ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В ПУТИ С «ПРАВДОЙ»Каждый год советские люди отмечают День печати, день, связанный с выходом первого номера основанной В. И. Лениным газеты «Правда», органа Центрального Комитета нашей партии. Читатели знают ее боевых публицистов, очеркистов, активных авторов. Но есть люди, чьих имен не встретишь на страницах газеты, и тем не менее их с полным основанием считают правдистами. Это наборщики, печатники, это и водители автомобилей, доставляющие готовую продукцию и матрицы к поездам и самолетам, чтобы наутро жители Хабаровска и Ташкента, Киева и Баку, Минска и Ашхабада получили свежий номер «Правды». К числу прекрасных мастеров, много лет труда отдавших газете, относится куйбышевский шофер Архип Филиппович Юртаев, о котором рассказала в очерке многотиражка «Правдист». Мы перепечатываем его с небольшими сокращениями. Ночь. В ветровое стекло нашего «газика» вьюга неистово бросает целые копны снега. Не видно ни зги. Архип Филиппович Юртаев внимательно всматр ивается вперед. Только по ему одному известным ориентирамв этом молочнобелом месиве он определяет дорогу. Да и кому же, к ак не ему, з нать этот маршрут: два-три разав сутки, зимой и летом, днем и ночью идет по этой дороге его автомобиль. Двадцать лет этой беспокойной, т ревожнойжизни . Наконец сквозь толщу вьюги прорываются навстречу нам огни аэропорта . Архип Филиппович идет в «разведку», а чер ез несколько минут возвращаетсяи говорит: — А-ля-ля, погода нелетная, м атрицы идут на сброс. В это время к нам подходит руководитель полета, садится рядомс Юртаевым: — Ну, что, Филиппыч, поехали ловить твои матрицы . Слышится где-то рокот мотора «ИЛа». Мы останавливаемся, в ыскакиваемна поле, и тут я вижу еще несколько машин вразных концах посадочной полосы. Невидимый из-за бурана и вьюги самолет проносится над нашими головами. и тут же то здесь, то там возникаютярко - к расныемигающиефонари парашютов... Не всегда сразуотыскиваютсяматрицы . Случается, отнесет в сторону парашют , утонет в глубоком снегу контейнер с сигнальной лампой, и часами бродит Архип Филиппович с работниками аэропорта... Далеко за полночь мы возвращаемся из аэропорта . Едва он успевает поставить машинув гараж, к акраздается телефонный звонок: — Вылетел из Москвы самолет, рейс триста первый, на борту «Комсомолка». Филиппыч, в ыезжайте . — Еду, еду, — коротко бросает в трубку Юртаев. От аэропорта до типографии путь нелегок. И, ох. к ак не поздоровится стюардессе или командиру корабля, если не так обошлись сматрицами ! Тут уж Архип Филиппович всех поднимет на ноги — от службы перевозок до начальника аэропорта . ...Идут годы. Б ольшедесяткамашин сменил Архип Филиппович Юртаев. Не выдерживает металл, и знашивается машина, а ведь человек не машина , не зам енишьузлыи детали запасными частями. Он прошел многими фронтовыми дорогами — водил автомобили в годы Великой Отечественной. Возраст, л ишения военных лет, ранение, п ятьсложнейшихопераций — все это, конечно, не могло не сказаться . Ему осторожно намекали : — Архип Филиппович, т яжела ведь ночами работать, может, более легкую работу тебе теперь нужно? — Нет, — неизменно, даже с какой-тор езкостью говорит он. — Я двадцать лет вожу «Правду». Вот только фототелег раф меня, наверное, скоро выживет... Я ведь более полумиллиона километров наездил только с матрицами. И если жители города Куйбышева каждое утро читают свежий, с егодняшний номер «Правды» — в этом они во многом обязанышоферу Архипу Юртаеву. Венедикт ИЛЬИНВ лексиконе мотолюоителей появилось слово «Днепр». Так назван новый дорожный мотоцикл с коляской, созданный на Киевском мотоциклетном заводе. В соответствии с принятой методикой киевляне разделили процесс освоения машины на два этапа. Первый — это конструирование, испытание, доводка и промышленное производство двигателя — более мощного и более экономичного. Он устанавливается на экипажную часть ныне выпускаемой модели. Второй — разработка усовершенствованной экипажной части, на которую монтируется уже освоенный, но более форсированный двигатель. Сейчас завершен первый этап — на экипажную часть мотоцикла К-750 М установлен новый двигатель, получивший обозначение МТ8. О нем и пойдет речь. Уже по внешнему виду двигатель «Днепра» выгодно отличается от предшественника — двигателя мотоцикла К-750М — современными очертаниями, отсутствием выступающих частей, законченностью форм. Главное же — он превосходит старый двигатель по основным параметрам. При меньшем объеме цилиндров (650 см 3 ) и степени сжатия 7 мощность двигателя «Днепра» достигает 32—34 л. с. (вместо 26 л. с. при степени сжатия 6 двигателя К-750). Установка двигателя МТ8 повысила максимальную скорость мотоцикла ско ляской с 90 до 100—105 км/час. Контрольный же расход топлива при этом не только не возрос, но даже снизился с6 до 5,7—5,8 литра на 100 километров пути. Топливо осталось прежним — бензин А-72 или А-76. Наряду с улучшением технической характеристики значительно увеличена надежность и долговечность двигателя. В первую очередь это относится к кривошипно-шатунному механизму — слабому месту предшественника МТ8, составной коленчатый вал которого с впрессованными шейками и роликовыми подшипниками нижних головок шатунов требовал ремонта в среднем через 15 тысяч километров. В двигателе МТ8 коленчетый вал несоставной (цельнокованный или литой) из высокопрочного чугуна. Нижние разъемные головки шатунов вращаются на подшипниках скольжения (вкладышах), заимствованных у двигателя «Москвича-408». Замена вкладышей сравнительно проста, она необходима в среднем после 50 тысяч километров пробега. Подшипники скольжения очень требовательны к чистоте масла, поэтому оно проходит очистку в центрифуге, установленной на передней цапфе коленчатого вала. Напомним: в двигателе К-750М шатунные подшипники ко ленчатого вала смазываются подачей истекающей от насоса струи. У МТ8 масло к этим узлам подается под более высоким давлением (2—4 атм.) с предварительной очисткой в центрифуге. Это значительно уменьшает износ трущихся поверхностей и увеличивает срок службы деталей. У же при нажиме на пусковую педаль благодаря мощному насосу масло поступает к точкам смазки, облегчая пуск двигателя. Оригинальный редукционный клапан перепускает масло, не давая ему смешиваться с не очищенным центрифугой. Новый износостойкий сапун сократил количество масла, выбрасываемого в атмосферу, а изменение маслосбрасывающих колец уменьшило потери его в самом двигателе. В результате общий расход сократился с 0,25 л до 0,10—0,13 л. на 100 км . Головки и цилиндры крепятся к картеру сквозными шпильками (вместо фланцевого соединения у К-750М). Это облегчает разборку и сборку. Коробка передач сохранилась от прежней модели, но для увеличения надежности и долговечности механизм ножного переключения сделан закрытым. Источник питания потребителей тока — хорошо зарекомендовавший себя 65-й ваттный генератор Г414 в улучшенном исполнении. Новые фонари стоп-сигнала и заднего освещения обеспечивают безопасность езды в ночное время. Установочная партия новых машин уже поступила к потребителям. В нынешнем году начнется плановый выпуск мотоциклов К-650 «Днепр». П. МУХИН, г. Киев главный конструктор мотоциклетного завода Характеристика двигателя «Днепр» с воздушным охлаждениемТип — четырехтактный, оппозитный, верхнеклапанный Число цилиндров — 2 Рабочий объем, см 3 — 649 Диаметр цилиндра, мм — 78 Ход поршня, мм — 68 Степень сжатия — 7 Мощность л. с , при об/мин —32—34/5200—5300 Максимальный крутящий момент, кгм — 4,9—5,1 Контрольный расход топлива, л/100 км — 5,7—5,8. Вес двигателя с коробкой передач, кг — 67.1 — штанги; 2 — коромысло: 3 — клапан; 4 — поршень; 5 — маслоприемник; 6 — к лапанредукционный ; 7 — о порныйподшипник коленчатого вала; 8 — шестерня привода масляного насоса; 9 — центрифуга; 10 — ш естерня распределительного вала; 11 — ш естерня привода генератора .17