12
13
TJ№¥\ Г/ГМЖ \f'ю/тегвуюппиоНЕ РЫИ ПОДМОСКОВЬЯВ этом году советский мотоциклетный спорт отмечает свой юбилей. Полвека назад состоялись первые гонки в молодой республике Советов. Это было тяжелое время. В клубах — ни одного мотоцикла, и немногочисленным спортсменам приходилось рассчитывать только на собственную технику. Но что это были за машины! Большую часть чудом удавалось поддерживать на ходу. Мастерские и гаражи заменял в ту пору сарайчик за домом, порой сложной проблемой было достать бензин, о запасных частях нечего и говорить. больших трудов стоило подыскать место для соревнований — дороги были покрыты колеями и выбоинами, ипподромы и треки находились в запущенном состоянии. Но, невзирая на эти трудности, вызванные войной и разрухой, энтузиастыспортсмены отдавали все свободное время организации соревнований, созданию первых клубов, ремонту мотоциклов. Для большинства этих энтузиастов мотоспорт практически стал доступен лишь с приходом Октября. Используя открывшиеся возможности, они энергично взялись за дело. Уже в августе 1920 года удалось провести первый чемпионат республики. Через год в Петрограде открылся «Красный мотоциклетный клуб», а в Москве на съезде работников мотоспорта, созванном Всевобучем, намечены перспективы развития этого вида спорта в стране Советов. Расширялась сеть автомотоклубов: Москва, Харьков, Тифлис, Минск. В начале тридцатых годов на соревнованиях уже стартуют отечественные мотоциклы. В Ленинграде, Таганроге, Ижевске и Подольске освоено их производство. Неуклонно росли спортивные результаты — в сентябре 1936 года Н. Закревский установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости на мотоцикле — 172,166 им/час. Но главной отличительной особенностью советского мотоспорта с самого начала его существования была массовость. В чемпионате СССР 1938 года приняло участие 188 сильнейших спортсменов страны. А за ними стояли уже десятки тысяч. В послевоенный период наш мотоспорт продолжал расти, и не только количественно. Значительно поднялось мастерство гонщиков, расширились международные связи советских спортсменов. В 1964 году Г. Кадыров впервые завоевал для своей Родины лавры чемпиона Европы в мотогонках на льду. На следующий год его успех повторил Б. Самородов, а В. Арбеков стал первым советским чемпионом мира по мотокроссу и по мотоспорту вообще. Наши мотогонщики приобрели после этого репутацию одних из сильнейших в мире. И подтверждая это, Г. Кадыров и Б. Самородов выиграли в 1966 и 1967 годах звание чемпиона мира по мотогонкам на льду. Сегодня, гордясь достижениями, мы не забываем тех, кто были первыми. Именно им, пионерам, выпала честь прокладывать путь, по которому наш мотоспорт пришел и сегодняшним успехам. В канун юбилея хочется подчеркнуть большую роль, которую сыграли в развитии советского спорта известные в свое время мотоциклисты А. Берман,' П. Воротилиин, А. Дмитриев, А. Иваненко, Я. Марков, А. Махурин, Г. Обухов, П. Савостьянов, А. Силкин, А. Чигорин, Н. Шумилнин и многие другие. С тремя из них мы познакомим здесь наших читателей.ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОСКВЫИдеи Ленина торжествуют! — так названы двухгодичные заочные соревнования автомототуристов, посвященные столетию со дня рождения великого вождя революции. Цель их — дать возможность тысячам советских людей еще раз своими глазами увидеть, как воплощаются в жизнь предначертания великого Ленина. В январском номере журнала было опубликовано Положение о соревнованиях. А теперь мы будем печатать из номера в номер схемы наиболее интересных маршрутов, планы городов. По ним автомототуристы смогут наметить трассу путешествия, заранее выбрать места, связанные с именем В. И. Ленина, которые они хотели бы посетить. Наконец, на этих картах и схемах, они найдут сведения, необходимые им в пути. Мы