за рубежомАНГЛИЙСКИЕ АВТОМОБИЛИно сказатьи про двойников другого автомобильного объдинения «Руте». Даже у «Роллс-Ройса» существует такой двойник по имени «Бентлей». Заводы Англии выпускают автомобили 32 марок, причем характерным для нихявляетсяширокоекооперирование . Существуют предприятия , специализированные на выпускеразличных узлов и де. талей. «Борг-Уорнер» делает автоматические гидродинамические передачи, «Перкинс» — дизели, «Лукас» — электрооборудование, «Гирлинг» — тормоза, а «Прессед стил» — кузова. В автомобильной промышленности Англии друг другу противостоят две группыпредприятий — собственно англ ийскиеинаходящиеся под контролем американского капитала. К последним относятся «Форд» и «Воксхолл». Даже в их конструкции ивнешнем виде явноощущаетсяамериканскоевлияние . Почти под полную зависимость от американского концерна «Крайслер» недавно попало объединение «Руте». Крупнейшая английская фирма — БМК. На ее долю приходится треть всех выпускаемыхв стране автомобилей. ПоПоследняя лер».модельавтомобиля«Дайм«Лучше иметь дело со старым чертом, которого хорошо знаешь», — говорят англичане, когда их упрекаютв консерватизме. Даже в новых моделях автомобилей, они, к ак правило, оставляют принципиально бесперспективные и, казалось бы устаревшие конструктивные элементы. Англичане не всегда избегали нового. Достаточно вспомнить о принудительном открытии впускного клапана, первом . шестицилиндровом двигателе «Непир», гидромуфте, дисковых тормозах и некоторых других нововведениях, впервые появившихся на английских автомобилях. Но все же они неохотно расстаются со старымииспытанными конструкциями. Больше того, англичане упрямо сох раняютстарыеназвания автомобилей. хотя строившие их фирмы уже не существуют самостоятельно. Так, крупнейш ее объединение БМК (Бритиш мотор корпорейшн) в ыпускает автомобили шести марок — «Остин», «Моррис», МГ, «Рилей», «Волслей», «Ванден-Плейс», многие из которых отличаются только эмблемами и облицовкой радиаторов (например, «Остин» и «Моррис»). То же мож-своим конструктивным особенностям их можно разделить на три группы. Первая — переднеприводные автомобили споперечнымрасположением двигателя, с озданные по проекту известного конструктора А. Иссигониса. Все они пох ожи друг на друга. Двигатель вынесен вперед за пределы колесной базы. Слева, под крылом переднего колеса, распол ожен радиатор, с права — м аховикс муфтой сцепления, с вязанный цилиндрическими шестернямис четырехступенчатой коробкой передач. Она через цилинд рическуюпару соединена сдифферен циалом. Привод напередниеколеса — через шарниры Бирфильда. Представляет интерес конструкция взаимозависимой подвески колес. Рычаги передней подвески, к ачаютсяв поперечной плоскости, задней — в продольной. П ружинящимиэлементами служат резиновые буфера. Х арактерная особенность их — п еременная жесткость, возр астающаяс увеличением деформации. Внутренние полости буферов заполнены жидкостьюи соединены трубками попарно: буфер переднего правого колеса сбуфером заднего правого, а переднего левого — с задним левым . При наезде передних колес на препятствие происходит сжатиерезиновыхбуферовичасть жидкости перемещаетсяк буфер ам подвески задних колес. При этом задняячасть автомобиля приподнимается.ХАРАКТЕРИСТИКИ основных моделей английских автомобилейл Тип тор мозс , В S Яд си во2т чю ооЯ ао.0. f- й Я СО ООо СГК ь 8,3 8,5 8,2 8,3 8,0 8,0 8,0 8,0 9,0 9,1 9,1 8.5 9,0 8,5 10,0 8,4 9,2 9.2 8,5 8,5 9,0 9.0 9,0 9,0 8,75 9,0 1112223211111111 1Д 211222212 Число передач (вперед) я в «сишеималья мощност с.) при /минФирмаМоделькБМК 850 1100 1800 «Вестминстер» Мк-2 «С» «Е» «Мажестик» «Кортина 1500» « К орсарV 4» « З ефирV 6» «Вива» «Виктор» «Креста» «Хиллманимп» «Хиллманминкс» «Санбимрэпир» ( с ерия V) «Санбимальпин» «Геральд» 1300 2000 «Сильвер Шэдоу» « Ф антом V» 2000 МкШа иаовос2опппко trg 4556552655655 5—6 44525555744 2—4В 0>S 2авВ2 Sавsав«ча1410 1530 1700 1740 1695 1690 1660 1860 1650 1610 1810 1600 1640 1770 1530 1610 1540 1540 1525 1570 1650 1800 2010 1680 1780 1420«S 2я fо о32 2« сосо СО 2030 2370 2690 2790 2730 2730 2440 2895 2490 2565 2920 2430 2540 2730 2080 2500 2440 2180 2320 2450 2690 3050 3650 2630 2810 2440в ^ 5 и Оо о Q.O Ч Са*1 лмй оач о <> ч i "к> А в2 , о Я'в^о" р Зй ft1шЯво S СГ ROЧ£ « »оS BSOа д б.Д.