ПРОВЕРЬТЕ ПРИЛЕГАНИЕ ШАЙБЫГ. Укустов из .Волгограда спрашивает, почему из-под ведущей зведочки его мотоцикла «Восход» подтекает масло. Отвечают работники завода. Причиной течи масла из коробки передач со стороны .ведущей звездочки мож ет являться неплотное прилегание резиновой шайбы кторцу основной шестерни призатяжкегайки крепления звездочки. Для проверни этого достаточно снять крышку генератора и вынуть шток сцепления. Если шайба не прижата , н ужно .поставить между ней и торцом гайки металлическую шайбу или шайбу из маслобензостойкой резины.Справочная службаИЗОБРЕТАТЕЛЯМ, РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ«Куда, по какому адресу обращаться, если сделано усовершенствование или изобретение по автомобилю?» — и нтересуется А. Ш епильиз г. Днепропетровска. Предложения бывают разные, и в зависимости от характера направлять их нужнов различные организации. Если усовершенствуется известное коннретное устройство, .предложение имеет частное значение и неприменимо к аналогичным машинам того же типа — это рационализаторское предложение. Подавать его следует в БРИЗ по месту работы, или, если оно может быть полезно для других предприятий .ведомства, — в вышестоящую организацию (управление, главк, министерство). Подробно порядок подачи вы можете узнать в БРИЗе своей организации ив местном отделении Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Предложения по созданию принципиально новых устройств или машин , имеющие общий характери создающие новый положительный технический эффект, относятся н категории изобретений. В этом случае их рассматривает Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Правила оформления также можно узнать в отделении ВОИРа. Должным образом подготовленную за явку автор непосредственно посылает в Комитет (его адрес: Москва, Б. Черкасский пер., 2/6) или в Институт патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) по адресу: Москва, Бережковская набережная, 24.БЕНЗИН ДЛЯ «ВОЛГИ»Допустимо ли пользоваться бензином А-76 при эксплуатации автомобиля «Волга»? Этот вопрос задают автолюбители В. Горбачев из г. Минска, А. Костенецкий из г. Новосибирска и другие. Двигатель автомобиля «Волга» ГАЗ-21Р (модели ЗМЗ-21А, со степенью сжатия 6,7) рассчитан на бензин А-72. Эксплуатация «Волги» на бензине А-76 (октановое число 76) не принесет двигателю среда. Н ужно лишь несколько увеличить угол опережения зажигания , т аккак иначе будут перегреваться клапаны и весь двигатель в целом. Применение более высокооктановых бензинов (АИ-93, АИ-96) недопустимо. Двигатель «Волги» не рассчитан на нихи будет перегреваться. Могут выйти из строя («сгореть») клапаны идаже поршни из-за различия в протекании процесса горения у низкооктановых и высокооктановых топлив. Особенно это относится к авиационным сортам бензинов, применение которых ухудшает отдачу тепла клапанами из-за отложения на .них свинца-антидетонатора.П рактика эксплуатации мотоциклов с оппозитным расположением цилиндров и одним карбюратором выявила существенные недостатки. Прежде всего это затрудненный пуск двигателя в холодное время года вследствие значительной протяженности ветвей коллектора, в которых конденсируется смесь, и снижение мощности из-за большого сопротивления движению смеси. Кроме того, для синхронной работы цилиндров ветви коллектора должны быть одинаковы, а изготовить такой коллентор очень трудно. Установка же двух карбюраторов дает возможность регулировкой качества и количества смеси для каждого цилиндра обеспечить их одинаковую работу, компенсируя разные величины степени сжатия , износа клапанов и т. п. Регулировка бывает затруднена или невозможна при .неудовлетворительном состоянии клапанов или слишком малых зазорах в их приводе. После притирки клапанов и установки зазоров в соответствии с заводской инструкцией регулировка карбюраторов не представляет большой сложности.ПОЛОСЫ НА СТЕКЛЕМожно ли освободиться от следов, оставленных стеклоочистителем на лобовом стекле? Как это сделать? Об этом опрашивают П. Ш ироков из г. Ульяновска и И. Туданов из колх оза имени XXII партсъезда (Уральс кая область). Чтобы сделать стекло снова прозрачным, без полос, его полируют. Для этого надо снять стекло с автомобиля и закрепить на деревянной или гипсовой болванке, покрытой какой-либо мягкой тканью. На электродрель или какой-либо электромотор со скоростью .