14
15
ф Габдрахман Кадыров вернулЛ. М. Н ОВИКОВК автомобилю «Запорожец»лавры чемпиона мира. ф Все медали у советских мотоциклистов!ПРИЦЕП - ПАЛАТКАМой «Запорожец» легко буксирует такой прицеп. На нем можно возить до ста килограммов туристского багажа, а на остановках использовать его для отдыха. На верхней части прицепа как зонт раскрывается палатка. Под ее «шатром» могут отдыхать два-три человека (длина 240, ширина 140 см). Рама изготовлена из стальных уголков. Она опирается на ось через две рессоры автомобиля «Москвич» с резиновыми ограничителями хода сжатия. Ход отбоя ограничивается брезентовыми ремнями. Кузов облицован фанерой. В нижней части есть разборные отсеки для перевозки объемного груза. Колеса — от мотороллера «Вятка». Для крепления прицепа на автомобиле сделан специальный подрамник.В. Н. М ОКРОБОРОДОВК «Волге», «Москвичу», «Победе»„ЛОДОЧНЫЙ"'&&?:.-- • 'Что может быть лучше отдыха на реке или озере, когда к тому жев твоем распоряжении лодка! На моем прицепе можно перевозить моторную лодку или катер. В ходовой части прицепа использованы балансиры 8 сборе с барабанами, колесами и пружинами от мотоколяски СЛ-1. На снимке видны также специальные упоры с амортизаторами из губчатой резины — на них закрепляется передняя часть лодки. Прицеп пригоден не только для «Волги», но также для «Победы» и «Москвича». При этом, конечно, нужно сделать колею, одинаковую с колеей буксирующего автомобиля, особенно если собираетесь ездить по грунтовым дорогам . Грузоподъемность моего прицепа до 300 кг. Он выполнен из уголкового железа 25X25X3 . Но если ваша лодка иди катер весят больше, тогда надо взять более крупные «уголки».Показ самодельных автоприцепов — это только" начало разговора. Он должен быть продолжен. И мы надеемся, что в обмене мнениями услышим не только совещательный голос автолюбителей, но и решающий — работников министерств; НАМИ, заводов, Госавтоинспекции. Отзывы и предложения просим направлять в редакцию с пометкой «Клуб « Автолюбитель ».ИНИЦИАТИВА ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПРЕПЯТСТВИЯ ф САМОДЕЛЬНЫЕ ПРИЦЕПЫ — В «САЛОНЕ» «КЛУБА» — ИХ ПРЕДСТАВЛЯЮТ АВТОРЫ ф КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АВТОПРИЦЕП! - ВАШЕ МНЕНИЕ, ТОВАРИЩИ АВТОЛЮБИТЕЛИ, И ВАШЕ - РАБОТНИКИ МИНИСТЕРСТВ, ИНСТИТУТОВ, ЗАВОДОВПродолжение заседания «Клуба» — но стр. 16.У входа на уфимский стадион «Строитель», где проходили заключительные туры первенства мира по мотогонкам на льду, висел большой щит с фамилиями чемпионов прошлых лет. А чуть ниже, против цифры 1968, художник поставил выразительный знак вопроса. Кто-то, желая, видимо, опередить события, красным карандашом написал ряд ом «Кадыров» и, как мы знаем, не ошибся. Двадцатисемилетний студент из Уфы, заслуженный мастер спорта Габдрахман Кадыров после годичного перерыва вернул себе звание сильнейшего. При всео бщем ликовании переполненных трибун спортивный комиссар ФИМ швед Таге Магнуссон вручил новому чемпиону мира золотую награду, а его товарищам Владимиру Циброву и Борису Самородову — серебряную и бронзовую. В эти торжественные минуты звуки нашего гимна плыли над стадионом. Так закончился третий чемпионат мира. Что ж , полный комплект медалей — отличный почин для нового сезона, тем более для сезона юбилейного: в 1968 году советскому мотоспорту пятьдесят лет! Но важно еще и другое. Сами по себе медали стали весомее, ибо неизмеримо вырос спортивный и технический уровень чемпионата, его масштабность. Впервые он разгрывался не только на наших ледяных дорожках. Один из полуфиналов переместился на знаменитый искусственный каток Инцеля в ФРГ. После интенсивной подготовки к Белой олимпиаде скороходы многих стран уступили стадион мотогонщикам. Дебют их, как свидетельствовала западная пресса, вылился в невиданно великолепное зрелище. Именинниками стали Г. Кадыров и Ю. Дудорин, занявшие первые два места. И хотя спортивный мир в эти дни жил олимпийскими играми, эхо мо ­ тоциклетных стартов в Инцеле разнеслось по всей Европе. Не исключено, что и последующие ледовые чемпионаты частично или полностью обоснуются на искусственных дорожках, а значит, у этих состязаний появится еще больше приверженцев. Знатоки утверждают, что гонки на льду требуют риска большего, чем другие мотоциклетные соревнования, чем, скажем, горные лыжи, п рыжкис трамплина и даже бобслей. Кое-кто пытается даже обосновать неизбежность аварий в такого рода гонках. Однако на протяжении восьмидесяти финальных заездов чемпионата ни разу не случалось, чтобы кто-то упал или получил травму по вине соперника. На соревнованиях царил дух подлинного спортивного товарищества, благородной ив то же время бескомпромиссной борьбы. Надо к том уже учесть, что никогда еще за всю золотой починисторию чемпионате не было такого