовки ее к службе в Советских Вооруженных Силах. В те дни, когда учебные организации Общества готовились к приему в свои аудитории нового пополнения, — по широким автомагистралям, грейдерным и проселочным дорогам, в густых лесах и степных просторах Украины и Белоруссии нескончаемым потоком двигались танки, бронетранспортеры, мощные тягачи. Они везли солдат, тащили пушки, ракетные установки. Гул моторов не смолкал ни днем, ми ночью: шли крупные общевойсковые учения «Днепр», в которых участвовали соединения различных видов наших славных вооруженных Сил. Совершая многосуточные марши, управляли могучей боевой техникой воины, классные специалисты, мастера своего дела. Среди них — тысячи юношей, получивших первоначальную военнотехническую подготовку вДОСААФ . Замечательные ребята! Верные Родине, умелые, сильные! На них можно положиться во всем. Недалеко время, когда на смену >им придут те, кто сегодня в классах, мастерских, на автодромах осваивает автомобильную технику, достойно готовится к службе в армии. Сделаем же все, чтобы воспитанники нынешнего учебного года были верными часовыми Советской Отчизны — людьми технически грамотными, мужественными, до конца преданными делу партии и народа. _