от службы тыла, от автомобильного транспорта требовалась особо напряженная работа. О громный поток грузовднеми ночью непрерывно шелишел по заволж ской степи — из района Камышиначерез Быково — С реднюю Ахтубу до Крас ной СлободыиЛенинска . О тсюда трассы устремлялись на восток к Эльтону, ж е л езнодорожной станции Шунгайидалее на Урду . На юг была проложена пятис откилометровая магистраль до Астрахани и от Астрахани на такоеже расстояние до Гурьева. Э тимикилометрами измерялись рейсы автомобилей. Ш ли они часто под бомбежкамииартобстрелом противника. Работали водители почти без отдыха, уставать не полагалось. Высокач дисцип лина и сознательность шоферов сказывались во всем. Песчаные дороги надо было укреплять землей . Брали еев поймах Волги. Н и одна машина не уходила в рейс порожней , все повертывали в карьеры. М ногие тысячи кубометровземли вывезли таким способом. Э кстренно эвакуировались раненые. Ш оферов за это благородноеделопоощ ряли особо : к аждый , кто вывез впопутном направлении двести раненых, н аграж дался медалью «За боевые заслуги». О днаждыпоздней осенью водитель Николай Дубов вместе стоварищами брал раненых прямос причалившего кмосткам катера. И только разместил людейв кузове, к ак противник начал артиллерийский обстрел. Река закипела. Ш офер включил третью скорость и вывел машину из-под огня. Д о госпиталя ехал около часу. Н есколькоразмашина подвергалась обстрелу ибомбежке . И когда на тер ритории госпиталя она остановилась и санитары перенесли раненых в палатки, то они обнаружили , что шофер , весь в крови, обняв руль, сидит недвижим : он был смертельно ранен . Н апрягая последние силы, г ерой выполнил свой долг доконца . Д ля 62-й армии , к оторойкомандовалгенерал Чуйков, б азойснабжения был западный берег Волги — каменистая полоска, протянувшаяся вдоль города на три километра . К рутизнаберегазащищалаее от немецкой артиллерии. Здесь раскинулся целый «земляной городок » . В зеМле ютились санбаты, кухни, склады, у бежища , штабы. К аждая буханка хлеба, граната, к аждый , п атрон , снаряд попадали сюда через Волгу. Д неми ночью креке двигались по грунтовкам тысячи автом обилейсвойсками , б оеприпасами , продовольствием, м едикаментами . Д о этого за все время Великой Отечественной войны не было таких массовых и интенсивных автомобильных перевозок . С 9 августа по 25 октября лишь по дорогам Сталинг радского фронта прошлов ту идругую сторону 700 тысяч машин . В среднем за сутки — 9300. На участке Красная Слобода — Л енинск за минуту проходило по 10 автомобилей. Здесь организовали четырех- и шестиполосное движение . Лишь автотранспортом Резерва Ставки Главного командования за сентябрь и октябрь 1942 года врайон Сталинграда на расстояние 200 — 2 50 километров было переве з еноболее десяти стрелковых дивизий. За первые 20 днейноября для войск, д ей ствовавших всеверной части Сталинграда, автомобильным транспортом было до ставлено более 15 тысяч тонн грузов. И как доставлено! Н очью , скрытно, чтобы враг не заметилподготовку наших войск кгенеральному наступлению. В начале декабряперевозки шли по кольцу наступления наших войск. Р ешаю щ еезначение на этом этапе приобрелимаршруты от станции Иловлинская на Калач ив сторону еще оккупированного Гумрака . Автомобильные трассы проложены были вдоль железнойдороги , на которой базировалось одновременнодо шести армий. Чтобы судить об интенсивности перевозокв те дни, н азовем несколько цифр. З амесяц лишь для одной из этих шести армий фронта было отправлено до 50 тысяч автомобилей, 4 тысячи тракторов и 10 тысяч конных подвод. В серединедекабря , в разгар боев, ударил мороз . З емля стала твердой, гулкой, воздух прозрачным . Полной грудью вздохнули водители: степь повсюду открыла дорогу . Вздохнули, но не надолго. Начались снегопады, заносы. М ашины вязнут в снегу. А втотранспорт задыхается, не справляется полностью сперевоз к ами . На помощьему по призыву местных партийных и советских организаций вышли колхозникис подводами. Всего более5 тысяч. Бесстрашные русские жен щины-крестьянки на лошадях подвозили боеприпасы наравне с водителями непо средственно когневымпозициям . К огда наши армии начали дробить оборонительное кольцо окруженных гитлеровцев, автомобильные перевозки возросли в несколько раз. Потребность вбое припасах стала неимоверной . 