10
11
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТЕХОСМОТРАКак быстро летит время. Вроде бы совсем недавно на клубной встрече мы говорили о техосмотре 1967 года. И вот уже снова те же волнения, те же заботы — скоро очередная «экзаменационная сессия» автолюбителей. Для автомобилистов все начинается не с дороги, а с техосмотра. С первой капелью, с первыми распускающимися почками приходят в наш дом думы о предстоящей технической проверке машин. Перед началом сезона ты должен, говоря официальным языком, предъявить автомобиль на осмотр в Госавтоинспекцию. И это не формальный акт, не дань традиции. Это экзамен. Экзамен на твою техническую зрелость я, если хочешь, на сознательность. Ведь от того, насколько серьезно ты отнесешься к техосмотру, зависит многое. Так называемые «неожиданно возникшие» (а чаще всего своёвременно, перед техосмотром, не выявленные я не устраненные) неисправности не только отравят настроение в поездке, лишат возможности насладиться путешествием. Гораздо хуже — эти неисправности могут стать причиной несчастий, аварий, гибели людей. Вот почему в техосмотре прежде всего заинтересован ты сам, автолюбитель. Вот почему твоя святая обязанность сделать все возможное, чтобы хорошо проверить и излечить от недугов свою машину, прежде чем сесть аа руль после зимнего перерыва нли длительной, в течение года, эксплуатации. Наше пятидесятое (юбилейное!) заседание «Клуба» мы посвящаем проблемам, связанным с техосмотром. Проблемам большим и малым. Может быть, не одинаково важным, во в равной мере волнующим автолюбителей. Естественно, перед техосмотром автолюбителю есть о чем спросить будущих экзаменаторов — работников Госавтоинопекции. И всем не терпится сразу же начать задавать вопросы. Чтобы внести определенный порядок в ход заседания «Клуба», мы решили начать его с диалога между автолюбителем я автоинспектором. В роли автолюбителя — все вы, товарищи читатели, приславшие свои вопросы по техосмотру. От имени ГАИ выступает наш старый знакомый подполковник милиции Владимир Тимофеевич НОВОСЕЛОВ — сотрудник Управления Госавтоинспекции Министерства охраны общественного порядка СССР. Итак... ли уплачивать налог с транспортного средства в том случае, когда не пользуешься автомобилем и он находится на консервации? И как поступить, если уезжаешь в длительную командировку и не можешь лично представить автомобиль на техосмотр? А втоинспектор . Согласно разъяснению Министерства финансов СССР, каждый владелец автомобиля и мотоцикла обязан уплачивать ежегодный налог независимо от того, пользуется ли он своим личным транспортом или нет. Теперь о командировке. Если она не очень длительна — два-три месяца, то надо официально сообщить об этом в Госавтоинспекцию. Почему лучше сделать так, а не давать доверенность другому лицу? Потому что владелец должен лично представить удостоверение на право вождения автомобиля. Не исключено, что именно в нынешнем году он обязан пройти медицинское переосвидетельствование. Этого также не может выполнить доверенное лицо. Другой случай — длительная командировка, на несколько лет. Тогда доверенность на техосмотр допустима. Важно помнить одно: автомобиль, не прошедший осмотра в ГАИ, эксплуатировать нельзя. Автолюбитель. Был слух, что одновременно с техническим осмотром будет объявлена всеобщая переэкзаменовка по правилам движения. Соответствует ли это действительности? Автоинспектор. Нет. Но надо иметь в виду, что соответствующими постановлениями органам ГАИ предоставлено право проверять знание правил движения или умение управлять автомобилем в случае, если возникает какое-либо сомнение в подготовке водителя. В то же время местные органы Советской власти, скажем, горисполком, анализируя состояние аварийности, принимают решения, обязывающие Госавтоинспекцию с привлечением широкого круга общественности проверить знание водителями правил движения, как это имело место, например, в Ленинграде два года подряд ив некоторых других городах. Однако такое мероприятие, по нашему мнению, должно носить консультационный характер. И обстановка при этом должна быть неэкзаменационная. Это скорее товарищеское собеседование, когда водителю рассказывают об аварийности в городе, помогают разобраться в сложных случаях.