спортивныйНа подъемеВ этом году советские картингисты . в ыступаявсоревнованиях на Кубок социалистических стран, добились неплохих результатов. Мы попросили мастера спорта СССР Александра Сафонова, зан явшегов серии кубковых гонок общее первое место, р ассказатьо выступлении наших спортсменов. Последний этап розыгрыша Кубка проходил в городке Каллау (ГДР). Там была проложена трассас длиной круга 650 метров, с четко выраженными поворотами, х орошимпокрытием . Только маловата ширина дорожки (6 метров). В гонке на личное первенство сюрприз преподнес Э. Петч (ГДР), малоизвестный для нас гонщик, к оторый стал победителем этапа. Вторым был его земляк опытный Б. Кэмерер, а третьим — п оляк 3. Бал, хорошо подготовившийся к сор евнованиям . Н аширебята В. Л ыткини О. Шаев завоевали последующие два места. В командной гонке отличного результата добились картингисты Польши. Они победили с 15 очками. Команды ГДР и Советского Союза заняли второе итретье места, н абрав соответственно 19 и 20 очков. Спортсмены ГДР стартовалив этой гонке лишь втроем. В нашейжечетверке сначала отказал двигатель у меня, а затем у Н. Гончарова. Это и предопределило исход борьбы. Каково же окончательное распределение мест врозыгрыше Кубка? В зачет шли трилучших результата, показанные вчетырехэтапах . В личном зачете первое место досталось мне, на второе вышел Б. Кэмерер, далее — В. Лыткин и О. Шаев. Два других члена советской сборной — Н. Гончаров и В. Киселев — з аняли восьмое и десятое места. В командном же зачете победили картингисты ГДР, последующие места — за командами СССР, Польши, Венгрии. Как можно оценить итоги соревнований на Кубок? Налицо рост мастерства членов нашей сборной. Они стартовали во многих гонках, обогатились опытом. Например, если год назадя чувствовал, что имею перед своими товарищами некоторый перевес, то теперь его нет вовсе. Особенно заметно вырослиЛыткини Шаев. Повлияла на результатынаших выступлений иосновательная подготовка техники . Весной в Курске набазе мас терских Дворца пионеров впервые был проведен 20-дневный технический сбор. Мы занимались здесь дальнейшей форсировкой и отладкой двигателей, реконструкцией экипажнойчасти . Там же провели прикидкуи регулировку машин на дороге, о трабатывалиэлементы гонки (повороты, старт и др.). Совместная подготовка техники, взаимное обогащение опытом привели к тому, что теперьу всех членов сборной равноценные двигатели. Б ольшим подспорьем для насявились новые специа льныешины . Эти шиныи хорошая эластичность рамкартов давали нам в международных гонках преимущество при прохождении поворотов. Но на прямых участкахмы еще уступаем гонщикам ГДР, и меющим более мощные двигатели. Поэтому, мне кажется , основной задачей при подготовке к международным стартам 1968 года должно стать увеличение мощности. Хорошо если картингистам оказалбыпомощьв этом отношении ВНИИМотрпром. Думается, что пол езно для подготовки к новым стартам обеспечить каждого члена сборной двумя равноценнымимашинами или хотя бы двигателями.«ЯВА» ИЗ ТЫНЕЦАНа снимке : мотоциклы «проплывают» последние метры конвейера. Фото Ю. КривоносоваНебольшой чехословацкий городок Тынец известен тем, что здесь находится один из заводов, д елающих популярные во всем мире «Явы». В цехе сборки медленной рекой «текут» на конвейере рожд ающиеся здесь машины , и умелые руки работниц быстро и ловко устанавливают детали.ПОЛНОПРИВОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬАвтомобиль «Дженсен ФФ». Как правило, привод на все колеса служ ит для улучшения проходимости. Но вот конструкторыпризвали полноприводную схему, чтобы решить другую проблему — п овышения безопасности, одну из актуальнейших , трудных и дорогостоящих при такихвысоких скоростях, на которые автомобили способны сегодня. Английская фирма «Фергюсон» долгое время совершенствовала четырехколесный привод, вводя различные устройства для повышения безопасности. Б ыли построены ииспытаны несколько вариантов полноприводного автомобиля. А в прошлом году фирма «Дженсен» высту-. пила с моделью «ФФ», п рименив трансмиссию «Фергюсон». Использовав преимущества самой схем ы (которая дала автомобилю устойчивость на поворотах, большую, чем даже передний привод), к онструкторы дополнили ее рядомновыхрешений , повышающих безопасность. Кузов автомобиля приваренк трубчатой раме, ч ем создается большая жесткость конструкции, х отя это и повлекло утяжелениемашины . Однако увеличение веса не является проблемой для 6-литрового восьмицилиндрового V-образного двигателя «Крайслер». Своими хорошимидорожными качествами автомобиль обязан трансмиссии. П ланетарный межосевой дифференциал позволяет регулировать скорости между выходными валаминапереднююи заднюю ведущие оси, а также делить крут ящий момент непоровну: 37 процентов на передние колеса и 63 — н а задние. Схема трансмиссии «Фергюсон»: 1 — ведущий вал; 2 — сателлит; 3 — водило дифференциала ; 4 — э пициклическая шестерня; 5 — солнечная шестерня; 6 — трехрядная цепь; 7 —- блокировочные многодисковые муфты ; 8 — ш ариковыемеханизмывключения муфт. П рименениетрехрядной цепи, способной передаватьбольшойкрутящий момент, позволило значительно опустить пол иснизить центр тяжести автомобиля. А это опять-таки увеличило безопасность движения . Кроме того, ц епная пер едача работает бесшумно. Особенностью трансмиссии «Фергюсон» я вляется устройство для автоматич еской блокировки межосевого дифференциала. Если передниеколеса начинают пробуксовывать (гололед, м окрая дорога) или же задние колеса при тормож енииначинают идти «юзом», включается автоматически та муфта сцепления, у которой число оборотов больше. При этом она блокирует межосевой дифференциал. и пробуксовка или «юз» одной парыколес не передаютсядифференци алом на другую пару . Б лагодаря этому повышается безопасность торможения на скользкой дороге иустраняетсязанос автомобиля. Дисковые тормоза имеют раздельный привод на передниеизадние колеса, что гарант ирует надежность их работы. Автомобиль разгоняется до 160 км/час за 19 секунд, а до 190 км/час — за 23 секунды. При движениис небольшой скоростью рулевое управлениекажется несколько тяжелым , но это ощущение пропадает, к ак только она увеличится. Для повышения безопасности на высоких скоростях большое значение имеют шины срадиальнымрасположением корда.Чемпионат картингистовВ Монако на чемпионате мира по картингу победил швейцарец П. Эскардо, в торым был Ф. Гольдштейн (Бельгия), третьим — Д. Перинготти (Италия).