ш АОД1ШМастерство вождения автомобиля состоит прежде всего в умении найти ему правильное положение на дороге и выбрать оптимальную скорость движения. Эти задачи водитель решает, анализируя дорожную обстановку. За короткой формулировкой здесь сложный процесс: надо обнаружить и опознать объекты, оценить сложившуюся ситуацию, а затем уже принять решение и привести в действие те или иные органы уп равления. На все это требуется определенное время, которое и называется временем реакции и зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов — характера сигнала, дорожных и атмосферных условий, освещенности, физиологического и психического состояния водителя и т. п. У человека различают реакции простые и сложные. Простая — это реакция на одиночный сигнал одним каким-либо движением. При этом внимание наблюдателя ничем не занято, кроме данного сигнала, и он знает заранее место появления сигнала, его характер (форму, цвет и т. д.), а также, как на этот сигнал нужно отреагировать. Сложная реакция предполагает выбор из нескольких сигналов одного, определяющего вко нечном счете характер ответного действия. В этом смысле в реальной дорожной обстановке у водителя все реакции сложные. Д аже если он знает место подачи того или иного сигнала и его характер, ему постоянно надо быть готовым ик появлению любого другого. Степень сложности его реакций различна и зависит от плотности потока, скорости собственного автомобиля и машин, находящихся рядом, количества, места и характера сигналов и т. д. В 1962 году Всесоюзным заочным политехническим институтом совместно с НИИ автомобильного транспорта была проведена большая экспериментальная работа по определению фактического времени реакции водителя в ответ на экстренные раздражители. Опыты проводились в лабораторных условиях на специальном стенде, в них участвовало более двух с половиной тысяч водителей. Среднее время реакции составило 0,6 секунды. Однако в основном эта работа касалась изучения простых реакций. Стенд для исследования реакции водителей.Новые исследования реакции водителя автомобиляПродолжая такую работу, сотрудники лаборатории безопасности движения НИИАТа совместно со специалистами факультета психологии МГУ провели ряд исследований, посвященных времени сложных реакций водителей. Для этого создан специальный стенд (см. фото), который подает сигнал экстренного действия на фоне других раздражителей, а стало быть, требует от водителя переключения и распределения внимания между объектами, расположенными в пространстве. Более того, стенд заставляет глаза водителя работать приблизительно так, как в реальной обстановке. В каждой из 36 секций стенда смонтировано по четыре лампочки: внизу — две красных (сигнальные раздражители), вверху — две желтых (экстренные раздражители). При включении стенда в различных секциях попарно загораются красные лампочки. Водители были предупреждены, что включение в какой-либо секции комбинации из двух красных и двух желтых огней является сигналом экстренного торможе ния; двух красных и одного желтого — сигналом экстренного поворота. Причем, если этот желтый загорался в двух правых рядах, надо было «повернуть налево», и наоборот. Красный сигнал светофора, как всегда, служил сигналом экстренного торможения, а появление изображения дорожного знака требовало «изменения скорости» — испытуемому надо было изменить наклон педали газа, установив тем самым стрелку спидометра на цифре не выше указанной знаком. Секундомеры, фиксирующие время реакции, пускались одновременно с включением экстренных раздражителей, а останавливались один — при отпускании педали газа, другой — в начале движения педали тормоза, третий — при повороте руля на 10 градусов в ту или иную сторону. Сигналы в поле зрения водителя появлялись в различном и для испытуемого случайном порядке, а каждая из трех программ занимала 90 секунд и включала 50—55 сигналов. Скажем, в момент появления экстренных раздражителей на световом табло горело 11 — 13 сигналов. В экспериментах участвовали в основном водителипрофессионалы первого класса со стажем работы не менее 8 лет и образованием от 6 до 10 классов. Их реакция испытывалась как до, так и после работы. О чем же говорят полученные результаты? Прежде всего, о том, что время сложных реакций во многом зависит от количества раздражителей в поле зрения испытуемого. При включенном табло торможение по сигналу светофора в наших опытах составило уже не 0,6, а 0,86 — 0,87 секунды. Когда же экстренный сигнал загорался на световом табло, время сразу увеличивалось до 1,05—1,15 секунды (первая цифра получена при испытании водителей до работы, вторая — после нее), хотя характер моторных действий водителей ив том идругом случае был совершенно одинаков. Сравнивая результаты опытов, проведенных нами до выезда водителей на линию и после их возвращения в парк, можно предположить, что время сложных реакций в некоторой степени свидетельствует об утомлении, но более явным показателем усталости является ко личество ошибок, допущенных испытуемыми. Под ошибкой мы понимали пропуск одного какого-либо экстренного раздражителя в любой из предъявленных программ.21•