числа равных , по силе и подготовке претендентов на золото. Вспомните: в прошлом победитель определялся досрочно, после третьего этапа. А сейчас судьба всех призовых мест решалась не только в заключительный день, не только даже в заключительном заезде, но еще ив дополнительном. До закрытия первенства мира оставались считанные минуты, однако никто не мог назвать будущего чемпиона — такая создалась запутанная ситуация. Пожалуй, больше всего был «повинен» в этом гонщик из г. Луховицы (Московская область) Владимир Цибров, заявивший о себе лишь в прошлом году. Тогда новичок в классе 500 см 3 стал бронзовым призером первенства мира. В нынешнем сезоне Цибров сокрушил всех соперников и стал чемпионом страны (отчет об этом соревновании помещен на стр. 27). А в первой финальной гонке в Салавате неожиданно отказал его мотоцикл, что, вообще говоря, случалось на первенстве мира крайне редко. Во второй день он улучшил свои позиции — набрал в сумме 22 очка, — но не настолько, чтобы его всерьез могли считать конкурентом Кадырова и Самородова. У них было по 29 очков из 30 возможных. И все-таки Цибров не сложил оружия, не спасовал, когда дела пошли плохо. Он мужественно пережил горькие минуты и показал, что такое спортивный характер. В Уфе Цибров выиграл все заезды первого и второго дня, даже тот, заключительный, где жребий бросил в последний «бой» всех четверых претендентов. Выиграл несмотря на то, что «засиделся» на старте, несмотря на яростное сопротивление Кадырова, Самородова, Дудорина, которым три очка были нужны не меньше, чем ему. И все же это не принесло победы. Финишировавший вторым Кадыров сравнялся с ним по набранным очкам (из четырех этапов в зачет шли результаты трех лучших). Когда же в дополнительном, двадцать первом, заезде соперники оказались рядом, пробил час Кадырова. Теперь уже уфимец продемонстрировал завидное умение отдать все силы для достижения успеха. Выиграв старт, он тактически тонко провел гонку, отражая все попытки Циброва захватить лидерство. Так решилась судьба двух медалей. И очень хорошо, что все эти драматические события смогли наблюдать многие десятки тысяч людей в Башкирии и соседних с ней областях. Местное телевидение вело прямой репортаж со ста-' диона. Дело не только в том, что это захватывающее зрелище приносит люПрямо на ледяной дорожке чемпиона мира Габдрахмана Кадырова подхватили на руки его недавние соперники. Фото Р. ГайнуллинаРезультаты1. Г. Кадыров (СССР) — 43 очка: 2. В. Цибров (СССР) — 43; 3. Б. Самородов (СССР) — 41; 4. Ю. Дудорин (СССР) — 37; 5. А. Шваб (ЧССР) — 34; 6. Ю. Фритц (ГДР) - 29.дям радость, приятное волнение. Подлинно спортивный дух соревнований, уважительное отношение друг к другу, упорство в достижении цели — все это воспитывает, формирует характер не только участников, но и зрителей. Происходящее на льду пробуждает повышенный интерес к моторной технике. Ведь как само собой разумеющееся восприняли зрители старты восьми-десятилетних мотогонщиков, которые открывали соревнования в Уфе. Итоги минувшего чемпионата нельзя рассматривать без анализа выступлений зарубежных спортсменов, тем более что и здесь налицо радостные перемены. Представители 8 стран из 11 участвовавших пробились в финал, и многие из них сказали свое слово в борьбе за призовые места. Как всегда, отличился сильнейший чехословацкий гонщик А. Шваб, прекрасно выступил Ю. Фритц из ГДР, блеснул техникой швед Вестлунд, удивил своей смелостью дебютант болгарский спортсмен С. Христов. Правда, они не смогли потеснить наших ледовиков на пьедестале почета, но, как знать, не произойдет ли это скоро? Во всяком случае, наши друзья-соперники прогрессируют очень быстро и берут на вооружение все лучшее из технического и тактического арсенала победителей. Гонки на льду вступают в новую полосу своего развития, и смаковать победы некогда, надо готовиться к новым стартам. Три медали ледового чемпионатабольшой успех наших мотогонщиков. Но для настоящего праздника время пока не настало. Медали ледовиков заблестят куда ярче, если будут подкреплены наградами в мотокроссе, гаревых гонках, многодневных соревнованиях. М. ТИЛЕВИЧ, спец. корр. «За рулем» Уфа — Москвар.КУБОК НАЦИЙНа последних конгрессах Международной мотоциклетной федерации (ФИМ) выдвигалось предложение провести командное первенство по мотогонкам на льду. Такие соревнования послужили .бы дальнейшему развитию этого вида мотоспорта. Первая попытка осуществить на практике эту идею уже сделана. В Москве на ледяной дорожке стадиона «Динамо» состоялась международная товарищесная встреча мотогонщиков четырех стран» разыгравших командный «Кубок Наций». Победила сборная СССР (Г. Кадыров, В. Цибров, В. Моисеев и А. Кучеренко). Последующие места заняли команды Чехословакии, Швеции и Финляндии.15