ФРАНЦУЗСКИЕ АВТОМОБИЛИФранцузские автомобили всегда отличались разнообразием конструкций. Новаторство в сочетании с поисками максимальной утилитарности — вот, пожалуй, характерная черта создателей автомобилей в этой стране. Они явились авторами V-образных двигателей — четырех-, шестии восьмицилиндровых, ввели смазку под давлением, применили карбю раторы с пневматической компенсацией состава смеси, однодисковое сцепление, карданную передачу. И ряд других новшеств, ставших неотъемлемой частью современного автомобиля, родились во Франции. Среди них можно назвать амортизаторы и независимую подвеску колес, гидравлические тормоза, гидропневматическую подвеску и многое другое. В настоящее время во Франции легковые автомобили выпускают четыре крупных объединения: «Рено» (отмечающее в этом году семидесятилетие), «Пежо». «Ситроен» и СИМКА. Кроме того, на базе стандартных узлов автомобилей «Рено» в очень небольших количествах (100 — 300 штук в год) строят спортивные автомобили «Альпин» и «Матра». Все легковые автомобили снабжены четырехцилиндровыми двигателями, за исключением двухцилиндровых моделей «Ситроен» 2 CV и AMI 6. Даже у самого комфортабельного и дорогого «Ситроена» — ДБ 21 двигатель имеет четыре цилиндра литражем всего 2175 см 3 . Наименьший рабочий объем двигателя (425 см3) — у наиболее популярного «Ситроена» — 2CV. • На всех двигателях — штанговый привод клапанов. Исключение составляет «Пежо 204», у которого кулачковый вал расположен на головке блока, а привод клапанов осуществляется коромыслами . Для сокращения длины штанг кулачковый вал на многих моделях размещаетсяв блоке несколько выше, чем обычно, а у «Рено 16» — так. что толкатели находятся уже в головке блока. Один карбюратор — однокамерный или двухкамерныйс последовательным открытием дроссельных заслонок — встречается на большинстве моделей. Лишь на высокофорсированных двигателях «Рено», «Матра» и «Альпин» по два двухкамерныхкарбюраторас одновременным открытием дроссельных заслонок. Это — ф орсированные варианты стандартных двигателей «Рено» моделей «8» и «10» с головками блока, имеющими V-образное расположение клапанови более высокую степень сжатия . Кстати, ф орсировкойстандартных двигателей во Франции занимаетсяспециальнаяфирма «Гордини». На автомобилях «Матра 530» ставят V-образный четырехцилиндровый двигатель «Форд-таунус» (ФРГ). Воздушное охлаждение применяется только на наиболее дешевых моделях — «Ситроен» 2 CV и AMI 6. Часть двигателей автомобилей «Пежо 404» снабжена аппаратурой для непосредственного впрыска бензина. В сочетании с увеличением степени сжатияс 8,3 до 8,8 это даетприрост мощности с 74 до 88 л. с. и максимальной скорости со 130 до 160 км/час. Кроме того, автомобили этой модели выпускаютсяис дизельным двигателем мощностью 60 л. с. Расход топлива при этом составляет всего 7,5—8,0 л на 100 км против 10 — 11 лу бензинового двигателя. В ближайшеевремя ожидается появление автомобилей «Ситроен» с роторн ым двигателем «Ванкель» р абочим объемом 1500 см . В создании их принимала участие смешанная франко-немецкая научно-исследовательская организация «помобиль». Однодисковые муфтысцепленияи четырехступенчатые коробки передач можно увидеть