ЛЕТОПИСЬ СОВЕТСКОГО АВТОМОТОСПОРТА1918 г. 14 июля. Первые в Советской России соревнования мотоциклистов по маршруту Москва — Клин — Москва (157,9 км). 1920 г. Август. В Москве разыгран чемпионат по мотогонкам на ипподроме. Победители его — Г. Обухов (класс 1 750 см 3и Н. Михайловский (класс свыше ) 750 см ) — стали первыми чемпионами страны. 1921 г. В Петрограде организован «Красный мотоциклетный клуб». 1922 г. Сентябрь. Первая после революции большая автомобильная гонка по маршруту Петроград — Псков — Петроград (573 км). 1924 г. Сентябрь. В Москве состоялся первый чемпионат СССР по мотоспорту. В его программу входили гонки по шоссе и на треке. 1924 г. Сентябрь. Р азыграно первенство РСФСР по автомобильному спорту в гонках на километр с хода ис места. Наивысший результат — 120,8 км/час показал Шевченко на 15-литровом автомобиле «Венц». 1928 г. Август. По программе первой Всесоюзной рабочей спартакиады состоялись мотосоревнования по шоссе и кроссу, в которых стартовало 86 участников. 1936 г. Октябрь. Н. З акревский установил всесоюзный абсолютный рекорд скорости на 1200-кубовом мотоцикле. Километр с хода пройден со скоростью 172,166 км/час. 1938 г. Сентябрь. На первенстве СССР по мотоспорту в Киеве все участники выступали на отечественных машинах . В кроссе стартовало 188, а в шоссейных гонках — 172 спортсмена. 1947 г. Сентябрь. В Таллине проведен первый чемпионат страны по кольцевым мотогонкам. 1949 г. Июль. Под Москвой дан старт первым соревнованиям на первенство ДОСАРМ по мотоспорту. 1949 г. Август. Мастер спорта А. Понизовкин на гоночном автомобиле «Звезда-3» (класс 350 см 3 ) конструкции А. Пельтцера прошел километр с хода со скоростью 172,8 км/час. Этот результат превысил не только прежний всесоюзный рекорд, но и международный. 1950 г. Август. Состоялся первый чемпионат СССР по автогонкам. Чемпионами страны стали горьковчанин М. Метелев и москвич Л. Гивартовский. 1954 г. Сентябрь. Прошли первые в нашей стране международные соревнования по мотокроссу. 1955 г. Сентябрь. Впервые в истории отечественного автоспорта чемпионат страны проходил на кольцевой трассе. 1955 год. Учрежден переходящий кубок ЦК ДОСААФ по мотогонкам на ипподроме. Эти соревнования ссентября 1959 г. переросли в первенство страны. 1955 г. Центральное конструкторское бюро мотоциклостроения в Серпухове изготовило партию специальных мотоциклов С-254 и С-354 для кольцевых мотогонок. 1956 г. Май. Дан старт первым многодневным мотоциклетным соревнованиям на первенство страны. 1956 г. Июнь. Центральный автомотоклуб (ЦАМК) СССР принятв ФИМ — Международную мотоциклетную федерацию. 1956 г. Сентябрь. ЦАМК СССР принят в члены ФИА — Международной автомобильной федерации. 1957 г. Май. Состоялось первое в СССР авторалли. Участвовало сто спортсменов . | 1958 г. Июль. ФИА утвердила два но- | вых рекорда Э. Лорента и А. Амбросен- j кова. Это первые официально признан- j ные советские международные рекорды в автоспорте. 1958 г. Август. Наши спортсмены впер- | вые стартовали в международном авто- j ралли (Финляндия). 1958 г. Август. Во Всесоюзной спарта- !мотокроссом. Но свой широкий шаг эти массовые соревнования начали в 1958 году Всесоюзной спартакиадой комсомольцев и молодежи по техническим видам спорта. За прошедшее с тех пор десятилетие миллионы людей вышли на спартакиадные старты. О их масштабах лучше всего говорят цифры. В 1958 году в соревнованиях участвовало 78 000 автомотоспортсменов. В 1960—1961 годах во Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта их было около 800 тысяч, а в третьей Спартакиаде 1964—1965 годов свыше 2 000 000 участников. Технические виды спорта наряду с олимпийскими были включены в программу самой грандиозной из всех спарт акиад — IV Спартакиады народов СССР, посвященной полувековому юбилею Советского государства. В этом выразилось признание их большой важности. И все же даже в этой юбилейной статье нельзя пройти мимо того, что роль и значение моторных видов спорта в жизни трудящихся, молодежи еще не получили должной оценки и осмысления. Физиологи и социологи с точностью до десятой доли процента подсчитали, как, скажем, те или иные упражнения гимнастического комплекса влияют на повышение производительности труда швейников или обувщиков. Но они не ответят на вопрос, в какой мере занятия автомобильным спортом повышают реакцию водителей, интенсифицируют труд представителей этой чуть ли не самой массовой профессии в стране. Между тем, довольно часто не стаж и даже не класс