АВТОЛЮБИТЕЛЬ СПРАШИВАЕТАВТОИНСПЕКТОР ОТВЕЧАЕТА втолюбитель . Не вносятся ли изменения в сроки технического осмотра? Автоинспектор. В прошлом году в третьем номере журнала мы подробно отвечали на такой же вопрос. Изменений никаких не предвидится — осмотр в основном будет проходить во второй половине апреля ив мае. Больше того, Управление Госавтоинспекции дало указание органам ГАИ на местах так спланировать технический осмотр индивидуального транспорта, чтобы учитывались климатические условия и желательные для автолюбителей сроки подготовки к осмотру. Это значит, что, скажем, какая-то группа автомобилистов, например из коллективного гаража, может обратиться в отделение ГАИ с просьбой провести техосмотр их машин в определенный день. Разумеется, пожелания такого рода должны быть высказаны заблаговременно, чтобы Госавтоинспекция могла предусмотреть их в своих планах.2»Автолюбитель. Будет ли техосмотр этого года чем-то отличаться от прошлых? На что прежде всего будет обращено внимание при проверке технического состояния автомобилей? А втоинспектор . Требования сами по себе останутся прежними. Но, учитывая, что аварийность из-за технических неисправностей в 1967 году увеличилась, органы Государственной автоинспекции к оценке технического состояния автомобилей и мотоциклов будут подходить более строго. Как и прежде, основное внимание мы обратим на тормозную систему, рулевое управление, трансмиссию, систему освещения, то есть на те механизмы, неисправность которых чаще всего является причиной аварий. Но, повторяю, как при осмотре отдельных агрегатов, так и при осмотре автомобиля в целом Госавтоинспекция будет строго требовать устранения малейших неисправностей. Автолюбитель. Два вопроса правового, что ли, характера. Нужно10 Автолюбитель. Вы упомянули « медицинское освидетельствование ». Связано ли оно с техническим осмотром? А втоинспектор . Да, и самым непосредственным образом. Как известно, водители всех категорий раз в пять лет обязаны пройти медицинское освидетельствование и представить об этом документ в Госавтоинспекцию. В нынешнем году это коснется довольно большой группы водителей. Чтобы не создавать трудностей медицинским учреждениям и сэкономить собственное время, советую заблаговременно получить медицинское заключение. Оно действительно в течение года. А втолюбитель . Вы знаете, наиболее больной, если так можно сказать, вопрос для нас связан с технической подготовкой автомобиля-. В частности, хотелось бы узнать, какие требования будут предъявляться к внешнему виду машин, учитывая, что не всегда можно отхромировать ряд деталей, подобрать окраску, которая точно соответствовала бы заводской. Что Вы можете нам порекомендовать? А втоинспектор . Мы очень хорошо- понимаем трудности владельцев индивидуального транспорта, вызванные часто безгаражным хранением, недостатком сети станций обслуживания. И тем не менее Госавтоинспекция не может сделать отступлений от существующих узаконенных технических требований. К внешнему виду автомобиля автоинспекция будет предъявлять, я бы сказал, даже несколько повышенные требования. Готовясь к 50-летию Советской власти, наши города принарядились, приведены в порядок многие автомобильные дороги. Большое внимание обращено на то, чтобы государственный транспорт имел хороший внешний вид. И, конечно, нельзя допустить, чтобы индивидуальный транспорт в этом смысле выглядел хуже. Ведь автомобили — это неотъемлемая часть городского пейзажа, украшение улиц. На кузове не должно быть разрывов, вмятин, больших нарушений окраски, царапин, которые искажали бы его внешний вид. Другое дело, что качество окраски может быть иным. У владельцев не всегда есть условия для того, чтобы довести ее до «заводской кондиции». Хотя и здесь возможности расширяются. Сеть станций технического обслуживания, имеющих современные средства для окраски, ежегодно растет. И я думаю, что в этом году они окажут вам б°льшую помощь, чем в прошлом. Если, конечно, не все ринутся туда одновременно. На станциях технического обслуживания есть такая беда — сезонность: в зимнее время они простаивают, а в канун технического осмотра отбиваются от заказов, будучи не в состоянии удовлетворить всех желающих. А втолюбитель . Можно ли оборудовать свой автомобиль нестандартными приборами? Ну, например, более сильными звуковыми сигналами, противотуманными фарами. Или повесить занавески на стеклах. Как к этому отнесется ГАИ? А втоинспектор . Противотуманные фары, как это подтверждено прак2*тикой, приносят водителям большую пользу при движении в густом тумане, и, разумеется, никаких препятствий к их установке мы.