|
14
|
15
|
|
О ПУТИАНКЕТА В ЦИФРАХКакова средняя стоимость содержания автомобиля вгод (руб.)! всего «Запорожец» «Москвич-407» «Москвич-408» «Волга» 107 140 128 168 в т. ч . б ензин 45 52 64 65Автотуризм — как это заманчиво и интересно! Все большей популярностью он пользуется, все шире распространяется, становится все более массовым. Автотуризм это чудесный отдых, это познание неповторимых красот Родины, знакомство и общение с интересными людьми... Подготовку к нынешнему туристскому сезону наш «Клуб» начал на предыдущем своем заседании. Сейчас мы продолжим этот разговор. Речь пойдет об устройстве отдыха в машине, который так необходим в длительной поездке. Пытливые и настойчивые автолюбители не прекращают конструкторских поисков ив этой области. Мы разбираем вариант, одобренный на «запорожском» смотре-конкурсе любительских усовершенствований (см. «За рулем», 1967, № 11). Передаем слово автолюбителю Л. К. ЩЕРБАКОВУ, члену московского автомотоклуба ДОСААФ, автору разработки.М ожете ли сами обслуживать свой автомобиль! да — 76 нет — 24М есто обслуживания и ремонта автомобиля! регулярно НА СТО 2в автохозяйстве 2всвоемгараже 65 у дома 20 «на стороне » 11 иногда 24 8 24 12 32Кто выполняет эти работы ! профессионалы работники автохозяйств 5работники СТО 11 приглашенные 22 сами вл адельцы 34 Почему любители — — 17 66не пользуетесь услугамиСТО ! — — — — 48 44 43 35низкое качество работ высокая стоимость работ отсутствие гарантий большие очереди отказы в выполнении тех или иных работ отсутствие СТО неудобные часы работы— 33 — 32 — 16Как иногда хочется остановиться на ночь не в кемпинге или гостинице, а в лесу или на берегу речки. А чтобы хорошо отдохнуть, нужно устроить в автомобиле удобные спальные места. В «Клубе» уже разбирались три способа раскладки сидений «Запорожца» — на восьмом и сорок втором заседаниях («За рулем», 1964, № 8 и 1967, № 6). К аждый из них обладает своими достоинствами, но и не свободен от некоторых неудобств. В одном случае отрезки труб выступают на передних сиденьях и на спинке заднего, к тому же приходится возить с собой дополнительные трубки; во втором — для раскладки сидений нужно держать в машине ящик, брусок и четыре кусочка фанеры; в третьем — использовать канистру и чемодан; в первом и третьем — спинки передних сидений надо повернуть к дверям, и они затрудняют вход в машину. 1600Я предлагаю вариант раскладки сидений (рис. 1) без дополнительных подкладок. Затраченный на переоборудование труд окупается удобством отдыха и быстротой раскладки. Этот ва-*007&»i Л*.90*55,lчт*&f№*|/ 112ГЧ_.v1<х;» j лiiов-22.Ш*4 >•?"-• > 2^-Ш.7 221H- 2 2 .JH 'Р ис . 3. Шарнир спинки переднего сиденья (4 шт.): 1 — нижняя часть; 2 — верхняя часть; 3 — ось шарнира.•*—^^К акие работы хотели бы выполнять на СТО ! а) п рофилактическогохарактера : антикоррозийную защиту — 55 регулировочные работы 54 мойку 34 общее обслуживание 31 смазку 28 электротехнические работы 25 крепеж 18 б) р емонтногохарактера любые работы — 51 ремонт двигателя — 47 окраскуи подкраску — 44 аварийный ремонт — 30 ремонт агрегатов — 29 мелкий ремонт — 17 Какими вы представляете станции обслуживания ! универсальными специализированными мелкими при АЗС крупными — — — — 64 21 40 16БРЫЗГОВИКСТ ЕНКА Г"* МОТОРНОГООТСЕКАРис. Р ис . 1. Полная раскладка сидений: 1 — переднее сиденье, «шагнувшее» вперед и вставшее на упоры; 2 — спинка переднего сиденья, вставленная в его горизонтальные гнезда; 3 — спинка заднего сиденья; 4 — заднее сиденье; 5 — пол багажника за задним сиденьем.4. Стяжной стержень (2 шт.).К акоевремя работы СТО вам подходит! без выходныхднейв вечерние часы свыходнымна неделе общее для всехпредприятийс выходным в воскресенье — — — — — 45 44 33 16 7Рис.2. Частичная раскладка.Р ис . 5. Основание спинки с укрепленными шарнирами и стяжным стержнем: 1 — шарнир; 2 — стержень.14 риант допускает и неполную раскладку — для кратковременного отдыха в пути. В этом случае откидываются назад спинки передних сидений (рис. 2). А если с вами едет ребенок, то для него можно устроить «отдельную» постель длиной до 125 см : спинку правого сиденья можно откинуть за несколько секунд. Полная же раскладка сидений (вдвоем), занимает две-три ми-нуты. Места для отдыха длиной 180 см.получаютсяОТКИДНЫЕ СПИНКИ Сначала изготовляем шарниры (рис. 3) и стержни (рис. 4). Затем снимаем передние сиденья, их обшивку, пористую резину и ремни со спинок. Далее разрезаем трубы спинок на 56 мм ниже уровня обшивки (описаи->$.п" «*»_,,J4i—i ..._,'—•12i. ^/,[15 -. 3148Р ис . 