ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ «КОМУТА»Отделением фирмы «Форд» в Бирмингеме (Англия) р азработана конструкция электромобиля «Комута», предназначенного для работы в городских условиях (рис. 1). Габаритные размеры электромобиля следующие: длина 203 см, ширина 126 см, высота 142 см. Колесная база 136 см. колея 112 см, радиус поворота (минимальный) 2,75 м. Кузов выполнен из стекловолокна. Вместимость: два взрослых пассажирана переднем сиденье и два ребенка на заднем. Собств енный вес электромобиля 542 кг, вес с полной нагрузкой 705 кг. Р ама электромобиля хребтового типа со стальными поперечными элементами, к которым крепятсяузлы ходовой части. Под сиденьем электромобиля установлены четыре свинцовых аккумулятора по 12 в, емкость каждого 85 а. ч. Аккумул яторы соединены последовательно, что дает суммарное напряжение 48 а. Запаса емкости аккумуляторов хватает на 65 км пробега электромобиля при скорости около 40 км/час. З арядка аккумуляторов осуществляется от стационарныхзарядных устройств. Аккумуляторы питают током два электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением. Каждый двигатель работает принапряжении 24 ви имеет мощность 5 л. с. Диаметр двигателей 14 см. Максимальный крутящий момент, р азвиваемыйкаждым двигателем, 8,3 кгм. На валу каждого электродвигателя имеется ведущая шестерня, которая приводит ведомую шестерню (со спиральными зубьями) трансмиссии. Ведущие валы привода колес задней оси закрепленыв этих ведомых шестернях. Предусмотрены такжешарнирыравной угловой скорости, а в местах крепления вала к ступице колес установлены универсальные резиновые муфты. Подвеска передних и задних колес выполнена независимой, н а продольных рычагах (рис. 2). Кроме того, в конструкции подвески предусмотрены резиновые элементы и обычные амортизаторы. Тормоза на электромобиле стандартного типа, диаметр тормозного барабана 17,8 см. Р азмершин 4,40—10. На электромобиле имеется система вентиляции и отопления. Двигатели охлаждаются электровентиляторами; причем воздух, прогоняемый через двигатели, нагревается и по специальным каналам в теле рамы подается в салон электромобиля. Предусмотрена также возможность рециркуляции воздуха. При скорости вращения валов электро-поптивныиКубок Европы — нашВ этом году советские мотоболисты впервые выступили врозыгрыше Кубка Европы по мотоболу. В нем участвуют команды, з анявшие первые места в чемпионатах своих стран. От Советского Союза в соревнованиях 1967 года играли мотоболисты «Домбая», чемпионы СССР 1966 и 1967 гг. В полуфинальных встречах наши спортсмены выиграли у команд г. Дурмесхайма (ФРГ) — 2 : 1 и г. Камарэ (Франция) — 1:0. Это позволило им выйти в финал, где они встретились с французской командой, победившей до этого немецких мотоболистов ( 3 : 2 ) . В упорной борьбе «Домбай» одержал верх над десятикратным чемпионом Франции ( 1 : 0 ) и завоевал Кубок.Рис. 1. Новый легковой автомобиль «Комута». двигателей 2000 об/мин и постоянном передаточном отношении главной передачи. равном 4,05, достигается скорость движения 40 км/час. Максимальная скорость электромобиля 65 км/час. Время разгона от 0 до 48 км/час — 14 сек; м аксимальный преодолеваемый подъемПоздравляем, Собеслав!Позади остался еще один, испанский этап первенства Европы по авторалли. Его выиграл экипаж 0. Андерссон — Р. Рамирес на автомобиле «Лянча-фульвиа». Однако, независимо от исхода этих соревнований, звание чемпиона на автомобилях группы 1 (т. е. полностью серийных машинах) завоевал Собеслав Засада. Польский гонщик — первый, кому удалось два года подряд выиграть почетный титул. Нового успеха Засада добился в гонке серийныхмашин на 3300 км по пампасам, горным и проселочным дорогам Аргентины. На «Порше-912» он выиграл «Большой приз», р азвив среднюю скорость 140,7 км/час.