вращения вала 100 — 130 об/мин устанавливают мягкий войлочный круг диаметром 200 — 2 50 мм. На поцарапанные участки стекла наносят специальную пасту и приступают к полировке вращающийсякругом . Пасты — поли.рит (наиболее активную), содовой крокус, .кадрельную пыль, т ри фалин — м ожно найти в мастерских, з анимающихся полировкой стекла.САЙЛЕНТ-БЛОКИ В ПОДВЕСКЕ «МОСКВИЧА»Почему втулки нижних рычагов передней подвески «Москвичей» модел ей «407» и -«408» делают изрезины ? Об этом спрашивает Л. Спектор из г. Минска. Отвечает конструктор МЗМА В. И. Евланов. Резино-металлические шарниры .в передней подвеске автомобилей «Москвич» не требуют смазки и другого обслуживания, ощутимо уменьшают передачу вибрации на кузов и, что особенно важно, компенсируют мелкие неточности изготовления и сборки деталей, уменьшают деформацию рычагов подвески. Работоспособность сайлент-блоков, применяемых на «Москвичах» «403» и«408», превышает 100 тысяч километров, тогда как резьбовые втулки служат не более 70 тысяч.РЕГУЛИРОВКА ЗАЖИГАНИЯМногие читатели — в ладельцы мотоциклов «Урал-2» — п росят дать консультацию по регулировке зажигания. В инструкцииупоминается смотровое отверстие вкартередвигателя , которого на их мотоциклах нет. На Ирбитском мотоциклетном заводе приложили к партии мотоциклов М-63 инструкцию , предназначенную для маш ин более 'позднего .выпуска. В письме в редакцию работники завода приносят извинения их владельцам за эту неточность. Проверяют или устанавливают момент зажигания на мотоциклах М-63, не имеющих отверстия для определения положения коленчатого вала, следующим образом. Снимают головку одного из цилиндров, устанавливают поршень на 10 + 0,5 мм до верхней мертвой точки . Ослабляют винты крепления корпуса .прерывателя ккартеру двигателя и .включают зажигание . Одной рукой разводят грузики автомата опережения до отказа, а другой — поворачивают корпус прерывателя до момента размыкания контактов, который определяется методом, у казаннымвинструкции .КАК УВЕЛИЧИТЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА «ВЯТКЕ»?С таким вопросом обратилсяв ред акцию П. Р омановиз г. Борисова. «Дело в том, — пишет он, — что на моем ВП-150 выпуска 1955 года в этом году очень ослаб свет, очевидно, изз аразмагничивания магнитов магдино, так как остальные приборы исправны». Отвечают работники завода. Для увеличения напряженияв системе освещения надо намагнитить магниты маховика магдино. Однако для этого необходимо специальное приспособление и оборудование. Рекомендуем два более простых способа повышения напряжения, доступных каждому мотолюбителю. Первый. Заменить в стабилизаторе напряжения конденсатор емкостью 2мкф конденсатором 1 мкф, рассчитанным на напряжение не менее 200 в (электролитический конденсатор ставить нельзя). Это повысит напряжение в системе освещения на 1,5 — 2 в. Второй. Уменьшить число .витков вторичной обмотки трансформатора, имея в виду, что сматывание каждых 100 витков дает увеличение напряжения приблизительно на 0,3 в. Для сохранения стабильности напряжения можно уменьшить количество витков не более чем на 700—800. Не исключено одновременное использование обоих способов. Обязательно обратите внимание на целость асбестовой прокладки проволочного сопротивления стабилизатора, выводы которого должны быть изолированы от металлического кожуха.ЕЩЕ РАЗ ОБ «ОДНОМ ВМЕСТО ДВУХ»«Больной вопрос» для меняи других владельцев мотоциклов М-63 «Урал» — р егулировкаработы цил индров на синхронность . Многие из нас считают, что установка одного карбюратора (например, от двигател я «Москвича») вместо двух облегчил а бы задачу. Почему заводы не идут по такому пути?» С этим вопросом обратилсявредакцию В. Шепилов из Барнаула. В нашемжурнале (1960, № 5) была помещена заметка В. К ушпиляи Ф. Субботина, в которой давались практические советы по замене двух карбюраторов мотоцикла М-72 одним автомобильным — К-59. Заметка вызвала оживленную дискуссию читателей, итог которой был подведен в обзоре писем и .в выступлениях специалистов В. Бекмана и М. Гинцбурга («За рулем», 1 961 , № 3).НА КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ«Чем заменитьвкладышишарниров рулевых тяг на «Запорожце»?» — с прашивает В. Ж уковиз г. Ч иты . Конечно, лучше поставить заводские детали. Но, в крайнем случае, вкладыши рулевых тяг «Запорожца» можно выточить из капрона, текстолита или, если нет этих полимеров, — из бронзы.26