6. Детали для переднего сиденья: 1 — подкладка (4 шт.); 2 — бонка (2 шт)3 —упор (4 шт.); 4 — фиксирующий винт (2 шт.); 5 — ось (4 шт)- 6 — планка (8 шт.); 7 — шарнирный винт (4 шт.). Два упора 3 надо приварить к двум подкладкам 1 справа, а к двум другим — слева. Деталь 2 — стандартные бонки с резьбой Мб, наружным диаметром 11 и высотой 5 мм. Приклепываются к двум наружным подкладкам. На верхнем конце винта 4 нужно укрепить любую пластмассовую ручку диаметром 40 мм. Деталь 1 из стали толщиной 1,5 мм; деталь 6 — из стали толщиной 2 мм. ние дается применительно к машинам первых выпусков, у которых спинки сделаны как одно целое с сиденьями). Верхние части 2 шарниров (см. рис. 3) плотно вставляем в спинки на глубину 60 мм, а выступающие части 1 слегка опиливаем, чтобы они легко входили в трубы. Спинки с шарнирами вставляем в сиденья и на расстоянии 10 мм выше среза делаем отверстия с резьбой Мб. Закрепляем шарниры двумя винтами длиной 12—15 мм. Ими же привертываем стержень 2, фиксирующий размер между трубами (рис. 5). Остается укрепить ремни, пористую резину и надеть обивку. Нижнюю ее часть обертываем вокруг стержня и подшиваем. Спинка, полностью вставленная в сиденье, не может откидываться, поскольку шарниры углублены в трубы. Каждый раз, собирая сиденья после отдыха, следует проверять плотность посадки спинки сиденья водителя. Надо исключить всякую возможность случайного ее откидывания при резком торможении. «ШАГАЮЩИЕ» СИДЕНЬЯ Как видно из рис. 1, при полной раскладке передние сиденья «шагают» вперед. Этим увеличивается общая длина постели. Кстати, так же «шагают» при раскладке и сиденья «Победы». Предварительно изготовив необходимые детали согласно рис. 6, снимаем с машины сиденья с полозьями, в которые они вставлены (для упрощения описания работ дальше будем говорить об одном переднем сиденье — левом). Удаляем фиксирующий штырь с пружинкой и срезаем скобку, в которую она упиралась. Рассверливаем нижнее входное отверстие так, чтобы в него утапливалась бонка 2 (диаметр отверстия 12 мм, глубина 5 мм). После этого ставим сиденье на две подкладки 1, так, чтобы их шарнирные части были обращены вперед, а упоры 3 находились под сиденьем. Винтом 4 плотно привертываем его к левой подкладке. Для точной установки правой подкладки и обеспечения соосности обоих шарниров рекомендуется предварительно продеть сквозь них прямой круглый металлический стержень диаметром 8и длиной 500 мм. На выступающие концы этого стержня нужно надеть по одной планке 6, повернуть их назад так, чтобы центры малых отверстий находились на середине трубы сиденья, и по месту просверлить в трубах два отверстия диаметром 6,2 мм под винты Мб. Теперь вывернем винт 4 и, придерж ивая на месте подкладки 1, попробуем переставить сиденье вперед так, чтобы планка 6 повернулась против часовой стрелки вокруг первого стержня. При этом заднюю часть сиденья нужно приподнять и поставить поперечной планкой (имеющейся сзади) на загнутые концы упоров 3. Сиденье должно легко «шагнуть» вперед на 190 мм и стать почти горизонтально на упоры 3 (рис. 7). Для подгонки упоры следует подогнуть. Чтобы при полной раскладке спинка могла вставляться в трубы сиденья, в них на 120 мм ниже среза нужно просверлить (по месту) два отверстия диаметром 8,2 мм. Аналогичные работы проделываем со вторым сиденьем. Теперь — сборка. Винтами 7 привертываем к сиденью планки 6, подложив под них резиновые шайбы толщиной 4 мм. Расстояние между планками должно стать равным 32 ± 0,5 мм. После этого нужно законтрить гайку. Затем сиденье устанавливаем на машину и вставляем оси 5 (они шплинтуются). Укрепляем сиденье винтом 4и ставим на место спинку. Шарнирные соединения неплохо слегка смазать маслом. СЪЕМНАЯ ЗАДНЯЯ Эта часть работы самая простая. Нужно вывернуть два винта, на которых крепится и поворачивается спинка, снять ее, а отверстия для винтов в проушинах пропилить насквозь вниз. Винты завертываем на место (в выступающие кронштейны), спинка своими прорезями будет вставляться (садиться) на винты. Эта работа проиллюстрирована в журнале («За рулем», 1967, № 6, стр. 18, рис. 7). Рычаг переключения передач нужно сделать съемным для того, чтобы он не мешал устройству постели. Кроме этого, такая конструкция рычага (рис. 8) является, я бы сказал, неплохим противоугонным средством: покидая машину, рычаг можно снять. Стержень «штатного» рычага нужно отпилить, оставив конец длиной 60 мм. Ручку навертываем от старого рычага. А теперь еще один совет. Пол багажника, имеющегося за задним сиденьем, нужно установить наклонно. Тогда будет удобно положить подушки.Р и с. 7. «Шагающее» сиденье в сборе: а — отверстия для шарниров спинки в рабочем положении; о — отверстия для штырей шарниров спинки при раскладке; в — отверстие под винт 4. Остальные позиции — те же, что и на рис. 6.1Л1О» J--4.156.г-т ,26С 60.1120©Р ис . 8. «Противоугонный» рычаг.15