Рис. 2. Конструкция задней оси электромобиля с электродвигателями, главной передачей и элементами подвески. Система управления включает элек трическую цепь, выполненную на тиристорах, педаль управления, регулирующ ую ток в обмотках электродвигателей. и рычагс двумя положениями (для движ ения вперед и назад). Тиристорная цепь управления позволяет регулировать подачу тока к двигателям без потерь энергии, что увеличивает к.п.д. на 1520 процентов по сравнению с реостатным регулированием. По мнению специалистов фирмы «Форд», в течение ближайщих 10 лет электромобили найдут широкое применение в городских условиях, в то время как автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут использоваться для поездок на большие расстояния .Финиш первенства мираЗакончилось первенство мира по кольцевым мотогонкам. Приводим результаты последних двух этапов. Большой приз Канады. 125 см 3 : 1. У. Айви («Ямаха») — средняя скорость 137.4 км/час; 2. Т. Купей; 3. Р. Ауст (оба «Ямаха»). 250 см 3 : 1. М. Хэйлвуд («Хонда») — 145,6 км/час; 2. Ф. Рийд («Ямаха»); 3. Р. Б райане («Хонда»). 500 см 3 : 1. М. Хэйлвуд («Хонда») — 147,3 км/час; 2. Д. Агостини («MB Агуста»); 3. М. Д афф («Матчлесс»). Большой приз Японии. 50 см 3 : 1. М. Ито — 137,5 км/час; 2. С. Грэхэм; 3. X. Кавасаки (все «Сузуки»). 125 см 3 : 1. У. Айви («Ямаха») — 155,3 км/час: 2. С. Грэхэм; 3. X. Каная (оба «Сузуки»), 250 см 3 : 1. Р. Брайане («Хонда») — 162.5 км/час; 2. А. Мотомаши; 3. Ю. Хамано (оба «Ямаха»). 350 см 3 : 1. М. Хэйлвуд158.6 км/час; 2. Р. Б райане (оба «Хонда»): 3. Ш. Мимуро («Ямаха»). В итоге места в чемпионате распределились следующим образом. 50 см 3 : 1. Г. Аншайдт; 2. И. Катаяма; 3. С. Грэхэм (все «Сузуки»). 125 см^: 1. У. Айви; 2. Ф. Рийд (оба «Ямаха»); 3. С. Грэхэм («Сузуки»). Венгерский гонщик. Л. Сабо («МЦет») вышел на пятое место. 250 см 3 : 1. М. Хэйлвуд («Хонда»); 2. Ф. Рийд; 3. У. Айви (оба «Ямаха»). Гонщик из ГДР Г. Роснер («МЦет») — на шестом месте. 350 см 3 : 1. М. Хэйлвуд («Хонда»); 2. Д. Агостини («MB Агуста»); 3. Р. Брайане («Хонда). Г. Роснер («МЦет») — на четвертом месте. 500 см 3 : 1. Д. Агостини («MB Агуста»); 2. М. Хэйлвуд («Хонда»); 3. Д. Хартл («Нортон»). 500 см 3с коляской: 1. К. Эндерс и Р. Энгельгард; 2. Г. Ауэрбахер и Э. Дайн; 3. 3. Шауцу и X. Шнейдер (все БМВ).НА МОТОРОЛЛЕРЕ ДВА РУЛЯИтальянская фирма «Ламбретта» изготовила для английских мотошкол специальный мотороллер с двойным управлением. Руль пассажира-инструктора закреплен жестко, и на нем установлены рычаги сцепления и заднего тормоза, а также ключ зажигания , п ри помощи которого в любую минуту можно остановить двигатель.Напервом месте ХьюмТак устанавливаются оба руляЕХН11К(В чемпионате мира по автогонкам десятый этап (Большой приз Америки) выиграл Д. Кларк со средней скоростью 194,6 км ' ч ас . Г. Хилл, шедший также на «Лотос-Форд-49», был вторым. Машины обоих призеров на финише буквально развалились — на одной произошла поломка рычагов задней подвески, у другой сохранилась лишь четвертая передача. Третьим финишировал Д. Хьюм на «Брэбхэм-Репко». На последнем этапе, в Мексике победил Кларк, опередивший Брэбхэма и Хьюма. Чемпионом мира впервые стал Д. Хьюм (51 очко). На последующих местах: Д. Брэбхэм (46). Д. Кларк (41), К. Амон и Д. Сертисс (по 20 очков).31