•Здесь картина была более разительной. В группе, проходившей обследование до работы, ошибки допускало 12 процентов водителей, а после работы — 23 процента, что объясняется явным притуплением внимания после 810 часов за рулем. Лишнее доказательство того, что психические функции водителя играют ведущую роль при управлении автомобилем. Должны охметить также, что данные, полученные в лабораторных условиях, соответствуют результатам исследований, проведенных на дорогах. Задача дальнейших экспериментов — разработать шкалу зависимости времени типичных реакций водителя от количества и характера внешних раздражителей. Такая шкала может быть использована при проектировании дорожных сооружений, организации движения, а также при проведении технической экспертизы, поскольку применение во всех случаях одной величины времени реакции водителя (0,8 секунды), как показали опыты, неправомерно. Ясно и другое: уменьшить время реакции водителя можно не столько улучшением компоновки и конструкции ор ганов управления, что по нашим расчетам даст выигрыш 0,1 секунды, сколько обучением, то есть специальными уп ражнениями, направленными на быструю оценку обстановки и принятие решения. Р. МУШЕГЯН, научный сотрудник НИИ автотранспорта, Ю. ГУЩИН, инженер-технолог/комментарий с горчинкойЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГШофер таксомоторного парка города Воркуты М. К. Вахишев обратился в редакцию с просьбой помочь ему вернуть водительское удостоверение, отобранное у него автоинспектором. Дело было так. К ак только Бахишев подъехал к вокзалу, к нему подошла женщина, заняла такси и попросила водителя подождать несколько минут, пока она встретит пассажира. Прибыл поезд. Один из приехавших в нем захотел, чтобы Бахишев подвез его в аэропорт. Водитель ответил, что такси уже занято. Тогда приехавший обратился с жалобой к автоинспектору. Подошедшие в это время женщина и встреченный ею пассажир стали свидетелями того, к ак инспектор отбирал у шофера права на вождение машины. Таксисту было предложено сдать экзамен по правилам движения... в порядке экспертизы. Неоднократные обращения М. К. Вахишева в различные местные инстанции не дали результатов. Все его письменные жалобы в конце концов оказывались у того самого должностного лица, на действия которого он жаловался. Ну, а должностное лицо после этого полностью уверовало в свое всемогущество и, показывая Вахишеву кипу его заявлений, только угрожало: «Куда ни пиши, все равно все они будут у меня. Я тебе покажу, как жаловаться!» И ни на минуту не задумалось должностное лицо над тем, что оно имеет дело с советским гражданином, права и достоинство которого никому не дозволено попирать, с человеком, всю войну проведшим на фронте, ветераном труда, наконец, с 52-летним работником, содержащим семью из шести человек. Получив письмо тов. Вахишева, редакция «За рулем» обратилась в Министерство охраны общественного порядка Коми АССР с просьбой проверить содержащиеся в нем факты. Вот заключительная часть присланного нам ответа Госавтоинспекции Коми АССР: «Начальником отделения ГАИ отдела милиции Воркутинского горисполкома тов. Холоповым экзамен по правилам уличного движения в порядке экспертизы Вахишеву был назначен неправильно. После беседы работников отдела ГАИ МООП Коми АССР с водителем Вахишевым ему без экзаменов возвращено удостоверение на право управления автомобилем ив настоящее время он работает в таксомоторном хозяйстве. Начальник отделения ГАИ отдела милиции Воркутинского горисполкома тов. Холопов и госавтоинспектор того же отделения тов. Волгуцков за изъятие шоферского удостоверения у Вахишева и назначение ему экзамена по правилам движения в порядке экспертизы без достаточного на то основания нами строго предупреждены. Начальнику отдела милиции тов. Балясову указано на несвоевременное реагирование на письма и заявления граждан. Водителю тов. Вахишеву М. К. нами дан ответ». Прежде всего редакция благодарна Госавтоинспекции Коми АССР за то, что она как следует разобралась в произошедшем и поставила все на свое место. Вместе с тем не может не обратить на себя внимание поразительный факт: куда бы ни обращался М. К. Бахишев с жалобами на неправильные действия работника автоинспекции, все эти жалобы неизменно оказывались у того же работника, на которого он жаловался. Прямо-таки какой-то заколдованный круг! Направляет водитель заявление начальнику отдела милиции, глядь, а оно уже у инспектора Волгуцкова. Идет к председателю горисполкома, тот обещает разобраться по существу, но обещания своего не выполняет, и... снова заявление у того же Волгуцкова. А между тем всем этим лицам должно быть хорошо известно, что подобная порочная практика осуждена постановлением ЦК КПСС «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся». Так ничего и не было решено на месте, хотя случай этот настолько простой, что разобраться в нем не представляло никакого труда. Пришлось М. К. Вахишеву писать в Москву. Пришлось из Москвы обращаться в Министерство охраны общественного порядка Коми АССР. И лишь после этого, к ак говорится, справедливость восторжествовала. Не слишком ли длинный путь? Еще несколько слов о работниках автоинспекции г. Воркуты. Мы не знаем, насколько «строго» предупреждены тт. Холопов, Волгуцков и другие, сыгравшие в истории с воркутинским таксистом довольно неблаговидную роль. Хочется надеяться, однако, что финал этой истории послужит уроком им, а также всем тем, кто, пользуясь бесконтрольностью, в своих действиях все еще пытается руководствоваться явно устаревшим принципом «чего захочет моя левая нога». Остается невыясненным только одно: кто возместит М. К. Вахишеву моральный и материальный урон, который он понес за незаконное отстранение от работы, а также за месяц безуспешных мытарств «по инстанциям»? Ведь даже извинения ему не догадались принести. По крайней мере из письма Госавтоинспекции Коми АССР этого не видно.На4-й страницеобложкиЛУЧШЕ РАЗ УВИДЕТЬ... ...чем сто раз услышать! Эта известная народная пословица в приложении к правилам движения приобретает, пожалуй, особое значение. Ведь за большей частью статей этого шоферского кодекса стоят совершенно конкретные картины, а вникая в смысл тех или иных требований, к аждый водитель старается прежде всего представить себе ту конкретную дорожную ситуацию, о которой идет в данном случае речь. Во многом именно от того, насколько точно это ему удается сделать, и зависит порядок иа дороге. Вот почему нам кажется, что новый раздел «Зеленой волны» читателям журнала придется по вкусу. Мы постараемся проиллюстрировать таким образом все основные законы улиц и дорог и помочь каждому водителю увидеть все то, что имеют в виду «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР». Наша первая подборка — на правила обгона. На четвертой странице обложки журнала изображены те ситуации, в которых запрещен обгон с выездом из занимаемого ряда или по полосе встречного движения. В углу каждого рисунка «окно», в котором, к ак легко догадаться, должен быть указан номер статьи правил движения. Однако мы не стали этого делать, подумав, что лучше заняться этим вам самим, товарищи водители, Лишний раз обратиться к Правиламвсегда на пользу.22