на большей части фран цузских моделей. Исключение, правда, есть и здесь: у «Реио R4» только три передачи «вперед», а успортивных «Рено 8 Гордини» и «Альпин» для улучшения динамики — пятиступенчатые коробки. Часть автомобилей «Рено» и СИМКА выпускается также с электромагнитными порошковымимуфтамисцепленияи автоматическими планетарными коробками передач. Одна из модификаций СИМКА 1501 снабженаавтоматической гидропередачей «Борг-Уорнер». Подавляющее большинство француз с ких автомобилей имеет либо привод на передние колеса, либо двигатель, распол оженный сзади. Классическая компоновка применяетсялишьв двух моделях СИМКА и одной «Пежо». У переднеприводных «Рено» и на больших моделях «Ситроен» двигатель расположен внутри колесной базы, а на малых моделях «Ситроен» (2 CV и AMI 6) — перед колесной базой. У «Пежо 204» — поперечно расположенный двигатель. На заднемоторных «Рено» и СИМКА двигатель вынесен назад, за пределы колесной базы, а на спортивных заднемот орных «Альпин» и «Матра» он внутри3ХАРАКТЕРИСТИКИ основных моделей французских автомобилей Тип торм оз ов кяX1ьяФирма Модель аоX Xк«Рено»о сяоо SокоКVг зXвXв «3650 3995 3995 4200 4260 4230 4220 3850 3820 3940 4840 4840 4840 3800 4460 4460 3990 4450S SЯ XXSая" о о3М 1550 1405 1380 1405 1340 1455 1200 ИЗО 1600 1485 1470 1470 1470 1390 1425 1425 1400 1450 SааяЮ 2468 2270 2270 2270 2270 2680 2400 2100 2400 2400 3125 3125 3125 2220 2520 2520 2595 2650SиX*°9 ФОSО (Q Я\о й, о 845 956 1255 1108 1108 1470 1108 1255 425 602 1985 1985 2175 944 1290 1475 ИЗО 1618а £я t- S SSс 27/4700 41/5200 88/6750 43/4600 51/5400 55/5000 85/6500 100/6750 16,4/5000 23/4750 78/5250 84/5250 100/5500 39/5200 54/5200 69/5200 53/5800 74/5600s s? О, о О « ялfjoiоЯHi1 121112222122111322 о0) Я Я Q,S 5K_лXп 443588 «Гордини > 3 535 10 3 2+ 2 10 « К ара велла» п 5 16 2 «Матра» «Джет» 5 Q332 « А льпин » АПО-1300 «Ситроен» 2 CV AMI 6 ID 19в DS 19 DS 21 1000 1301 1501 204 404 ппппп31485 1490 1490 1530 1580 1650 1500 1450 1480 1520 1790 1790 1810 1485 1580 1580 1560 1620вм630 755 855 775 825 980 620 550 530 630 1210 1275 1295 730 990 1010 850 10706 юuSФ3 HgЕЙа * „ t е. 2о<> я оXа •х XЯXОX О.Х8,0 8,5 10,5 8,5 8,5 8,5 10,4 10,5 7,5 7 75 8,1 8,75 8,75 8,2 8,6 9.3 8,8 8,3я О. V я11 2Д 1 1Д1 2Д 2Д 111 1Д 1Д 11 1Д 11К°Н н«2 с со хоSв2vX я) Уч 345444 454444444444IsС£фсо оо оияк В. В 5,5/6,0 6.5/8,0 10,0/17,0 7,0/9,0 6.0/9.0 8.5/11.5 9,0/10,5 10.0/12.0 5,0/6,0 6,3 9,4 9,4 12,0 6,4 8.0/8.5 8,5/9,5 6.8/8,5 10.0/11.0X Я,я иа»а XСXEt<U ЯК го Xхх< $° я 5к110 130 175 133 142 145 195 210 95 114 160 165 175 130 133 146 138 130So,,б. д. д. д. д. д. д. д. б. б. д. д. д. б. д. д. д. б.б. д. д. д. дб. д. дб. б. б. б. б. б. б. б. б. б.СИМКА «Пежо»к кпк4 455555555Компоновка: п — двигатель спереди, передние ведущие колеса; з — заднее расположение двигателя; к — классическая компоновка. Карбюраторы: Д — двухкамерный карбюратор.Тип тормозов: б. — барабанные, д. — дисковые. Схемы механизма газораспределения: 1. Привод клапановтолкателямии штангами, к улачковый валик — в блоке;2. То же, но кулачковыйвалик приподнят до уровняразъема блока головки цилиндров; 3. Кулачковый валик — на головке блока, привод клапанов — ч ерез коромысла.