е#рб€!Л!е,ШОССЕ ВЕДЕТ В ЗАПОЛЯРЬЕРаспаханную древними ледниками Карелию трудно сравнить с каким-либо другим местом нашей страны. Великое множество озер, огромных и совсем маленьких, густая сеть рекиречушек , дремучие хвойные леса очаровывают своеобразной суровой красотой. Здесь много зверя, птицы, а местные водоемы — мечта рыбана. Неудивительно, что в этот северный край устремляются потоки туристов. Н ачинают открывать его для себя и моторизованные путешественники — владельцы автомобилей и мотоциклов. Но не так-то просто проехать сюда, хотя картакраяи исчерчена линиями автомобильных дорог. Они, к аки местные реки , петляют, обрываются, возникают снова. Дорог, вроде бы, и много, но проехать по ним насквозь до Кольского полуострова трудно. С середины пути приходится уклоняться влево и вправо по разбитым проселкам.Один из готовых участков дороги Ленинград—Мурманск возле Мончегорска.Но бездорожью приходит конец. На рабочих картах Главдорстроя проложена сквозная трасса протяженностью свыше 1400 километров, которая, включив в себя имеющиеся дороги, соединит Ленинград с заполярным Мурманском. Асфальтобетонное шоссе от города Ленина вдоль живописных берегов Ладожского озера до Лодейного поля протяженностью около 260 километров уже сдается в эксплуатацию. Эта дорога обеспечит движение со скоростью до 100 — 1 20 км/час. Ее пересечения с друг ими дорогами выполнены в разных уровнях. Далее, через Олонец, Петрозаводск, Медвежьегорск до Сегежа идут 450 километров дороги с черным покрытием из гравийныхикаменных материалов, обработанных битумом. От Сег ежа до Кандалакши дорожникам еще предстоит преодолеть около четырехсот километров дикой целины, изобилующей озерами, р еками , болотами. Здесь нет вечной мерзлоты, хотя часть участкаи находится за полярным кругом . Однако прокладывать трассу очень трудно. Много времени и сил отнимает засыпка болот, а там , где их нет , приходится иметь дело со скальными итяжелыми моренными грунтами — ледниковой ка менной « к ашей » , пересыпанной песком и глиной. Придется возводить много мостов. Дальше к Мурманску дорога уже есть. М еждуЗашейкоми Мончегорском недавно сдан вэксплуатацию 85-километровый участок с асфальтобетонным покрытием. Последние сто с лишним километров заполярной трассы пока мощены булыжникоми гравием. Новая трасса — часть большого пятилетнего плана развития дорожного хозяйства страны. С. ТРОФИМЕННО, заместитель начальникатехнического отдела Главдорстроя СССРной под руководством командующего Южным фронтом М. В. Фрунзе, стал небывалый переход тысяч красноармейцев через Гнилое море — Сиваш. Вброд через морскую топь пошли бойцы, чтобы ускорить разгром последней белогвардейской армии. И тут случилась беда — переменилось направление ветра и стала прибывать вода, грозя затопить штурмующих. Но народ из лрисивашских деревень и сел поднялся ночью — помочь своим, красным солдатам! И крестьяне, среди них женщины и старики, борясь с морскими волнами, с помощью подручных средств стали насыпать вал. На глазах красноармейцев, идущих в бой, они построили защитную дамбу, преградили воде путь к переправе. И как же дрались с врангелевцами наши бойцы, которые прошли этой дорогой! После гражданской войны советские люди не жалели труда для укрепления обороны своего государства. Все понимали: империалисты никак не хотят смириться с существованием СССР — первой в мире страны социализма. Под руководством Коммунистической партии народ создавал мощную тяжелую промышленность, строил новую армию — механизированную, моторизованную, вооруженную танками и самолетами. Шефство над развивающимся Военно-Морским Флотом, крепнущей авиацией взял Ленинский комсомол. Лучшие сыны его пошли в военные училища. Проявлением заботы народа о защите Отечества было и создание Осоавиахима. В его рядах, в авиационных, стрелковых, автомотоклубах, сотни тысяч молодых патриотов изучали военное дело, овладевали боевой техникой, закалялись физически, сдавали нормы на оборонные значки. В годы Великой Отечественной войны миллионы осоавиахимовцев ушли на фронт, вступили в народное ополчение и партизанские отряды. Они, конечно, были готовы к схватке с врагом намного