10 января войска Донского фронта повели генераль ную атаку. В этот день наша артиллерия выпустила по врагу 5400 тонн снарядов имин . Э то почти шесть железнодорожных эшелонов. Шесть эшелонов только боеприпасов, и все они доставлены были к огневым точкам автомобилистами! А сколько подвезеноеще других грузов. С емьднейи ночей не умолкал грохот орудий , р азрушавших последний обо ронительный пояс армии Паулюса. На отдельных участках наши войска продвинулись за это время на 20 — 2 5 километров, вышли на рубеж Горная Поляна — Стар одубовка — Воропоново и приблизились к Гумраку. В соответствии срасположе н ием наших наступающих войск проложены были кольцами и автомобильные дороги . Вслед за большимисредним кольцами построили ещеималое кольцо. Двести днейи ночей шло беспримерноесражение на берегах Волги. Двести днейи ночей наши замечательные автомобилисты ни на минуту не прерывали питание боя , п омогаяобщейпобеде . Вечную славу и благодарность Родины снискали они своим героическимтрудом .СТРАНИЦА БИОГРАФИИСлучилось это 17 ноября 1941 года под Тулой. В районе шахтерского поселка Болохово 32-я танковая бригада заняла оборонительный рубеж . Разведка донесла: сюда направлен главный танко вый удар врага. Бригада вступила в бой. С юга подступы н поселку закрывали тринаших Т-34 и один КВ. Из тяжелой командирской машиныкапитана Запорожца бил по врагу башенный стрелок Петр Рокин. Двое суток не умолкала стрельба. Маневрируя, э кипаж советского танка умело уходил от огня противника, уничтож ил восемь вражескихмашин . Ф ашисты наседали. Снаряд угодил вбашню . Новый удар — сорвало гусеницу. Т анк беспомощно закружился на месте. И тогда еще один снаряд достал его... Рокин очнулся. Дым ест глаза, ничего не видно. Что с командиром? Петр расстегнул кожануюкуртку , прильнул ухом к груди капитана . Нет, сердце не бьется. И радист тоже погиб. KB горит, пламя все ближе... Из штаба бригады, видимо, счНтая, что никому из членов экипажа не удалось спастись, послали родным сержанта Рокина извещение: «...погиб смертью героя в поселке Болохово Тульской области». А воин назло всем смертям остался жив ! Раненного танкиста ночью подобрали пехотинцы, отправили в госпиталь. Нога зажила , и Петр Рокин снова занял свое место у орудия. За отвагу в боях на Курскойдуге его наградили орденом Славы. Отважный воин дошел до Берлина. Труден был путь — ж аркие бои, снова госпиталь, и опять бои. У жев Берлине после победного салюта встретился старшинаРокин со своим сослуживцем по 32-й бригаде сержан том Софроновым. Тот немало удивился, ногда увидел старого друга целым и невредимым: — А мы думали, что ты погиб тогда, в бою под Тулой! Ведь тебе за Болохово даже орден есть,—сообщил Софронов.— Весь экипаж наградили посмертно.Петр Селиверстович Рокин учит молодежь автомобильному делу. Фото автораВскоре старшинаРокин демобилизовался. На родине, в городе Яранске , исполнилась его мечта: он сел за руль автомобиля. Знания, организаторские способности бывалого солдата заметили. Коммунист Рокин стал главным инжене ром районного автохозяйства, а с 1959 года руководит учебно-курсовой базой по подготовив шоферов. Она признана одной из лучшихв Кировской области. Петр Селиверстович Рокин активно участвует в работе районной организации ДОСААФ, помогает в подготовке молодежи к службе вармии . А какже орден? Районный военный комиссар послал запрос в наградной отдел Министерства обороны СССР. Оттуда пришло подтверждение. На собрании курсантов базы Петру Селиверстовичу Рокину вручили орден Красного Знамени. М. К УТЮКОВг. Яранск Кировскойобласти