чинить не будем. Понятно, при этом необходимо соблюсти определенные требования, о которых уже писал журнал. Если автолюбитель располагает сигналом, который, по его мнению, более надежен и несколько сильнее, но заметно не отличается по звуку от заводского, то он может его использовать. Категорически запрещается ставить сигналы типа «сирена», предназначенные для автомобилей специального назначения. Теперь о занавесках, которые, увы, часто видишь на стеклах автомобилей. Я уж не говорю об эстетической стороне дела. Занавески на заднем и боковых стеклах приносят большой вред — ухудшают обзорность. Госавтоинспекция считает, что можно обходиться без них. То же относится ик различного рода украшательству. Бывает (особенно этим грешат автолюбители в Закавказье), на «Москвич401» ставят оленя с «Волги» или эмблемы с каких-то зарубежных автомобилей. Согласитесь, это выглядит карикатурно, и мы будет настаивать, чтобы такие «украшения» были сняты. А втолюбитель . Правилами разрешается установка одного агрегата от другой модели. Но как быть, если двигатель «Москвича-408» ставят на «Москвич-407» первых выпусков? Без коробки его нельзя заменить. А это уже не один агрегат, а два. Как относится к этому Госавтоинспекция? А втоинспектор . Двигатель и коробка — это два агрегата, но в данном конкретном случае раздельно их ставить нельзя и ГАИ рассматривает такое сочетание как один агрегат. Подчеркиваю — только в том случае, когда это касается двигателя и коробки. В остальных — не разрешается. Автолюбитель. За последнее время значительно улучшилось качество наварки протекторов на изношенных покрышках. Будет ли в связи с этим разрешено устанавливать реставрированные шины на передние колеса? А втоинспектор . Вы правы. У нас много сведений с мест о том, что шиноремонтные заводы выпускают хорошую продукцию. Это помогло в значительной мере преодолеть трудности и обеспечить покрышками автолюбителей. Тем не менее мы пока что не вправе изменить существующую регламентацию. Почин должен сделать Научно-исследовательский институт шинной промышленности. Он разрабатывает правила эксплуатации автомобильных шин, вносит в них соответствующие изменения. Госавтоинспекция при наличии инженерных обоснований возражать против установки реставрированных шин на передние колеса не будет. А пока, до поры до времени, в силе остается прежнее правило. А втолюбитель . В печати много пишут о загрязненности городов выпускными газами. Будут ли при проверке индивидуального транспорта в больших промышленных центрах обращать внимание на повышенное содержание СО или нет? А втоинспектор . Да, в Москве, Ленинграде, Сочи и ряде других городов воздух действительно загрязнен отработавшими газами. Это подтвердили соответствующие исследования. Поэтому по решению местных советских органов в некоторых городах (но не повсеместно) ГАИ при техническом осмотре и при контроле за техническим состоянием транспорта в процессе его эксплуатации будет проверять содержание выпускных газов. Для этого автоинспекторов снабдят газоанализаторами — приборами, которые позволяют быстро определить процентное содержание вредных газов. Значит, автолюбителям из больших городов надо заранее обратиться на станции техобслуживания, где должны не только определить содержание отработавших газов, но И помочь отрегулировать карбюратор, зажигание, словом, оказать помощь. А втолюбитель . В самом начале Вы сказали, что повышенное внимание будет обращено на приборы освещения. Очевидно, это относится к регулировкефар?А втоинспектор . Вопрос заслуживает пристального внимания. Большая часть дорожно-транспортных происшествий случается в темное время суток. И первая причина их — ослепление водителей светом фар встречного транспорта. Неисправность системы освещения, неправильная ее регулировка — вот что порождает ночные аварии. И Госавтоинспекция будет строго контролировать правильность регулировки фар. Специальный прибор, которым располагают работники ГАИ, позволяет вести проверку в дневное время. Советую владельцам автомобилей перед техосмотром обязательно отрегулировать фары. Как это сделать — рассказано во многих пособиях. Автолюбитель. Очевидно, в ближайшем будущем Госавтоинспекция получит соответствующие средства для технического контроля за транспортом? А втоинспектор . ГАИ все больше оснащается техникой. Мы располагаем приборами для проверки тормозов, рулевого управления, фар и многими другими. К сожалению, они не всегда еще портативны, а значит, и не особенно удобны. Тем не менее Госавтоинспекция достаточно вооружена для того, чтобы в самые ближайшие годы на основных автомагистралях, при въездах в крупные города установить оснащенные пункты технического контроля. Здесь можно будет не только оперативно и квалифицированно осматривать машины, но и • устранять ряд неисправностей. В этом смысле интересен опыт Госавтоинспекции Украины. На важнейших дорогах она оборудовала простейшие пункты контроля и обслуживания транспорта. Водитель может здесь сам проверить состояние своего автомобиля. Надеюсь, со временем такие пункты появятся везде. Окончание заседания «Клуба Автолюбитель» см. на стр. 14—16.11