лучше тех, кто заранее не овладел военно-технической специальностью, оружием, навыками борьбы с воздушным, наземным, морским противником. Не раз в дни боев на самых опасных участках фронта я встречал героев танкистов, шоферов, мотоциклистов — воспитанников Осоавиахима, предшественника нынешнего ДОСААФ, оборонного Общества советских патриотов. Слава им! Не жалея сил в мирное время, чтобы не дать спуску врагу, если он нападет, осоавиахимовцы в дни войны стали лучшими, наиболее умелыми воинами, внесли огромный вклад в Победу. Великая Отечественная... Так уж случилось, что я принял в ней участие буквально с первых выстрелов, будучи начальником штаба Дунайского укрепленного района на границе, И вот — рассвет 22 июня, подлое нападение фашистов. Многие юноши до 1941 года завидовали нам, участникам гражданской войны. Считали, что на их долю «не достанется» подвигов во имя Родины. Но грозная опасность нависла над землей нашей, и вместе с людьми старшего возраста поднялась на бой с фашистским зверьем чудесная наша молодежь. Весь великий советский народ — народ труженик и воин — встал в борьбе с врагом насмерть. Началась поистине война ОТЕЧЕСТВЕННАЯ, НАРОДНАЯ. Мне довелось принять участие в обороне Одессы, Севастополя, Сталинграда. Командуя 5-й армией, участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, в боях, завершивших разгром фашистского вермахта в Восточной Пруссии, и позднее — в ударе войск 1-го Дальневосточного фронта по японской Кванту некой армии в Маньчжурии. Разве забудешь, скажем, ожесточенность боев за Одессу! Враг превосходил нас численностью в семь раз, в артиллерии и авиации — в шесть раз, имел втрое больше танков. И все-таки продвигался в сутки лишь по 200 метров. Так дрались защитники города — бойцы 25-й Чапаевской дивизии, моряки Черноморского флота, артиллеристы-богдановцы и другие части Приморской армии. Все рабочие Одессы объявили себя мобилизованными, тысячи их сражались в рядах народного ополчения; мы видели бесконечные очереди мужчин и женщин у военкоматов — люди добровольцами шли на фронт. О героизме защитников Сталинграда знает весь мир. В тяжелую осень 1942 года сотни тысяч гитлеровцев начали наступление на город. В ту пору я был начальником штаба 62-й армии, которой командовал генерал-лейтенант, ныне Маршал Советского Союза В. И. Чуйков. О том, как каждый воин-сталинградец выполнял свой долг, можно судить даже по нескольким (из бесчисленного множества) примерам. В уличных боях особое значение приобрели снайперы. Зачинателем их активной борьбы с фашистскими солдатами и офицерами стал сержант В. Г. Зайцев. Только в нашей 62-й армии выделилось 400 метких стрелков — их точные выстрелы уничтожили более 6 тысяч гитлеровцев. Немецко-фашистское командование направило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса с заданием убить Зайцева. И через четыре дня майор сам попал на мушку русского сержанта. Получая орден в дни боев за Сталинград, Зайцев образно выразил чувства защитников города-героя, сказав: «За Волгой для нас земли нет!» Эти слова стали клятвой воинов-сталинградцев- В бою комсомолец Михаил Паникако, когда в его руках загорелась бутылка с горючей жидкостью, кинулся к ближайшему фашистскому танку, ударил второй бутылкой по решетке моторного люка — огонь охватил героя и вражескую машину. Ведя стрельбу из орудия, артиллерист Болтенко отразил атаку 15 танков врага. Смертельно раненный связист В. Титаев, зажав зубами концы перебитого провода, восстановил связь. Вспоминается встреча наших войск с союзниками в 1945 году. Узнавая бесчисленные факты героизма советских солдат, американские военные недоумевали: — Как можно своей грудью закрыть амбразуру! — На чем держался в течение двух недель экипаж окруженного танка! Какая сила заставила русских танкистов, израненных, обмороженных, ослабевших от голода и бессоницы, продолжать бой! Да. Они уразуметь этого не могли. Разве им понять душу советского солдата! Сына народа-труженика, который становится народом-воином, если на него нападает враг. Разве не об этом говорит число награжденных за отличия в боях Великой Отечественной войны — двенадцать с половиной миллионов человек.