знаем, что очень многие маршруты пройдут через столицу нашей Родины. Здесь жил и работал Ленин, закладывая основы нашего социалистического государства. Десятки музеев, памятников, мемориальных досок — свидетельства его неутомимой деятельности. Здесь находится Мавзолей В. И. Ленина. Поэтому серию карт и схем в помощь автомототуристам мы открываем картой Москвы и Московской области (она помещена на четвертой странице обложки), где указаны важнейшие' памятные места, связанные с именем В. И. Ленина. Гость столицы неизменно направляется в Кремль. Сюда в марте 1918 года переехало из Петрограда. Советское правительство. «Вот он и Кремль, — сказал Ленин, когда его машина прошла через Троицкие ворота, и добавил: — Здесь должна совершенно укрепиться рабоче-крестьянская власть». На территории Кремля находятся рабочий кабинет и квартира Владимира Ильича, превращенные ныне в музей, и памятник вождю. Много интересного узнают гости Москвы, побывав в двадцати двух залах Центрального музея В. И. Ленина. Внимание туристов, несомненно, привлечет и установленный на втором этаже 50-сильный автомобиль марки «Ролльс-Ройс», на котором ездил Ильич. Обо многом расскажут экспонаты музеев Революции и Вооруженных Сил. Идеи Ленина торжествуют! — наглядной иллюстрацией к этим словам являются современный завод имени Владимира Ильича и великолепный спортивный комплекс стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках. Все, чем мы теперь богаты,— новые заводы, парки, дворцы культуры, школы, жилые кварталы — конкретное претворение в жизнь идей вождя революции. Когда в июне 1918 годе Ленин выступал перед рабочими АМО, это был не завод, а полукустарная мастерская. В апреле 1921 года Владимир Ильич направил рабочим завода телеграмму, в которой поздравлял их с выпуском первых автомобильных двигателей. Следуя заветам Ленина, Коммунистическая партия взяла курс на индустриализацию страны. Мастерские АМО за годы Советской власти выросли в автомобильный гигант, чьи машины с маркой ЗИЛ хорошо известны во всем мире. Путешествуя по Подмосковью, автомототуристы обязательно посетят Дом-музей В. И. Ленина в Горках-Ленинских, побывают в деревне Кашино (101-й километр Волоколамского шоссе), где установлен памятник в честь открытия здесь В. И. Лениным первой сельской электростанции в ноябре 1920 года. На Глуховском хлопчатобумажном комбинате в г. Ногинске — один из первых памятников Владимиру Ильичу, установленный в январе 1924 года. Проехать туда можно по Горьковскому шоссе. Мы упомянули лишь о важнейших памятных местах, связанных с именем В. И. Ленина. Но это не означает, что на других улицах и площадях столицы, в ее окрестностях нет таких мест. Здесь каждый новый дом, новая дорога, гостиница, завод или стадион — это тоже памятник Ильичу.+Для тех, кто приехал в Москву впервые, сообщаем адреса стоянок кратковременного хранения автомобилей: площадь Революции, площадь Пушкина, площадь Маяковского, Кропоткинская набережная, улица Серафимовича, Хохловская площадь, площадь у гостиницы «Украина», площадь у главного входа Выставки достижений народного хозяйства СССР, площадь у стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках. АЛЕКСАНДР МАХУРИНЭти исторические гонки состоялись 14 июля 1918 года. О них скупо информирует мотоциклетный справочник: «Первое соревнование мотоциклистов в Советской России по маршруту Москва — Клин — Москва (157,9 км) было организовано Московским кружком конькобежцев и велосипедистов-любителей совместно со штабом Московского военного округа». Двадцать два человека промчались по пыльной и ухабистой дороге. Среди участников, выступавших в классе 500 см3, первым в Москве финишировал Александр Махурин на машине «Рудж».