ЗАСЕДАНИЕ ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕЛУЧШЕ НОВЫХБрмгита Альбертовна ОЗОЛИНЯ — автолюбитель из Риги — предложила простой и оригинальный способ восстановления реактивных рычагов передней подвески «Москвичей-400» и «401». Владельцы этих машин вынуждены решать проблему восстановления не подлежащих ремонту реактивных рычагов своими силами, поскольку выпуск запасных частей прекращен. На двадцать седьмом заседании «Клуба» («За рулем», 1966, № 3) разбиралась технология ремонта заменой пальцев и вкладышей изготовленными заново. Для этого требовались сложные операции, как, например, обработка сферических поверхностей. Б. А. Озолиня вместо металлических пальцев и вкладышей (рис. 1) применила резино-металлические шарниры, которые показаны на рис. 2. Такое решение (по существу — модернизация), во-первых, сделало простым и легким ранее недоступный ремонт, теперь сводящийся к замене резиновых втулок; во-вторых, — избавило от необходимости периодической смазки, что, кроме всех удобств, согласуется с современным направлением совершенствования конструкции автомобиля, и, в-третьих, — уменьшило передачу вибраций от колеса к кузову. Машина с модернизированными шарнирами прошла уже более 35 тысяч километров. Модернизация принципиально одобрена специалистами Московского завода малолитражных автомобилей. Мы попросили инженера В. И. ЕВЛАНОВА технически доработать новую конструкцию шарниров и подробно описать окончательную технологию переделки. Передаем ему слово.Как видно из сопоставления рисунков 1и 2, для переделки реактивных рычагов заменой изношенных сферических шарниров резино-металлическими прежде всего надо подготовить обе головки самого рычага. Чтобы облегчить сборку, лучше сразу пометить, допустим, передние головки. Затем надо удалить завальцованные заглушки. Их можно вытолкнуть из гнезда, надавив на палец прессом, или выбить молотком. Для этого сначала надо головку рычага установить на твердую опору пальцем вверх. После удаления заглушки все детали шарнира нетрудно вынуть, а оставшийся внутренний вкладыш — выпрессовать. Всю работу можно делать без опасений повредить некоторые детали, по-12 скольку в дальнейшем они не используются. Без этого, пожалуй, даже нельзя обойтись, так как конструктивно реактивный рычаг выполнен неразборным. Отверстия в головках рычагов — ступенчатые. Такая поверхность может ухудшить условия работы резиновых втулок и сделает неудобным их мон таж. Кроме того, острые кромки резьбового отверстия под пресс-масленку будут постепенно разрушать резину. Чтобы избежать этого, а также увеличить длину резино-металлического шарнира и тем самым улучшить условия его работы и продлить срок службы, в головке рычага устанавливаем металлические втулки (см. рис. 2). Перед установкой втулок головки рычагов надо механически обработать, как показано на рис. 3. Поверхность отверстия остается прежней — ступенчатой, но с меньшим диаметром (30+° ' мм). Согласно рис. 4 изготовляем четыре втулки икаждую запрессовываем в головки рычагов до упора. Затем развальцовываем у каждой выступающую с противоположной стороны ее часть, не допуская надрывов. В крайнем случае втулки можно аккуратно расчеканить молотком. Положение запрессованной развальцованной втулки в головке рычага показано на рис. 5. Для большей надежности втулку можно приварить (прихватить), как показано на том же рисунке, с обязательной-последующей очисткой ее внутренней поверхности от окалины и сварочных брызг. Поскольку необходимы запрессовка и развальцовка, материал для втулок во избежание надрыва фланца лучше выбирать из более «мягких» сталей, например, использовать сталь 20. Продолжением токарных работ является изготовление двух передних (рис. 6) и двух задних (рис. 7) пальцев. Здесь необходимо применить сталь 40 X. Не противопоказана, конечно, и легированная сталь более высокого качества, скажем, от изношенных автомобильных деталей. Твердость пальцев после термообработки должна быть 30—35 единиц по Роквеллу. Для пальцев передних шарниров нужно подобрать или изготовить из стали 35 две корончатые гайки М12X1,25 (рис. 8) и две плоские шайбы (рис. 9). Корончатые гайки (М16X1,5 иМ10Х1 ) , которыми крепились пальцы реактивных рычагов, желательно сохранить, так как место и способ крепления рычагов к кронштейнам на цилиндрах подвески и щитам тормоза не меняются. Теперь подготовим резиновые втулки. В передние шарниры (см. рис. 2) — по две втулки 2, которые применяются в ушках рессор автомобилей «Москвич» моделей 402, 407, 403 и 408 (они имеют номер 402 — 291-2028 или 408—2912028). Для задних шарниров наиболее удобны резиновые втулки нижних рычагов передней подвески моделей 402 и 407 (402 — 2904040 А) — по одной на каждый шарнир. Для резино-металлических шарниров реактивного рычага можно применить резиновые втулки, устанавливаемые в аналогичных шарнирах других автомобилей. Д о нужных размеров их можно проточить. Б. А. Озолиня использовала, например, в задних шарнирах втулки от ушков рессор «Победы» ( м ожно — и «Волги»). Эти втулки (20 — 2912028) перед установкой надо проточить снаружи, как показано на рис. 10. Резиновые втулки (402 — 2912028), предназначенные для установки в передние шарниры, надо подрезать до длины 17 мми уменьшить их буртик, как показано на рис. 11. При использовании этих втулок без подрезки получаются слишком длинные пальцы, которые при работе могут задевать о детали подвески. Если для установки в передний шарнир использовать резиновые втулки от ушков рессор «Москвича-408» (408 — 2912028), надо учесть, что они немного длиннее. Это позволяет вместо двух таких же втулок от моделей 402, 407 и 403 (с предварительной их подрезкой) обойтись одной. Надо только подрезать ее фланец до размеров, приведенных на рис. 12. Сборка значительно облегчится, если при постановке резиновых втулок в'гнезда применить мыльную пену. Окончательно затягивают гайки (6 и9 на рис. 2) и ставят шплинты после того, как рычаг займет в подвеске свое среднее положение. Это обеспечит равномерное закручивание резиновой втулки в обе стороны. При сборке ив процессе эксплуатации втулки надо оберегать от попадания минеральных масел или бензина, которые вызывают набухание резины и преждевременное ее разрушение.Р ис . 1. Р еактивныйрычаг до переделки : 1 — п ередний палец; 2 — реактивный рычаг; 3 — о порныйвкладыш ; 4 — н ажимнойвкладыш ; 5 — заглушка; 6 — п ружина ; 7 — обойма пружины ; 8 — г рязезащитная шайба; 9 '— задний палец; 10 — гайка; 11 — п ресс - м асленка . Р ис . 2. М одернизированныйрычаг : 1 — п ередний палец; 2 — р езиновая втулка; 3 — м еталлическая втулка; 4 — р еактивный рычаг; 5 — ш айба : 6 — гайка; 7 — ш плинт : 8 — з адний палец; 9 — гайка; 10 — к ронштейн ; 11 — р езиновая втулка. Р ис . 3. Обработка головок рычага . Р ис . 4. П ереходная втулка. Р ис . 5. Установка переходной втулки. Р ис . 6. П ередний палец. Р ис . 7. З аднийпалец . Р ис . 8. Гайка переднего шарнира . Р ис . 9. Ш айба переднего шарнира . Р ис . 10. П роточкарезиновой втулки 20 — 2912028 для заднего шарнира . Р ис . 11. Подрезка резиновой втулки 402 — 2912028 для переднего шарнира . Р ис . 12. Подрезка фланцарезиновой втулки 408 — 2912028 для переднего шарнира.13