водителя определяют его профессиональное мастерство, а спортивная подготовка — умение водить автомобиль в различных условиях по трудным дорогам, в зной ив стужу. Это то, что касается шоферов. Но автомотоспортом занимаются тысячи людей других профессий. В этом проявляется их огромная тяга к технике. В клубах и секциях ДОСААФ , во Дворцах пионеров конструируют и строят микроавтомобильчики — «карты», готовят к соревнованиям мотоциклы, автомобили. А это вырабатывает полезные навыки на подступах к сложным машинам. Картингист и мотоциклист приучается технически мыслить, находить свои решения, наконец, самостоятельно выполнять слесарные, токарные, сварочные работы. В организациях ДОСААФ не просто готовят гонщиков и механиков, а формируют человеческие характеры, содействуют воспитанию молодежи. В 1966 году Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту ( Д ОСААФ СССР)», в котором намечена большая программа подъема всей оборонно-массовой работы в стране. Программа эта сейчас энергично осуществляется. Она — свидетельство заботы партии и государства о военно-патриотическом воспитании молодежи, о распространении военно-технических знаний и развитии прикладных видов спорта. С каждым годом приобретает все более значительные масштабы спортивное строительство в организациях ДОСААФ .В; автомобильных кроссах оттачивают свое мастерство тысячи шоферов . В Сибири, Прибалтике, на Дальнем Востокеповсюду можно увидеть состязания кроссменов. У нас в стране уже есть центры мотоспорта, пользующиеся международной славой — Ленинград, Уфа, Рига, Таллин, Салават, Балаково, Кемерово, Новосибирск, Черкесск, где за короткий срок построены современные мотодромы и стадионы технических видов спорта. Число людей, занимающихся автомотоспортом, непрерывно растет, захватывая все новые и новые районы. Но помимо количественного есть еще и качественный рост, который находит свое выражение ив непрерывном обновлении высших достижений (только в 1967 году было установлено около двадцати новых автомобильных и мотоциклетных рекордов), и в успехах на международной арене. Любителям спорта памятны первыйСегодня в мотобол играют повсюду — и на специальных мотодромах и на сельских стадионах.• • . • ЛЕТОПИСЬ СОВЕТСКОГО АВТОМОТОСПОРТАС 1960 года «Невское кольцо» в Ленинграде стало местом встреч автогонщиков. Здесь проходят чемпионаты страны, международные соревнования. большой мотокросс с участием зарубежных гонщиков в Тбилиси в 1958 году, первые международные ралли «За мир и дружбу» в 1960 году. Это была проба сил. С тех пор советские автомобилисты и мотоциклисты значительно расширили «географию» своих выступлений и круг знакомств, побывав во многих странах Европы и приняв у себя многочисленных друзей из-за рубежа. Наши мастера ледяных гонок, завоевавшие три золотые медали чемпионов Однако вот уже два года среди призеров чемпионатов мира по мотокроссу и гаревым гонкам нет ни одного нашего мотоциклиста. Ни разу еще советские кроссмены не побеждали в «Трофее наций» и в «Кубке наций» — командных первенствах мира, хотя для этого у них есть все возможности. К сожалению, и в крупнейших международных мотоциклетных соревнованиях — шестидневках ФИМ — они не смогли подняться выше третьего командного места. Сегодня соревнования автомобилистов, мотоциклистов, картингистов, мастеров мотобола стали одним из самых привлекательных зрелищ для наших любителей спорта. И, чувствуя их поддержку, представители всех родов моторного спорта должны выступать все лучше и лучше, совершенствовать свой класс, стремиться к новым победам. Сейчас перед нашим спортивным движением встали новые большие задачи. Принятый III сессией Верховного Совета СССР Закон о всеобщей воинской обязанности существенно меняет формы и содержание массовых спортивных соревнований. Основная цель массовой работы оборонного Общества — готовить молодежь к умелому выполнению своего патриотического долга по защите Родины. Каждый спортсмен — автомобилист и мотоциклист — должен не только отлично владеть техникой, но и уметь стрелять, метать гранату, ориентироваться на местности. Вся спортивная деятельность ДОСААФ должна развиваться с конкретной пользой для военного дела и быть связана с подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах. Спартакиады призывников, гонки мотопатрулей, военизированные эстафеты — все это, наряду с другими мероприятиями военно-прикладного характера, необходимо сделать неотъемлемой частью жизни организаций ДОСААФ . В октябре этого года исполняется 50 лет Ленинскому союзу молодежи. Комсомольцы всегда были застрельщиками военно-спортивной работы. Многие соревнования 1968 года посвящаются юбилею комсомола, и они должны пройти как большие праздники военно-прикладных видов спорта. Нашему моторному спорту — пятьдесят. Но он по-прежнему молод, попрежнему движется вперед, верно служит нашему народу и его армии. 