Дистанцию соревнований он прошел со средней скоростью 58,8 км/час. Первая победа в первых мотогонках при Советской власти! Рабочий Московского завода по ремонту мотоциклов, этот скромный человек, которому уже тогда было за сорок, сыграл заметную роль в период становления советского мотоспорта. Он не раз побеждал в ипподромных гонках, в 1922 году на 1000-кубовом «Индиане» выиграл соревнование Москва — Вышний Волочек — Москва, первенствовал во многих состязаниях на шоссе. Но победы на чужеземных машинах мало радовали Махурина. И вот в конце 20-х годов он уже выступал на мотоцикле собственной конструкции с верхнеклапанным 500-кубовым мотором. За рулем именно этой машины' и запечатлел Александра Махурина помещенный здесь снимок.ПАВЕЛ САВОСТЬЯНОВ«За рабочее дело он пошел воевать». Это про Павла Савостьянова и его сверстников, рабочих пареньков, добровольцев Красной Армии... Про них слагали в гражданскую войну и после нее романтические песни и стихи. Молодой слесарь по ремонту автомобилей, он быстро нашел свое место среди защитников республики Советов. В авторемонтной мастерской штаба Юго-Западного фронта началась дружба красноармейца с мотоспортом. И вот первый в жизни старт на харьковском ипподроме в 1919 году, во время короткой передышки после разгрома деникинцев. Савостьянов шел на трофейном «Индиане». Сам заведующий мастерскими инженер Владимир Лунд помог ему подготовить машину к гонке. — Смешно даже вспоминать, — рассказывает Павел Капитонович, — какимгорючим пользовались тогда. Мы, например, в бензин карбид добавили. Ничего, не взорвался. Пришел первым... В тридцатые годы Савостьянов был уже признанным авторитетом в мотоспорте. К нему за помощью, за советом шла молодежь, но чаще всего он сам, без просьб помогал начинающим спортсменам. Когда же Савостьянов выходил на старт, он как истый спортсмен боролся до конца и побеждал многих своих учеников. В 1936 и 1937 годах Павел Капитонович выиграл звание чемпиона страны в гонках по шоссе в классе 750 см8. Даже после войны, несмотря на возраст, старейший советский мотоспортсмен не расстался с гоночным мотоциклом. В 1947 году он трижды стал серебряным призером: в первом чемпионате страны по кольцевым гонкам, в 300-километровой шоссейной гонке и даже в первенстве по мотокроссу. Только в конце 1951 года уважаемый всеми ветеран оставил спортивные трассы. Но и сейчас вы можете встретить его на многих соревнованиях.АЛЕКСАНДР СИЛКИНУ одних это имя прочно связано с чемпионатами СССР, у других — с рекордным мотоциклом АС-500, у третьих — с литературой по мотоспорту? Многократный чемпион и рекордсмен страны, конструктор, тренер, автор книг и брошюр, «единый во множестве лиц», Александр Никитич Силкин — один из лучших представителей старой гвардии нашего мотоциклетного спорта. Да, не раз он был первым на состязаниях, ставил рекорды, побеждал в чемпионатах. Но с не меньшей страстью отдавался спортсмен конструкторской работе. Вдумчивый инженер, умеющий безупречно совершенствовать и довести гоночный мотоцикл, он создал и несколько машин собственной конструкции, на которых установил высшие до-стижения скорости. Силкин закончил авиационный институт, долго руководил лабораторией двигателей большого научно-исследовательского учреждения, извлекая из своей работы много ценного для любимого спорта. Еще до войны он начал тренерскую работу — читал лекции в Институте физической культуры. Немало известных у нас гонщиков училось у Силкина. Тридцать лет отдал Александр Никитич мотоспорту. И сейчас, когда годы уже дают себя знать, молодым блеском загораются его глаза, как только он начинает вспоминать свою комсомольскую юность, дебют на мотогонках в 1923 году, первые рекорды, первые победы... Заслуженный мастер спорта А. Н. Силкин и поныне в гуще спортивных дел. Его можно увидеть на больших соревнованиях в роли главного судьи и председателя технической комиссии, на заседаниях президиума Федерации мотоспорта, на мотозаводах.13