садкой АзНИИ-8у. АК-15 делают без присадок. Это масло известно автолюбителям под названием «автол-18». ГОСТом 10541-63 предусмотрен выпуск масел трех марок: АС-6 (М6Б); АС-8 (М8Б) и АС-10 (М10Б). При этом масло АС-8 вырабатывается с тремя композициями присадок, а масла АС-6 и АС-10 только с присадкой ВНИИ НП-360. Автомобили «Москвич» — моделей 401, 402, 403, 407, «Победа», «Волга», ГАЗ-12, «Чайка», ГАЗ-69, УАЗ-450, УАЗ-451, УАЗ-452, УАЗ-469, ЗИЛ-101, ЗИЛ-110 летом рекомендуется эксплуатировать на маслах АС-10 (М10Б) или АСп-10 (М10Б), з и мой — на АС-6 (М6Б), АСп-6 (М6Б). Можно применять также и всесезонное масло АС-8 (М8Б). Однако это не оправдано экономически: оно дороже примерно в три раза. Для автомобилей «Запорожец» моделей 965 и 965А летом следует использовать масло АС-10 (М10Б), а зимой АС-8 (М8Б). Для нового «Запорожца» (ЗАЗ-966В) рекомендуются дизельные масла: летом ДС-11 (М10Б), зимой ДС-8 (М8Б) — оба по ГОСТу 8581-63. В качестве заменителей можно пользоваться соответственно маслами АС-10 (М10Б) и АС-8 (М8Б). «Москвич-408» и ЗИЛ-111 полагается всесезонно эксплуатировать на масле АС-8 (М8Б). Заменителем летом может служить АС-10 (М10Б). Для этих машин применение каких-либо других масел не допускаетсяНадо иметь в виду, что все эти масла содержат присадки. Они обладают способностью «вымывать» грязь и отложения с деталей. Поэтому, если двигатель имеет значительный пробег, при переходе на рекомендуемые здесь масла в первое время необходимо промыть масляную систему. Лучше всего это достигается двух-трехкратной заменой масла через один-два дня работы двигателя. После этого достаточно сменять масло через 4—6 тысяч километров. Ведь одно из достоинств масел с присадками в том и состоит, что они могут дольше работать Е двигателе баз замены. Должен предупредить, что рекомендуемый здесь срок смены масел превышает установленные заводами, изготовляющими автомобили. За последние 10—12 лет во всем мире проявилась тенденция к продлению срока службы масла в двигателе. У нас в стране, в частности, периодичность смены масла для грузовых автомобилей увеличилась примерно с 1200—1800 до 6000—9000 километров пробега. Заводы, выпускающие легковые автомобили, в этом вопросе оказались более консервативными. Несмотря на то, что стала более совершенной конструкция двигателей, что они снабжаются мощной системой фильтрации, что качество масел и присадок значительно улучшено, повысилась культура эксплуатации и технического обслуживания автомобилей, — периодичность смены масла осталась в инструкциях без изменений. В то же время нельзя ударяться ив другую крайность, как это делает профессор С. В. Венцель, утверждая, что масло можно вообще не менять и что якобы работавшее масло для двигателя лучше, чем свежее. Трудами Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) и других организаций установлено, что сроки смены новых масел с присадками (ГОСТ 10541-63) могут быть увеличены до 6000—9000 километров без серьезных последствий для двигателя. Это дает значительную экономию и снижает себестоимость эксплуатации машин. Установка сроков замены масла в двигателе только по пробегу технически не оправдана- Для двигателя важнее, не сколько километров прошел автомобиль, а в каких условиях -он эксплуатировался. Наиболее правильным критерием срока смены масла в двигателе является ко личество бензина, израсходованного за время работы двигателя. В этом случае для одного автомобиля (используемого в условиях бездорожья, с частыми остановками, с нарушением теплового режима и т. п.) менять масло, возможно, потребуется через 1000—1200 километров, а для другого, в легких условиях (дальние поездки, отсутствие промежуточных остановок, нормальный тепловой режим и т. п.), замену можно проводить через 9000—10 000 километров и более. В настоящее время этот оценочный метод проходит эксплуатационную проверку в НИИАТе и ряде автохозяйств. Но в период обкатки масло следует менять в строгом соответствии с заводскими инструкциями. Особенность масел с присадками еще ив том, что они очень быстро темнеют, буквально через несколько часов работы в двигателе. Пугаться этого не следует. Изменение цвета отнюдь не является признаком необходимости заменять масло. Дело в том, что смазываемые им детали чисты, тогда как масло без присадки (например, СУ), оставаясь светлым, загрязняет детали двигателя. Среди автолюбителей почему-то пользуется популярностью масло «Индустриальное-50» (машинное СУ) ГОСТ-1707-51. Необходимо иметь в виду, что оно предназначено для металлообрабатывающих станков и не обеспечивает нормальной работы автомобильных двигателей. Несколько лет назад, когда у нас не было специальных масел с присадками, применение СУ имело какое-то оправдание. Это масло по своим свойствам превосходит автолы без присадок, но значительно уступает автомобильным маслам с присадками. Сейчас использование СУ для автомобильных двигателей старых моделей нецелесообразно, а для новых — недопустимо. Оно вызывает повышенное отложение лака и нагара на деталях, «зависание» клапанов, повышает износы и снижает моторесурс. Не случайно поэтому в большинстве новых инструкций оно не значится, а если отдельные заводы и рекомендуют его «по инерции», то только в качестве заменителя основных масел с присадками. Применение масел с присадками — залог долгой и безотказной работы автомобильного двигателя. М. БОРИСОВ, инженерСлово чемпионам«ИППОДРОМ» НЕ В ЧЕСТИ, А ЗРЯ!ЮРИЙ МАКСИМОВ Чемпион СССР 1967 года по мотогонкам на ипподроме (класс 125 смъ)На предыдущих соревнованиях по ипподромным гонкам Юрию Максимову не везло. Он не занимал даже призовых мест. Но, несмотря на неудачи, 26-летний токарь из Каменск-Уральска не падал духом. Он упорно тренировался. И вот в этом году мы поздравляем Юрия Максимова с большой победой. Он впервые стал чемпионом страны. — В Одессе пришлось помериться силами с грозными соперниками — И. Клевновым, В. Чупиным, К. Цалкаламанидзе. И, откровенно говоря, я не рассчитывал на такой успех,— улыбнулся чемпион. — Тем более, что в первый день соревнований, когда проходили четвертьфиналы, я выступил плохо. Но в полуфинал я все же вышел — сдаваться было рано. Оставшееся в этот день время посвятил мотоциклу. Выяснял причину неудачи. Что ж, полуфинальный заезд прошел для меня благополучно. А на финалах сначала мне пришлось побывать в роли болельщика. Ведь они открылись заездом юношей, и я очень переживал за своего ученика Колю Кузнецова. Но поздравить его с призовым местом не успел, так как сам был на старте. Конечно, Колин успех окрылил меня. Финальный заезд сложился для меня так. Я, грешным делом, ожидал, что его выиграет А. Коваленко, но тот засиделся на старте. Далее — поединок с другим сильным гонщиком из команды РСФСР,19