3Самый молодой вид автоспорта картинг пользуется большой любовью у юных. Первенства школьникови юношей, международные встречи юных картингистов заняли прочное место в спортивном календаре. мира, уверенно сохраняют за собой командные высоты. Советские кроссмены и гаревики, стоявшие на всех ступеньках пьедестала почета в чемпионатах мира, — по праву считаются одними из сильнейших. Отдельные победы в международных соревнованиях одерживали картингисты, раллисты, автомоделисты. Советская мотобольная команда выиграла кубок Европы. И все же мы вправе ждать от наших спортсменов более успешных выступлений в чемпионатах мира, завоевания ведущих позиций на мировой спортивной арене. Пока что их достижения слишком малочисленны и не соответствуют уровню и масштабам развития нашего массового моторного спорта. Ни в одной стране не найдешь столько молодых способных кроссменов, гаревиков, картингистов, как у нас. Нигде не строится так много новых спортивных сооружений для автомотоспорта.киаде комсомольцев и молодежи, проведенной ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ, участвовало 78 тысяч автомобилистов и мотоциклистов. Это была перваяспартакиада по техническим видам спорта. 1959 г. Октябрь. В столице Башкирии Уфе разыгран первый чемпионат СССР по мотогонкам на гаревой дорожке. 1960 г. Январь. Создана Федерация автомобильного и мотоциклетного спорта СССР. 1961 г. На велотреке «Динамо» в г. Вентспилсе впервые проведены соревнования по картингу. 1961 г. Автоклубы страны получили с Таллинского авторемонтного завода тридцать автомобилей «Эстония-3» (класс 3 500 см ). Это были нашипервые гоночные машины серийного производства. 1961 г. Август. З акончилисьфинальные соревнования Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. В ее программу входили авторалли, мотогонки по ипподрому, гаревой дорожке, мотокросс и мотоциклетная многодневка. В ходе Спартакиады проведено 27 920 мотоцикл етныхи 17 942 автомобильных соревнований; в них стартовало 780 тысяч участников — мотоциклистов и автомобилистов. 1961 г. Август. На трассе «Невское кольцо» в Ленинграде состоялись первыев стране международные кольцевые автогонки. 1962 г. Июль. Москвич И. Тихомиров на газотурбинном автомобиле «Пионер-2» первым в СССР взял 300-километрозый рубеж скорости и установил новый абсолютный рекорд страны . На соляном озере Баскунчак он показал результат 306,6 км/час. 1963 Г; Май. Начались игры на кубок журнала «За рулем» по мотоболу. Первым обладателем Кубка стала команда автомотоклуба Алма-Аты. 1963 г. Июль. Советские мотоциклисты, впервые участвуя в традиционном моторалли ФИМ, з аняли первое место и завоевали 10 призов. С тех пор они еще трижды побеждали в этих соревнованиях. 1963 г. Октябрь. Впервые прошли всесоюзные соревнования по автомобильному двоеборью — ф игурное вождение и экономия горючего. 1965 г. Июль. Впервые советский гонщик завоевал почетный титул чемпиона мира. Армейский спортсмен Виктор Арбеков стал победителем по мотокросс ув классе 250 см 3 . 1965 г. Август. В одиннадцати городах страны состоялись финалы автомобильных и мотоциклетных соревнований, входивших в программу III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Свыше 2 000 000 участников — автомобилистов и мотоциклистов вышли на массовые спартакиадные старты 1966 г. Февраль. На первом чемпионате мира по мотогонкам на льду победил Габдрахман Кадыров. 1967 г. Таллинский авторемонтный завод закончил постройку первой партии отечественных гоночных автомобилей формулы3 — «Эстония-9». 1967 г. Февраль. Третьим чемпионом мира по мотоспорту среди советских гонщиков стал Б. Самородов (Уфа). Он выиграл первенство мира в мотогонках на льду. 1967 г. З авершилисьфинальные соревнования IV Юбилейной Спартакиады народов СССР, посвященной 50-летию Советского государства. В ее программу входили автодвоеборье, ралли, картинг, мотокросс, мотомногоборье, гонки по гаревой дорожке. 1967 г. Советский картингист Александр Сафонов стал победителем Кубка социалистических стран. 1968 г. Февраль. Г. Кадыров во второй развыиграл первенство мира по мотогонкам на льду.