я ячл 5 чо Эо 2 &АЧИЙ8 «Чоо •<НЕЙев со»5s115 122 146 170 170 190 240 177a, s ч2 В2то 0~~3050 3730 4170 4780 4590 4770 4450 5740 4270 4490 4700 4100 4440 4750 3590 4270 4150 3960 3890 3940 4415 5180 6400 4530 4740 36601360 1340 1430 1520 1430 1380 1220 1660 1435 1450 1480 1350 1460 1420 1380 1420 1450 1310 1320 1330 1420 1510 1750 1400 1550 1320160 634 150 808 165 1150 160 1591 180 180 140 170 160 165 16С 130 130 120 14( ) 1704—848 34,5—5500 4—1098 4,5—5100 4—1798 81—5000 6—2912 120—4750 122—5750 213 — 5500 259—5400 220—5500 58—47004 444 4+2 4+2 43 авт. 4 44444444444 4+2 4 авт. 4 авт. 4 44д. д. д. д. дд. д. дд. б. б. д. б. д. д. д. б. д. д. д. д. д. д. д.б. б. б. б.Д:5,5—8 7,5—9,5 9—11,5 12—14 15,0 18,0 15,0 15—20 9,5 9.5 11,6 7,0 11.7 11 — 13 7—9 8,5—10 9—11.0 10,5«Ягуар» «Дэймлер» «Форд»к ккккккккк31440 6—2483 1640 6—3442 1180 6—4235 1870 V8 — 4 560 872 4—1500д. д.Д.б . ' 131 б. д. б. б. б. б. б. б. б. б. б. б. д. д. д. б. б. 142 156 133 136 169 126 133 158 160«Воксхолл» «Руте»9 92 V4 — 1 66372 — 4 750 1300 V6 — 2 495104 — 4 750 795 4—1159 47—5200 995 4—1595 66—4800 1270 6 — 2651 96—4600 712 4—875 39—5000 929 4—1496 4—1725 60—4800 85 — 5500к кккпкккккк140 1050 110 9924 — 1 725 92,5 — 5 500 48—5200 61—5000 90—5000«Триумф» «РоллсРойс» «Ровер»4—1147 170 840 140 914 4—1296 150 1170 6—1998 165 2100V8 — 6 2307—8 126 8—10 137 153 10—12 190 22.0 180 167 180 175 23,0 13,0 14.5 3 — 12М органП пюе 4185 2540V8 — 6 230 4—1978 91—5000 230 1273 160 1728 6 — 2995 123—4800 180 840 4—2138 106—4750К ОМПОНОЕка : п — д вигател * спер еди, п эредни еведун ие к( шеса; з — зад!-iee расположе ?[ие а вигат зля; к — К Л !юсичесн ая кс )МПОН( 5вка. К арбюрагоры : Д — дв5rXKaiv ерны 1карб юратог >. Тип торм озов : б. — ба] забаг ные, Д . — Л ИСКОВ1 , i e .30 Передняя независимая подвеска системы МакФерсон автомобиля «Хиллман-Хантер».Камера сгорания новых двигателей «Форд», расположенная в поршне. Т акаяконструкция упрощ ает процесс механической обработки головки блока цилиндров, улучш ает наполнение цилиндров горючей смесью и процесс сгорания.•Продольный разрез переднеприводного автомобиля «Моррис-1100» с поперечным расположением двигателя. Р ычажная подвеска переднего колеса с резиновым пружинящим элементом.В заимозависимая подвеск а передних изадних колес автомобилей «Остин» и «Моррис-1100». На рисунке видны резиновые буферы, заполненные жидкостью, и соединит ельные трубки. На схеме внизупоказан процесс выравнивания автомобиля при наезде передними колесами на выпуклость дороги.Когда же задние колеса наезжают на препятствие, поднимается передняя часть автомобиля. Таким образом, при движении по неровной дороге кузов автомобиля почти все времясохраняет положение, близкое к горизонтальному. В подвеске применены и телескопические амортизаторы. Гидравлическая система тормозов имеет особенность: в магистрали, идущей к задним колесам, установлен клапан-ограничитель давления жидкости. При нажатии на тормозную педаль с усилием, не превышающим 18 кг, давление вцилиндрахпереднихи задних тормозных барабанов одинаково. Если же усилие увеличивать, то давление в тормозных цилиндрах передних барабанов будет возрастать , а в задних, благодаря клапану ограничителя, оставаться без изменений. Иными словами, при большем нажатии на педаль тормозное уси лие будет увеличиваться только на передних колесах. Это сделано для того, чтобы избежать юза задних колес. Небольшая часть автомобилей первой группм выпускаетсяс автоматической гидромеханической коробкой передач вместо обычной четырехступенчатой. Для второй группы автомобилей БМК характерна классическая компоновка. «Остин», «Моррис», МГ, «Рилей» и «Волелей» с набжены -четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом 1,622 л или же («Остин» и «Волслей») шестицилиндровыми — 2,912 л. Никакими конструктивными особенностями, кроме высокой степени унификации узлов и деталей, эта группа не выделяется, р азве что на некоторых автомобилях дополнительно устанавливается ускоряющая планетарная передача «Лэйкок-де-Норманвиль» (она улучшает динамические и экономические показатели), или гидромеханическая автоматическаятрансмиссия «БоргУорнер». Кстати говоря, это типично почти для всех фирм . К третьей группе относятся старыемодели с классической компоновкой, некоторые 10 — 15-летней давности, но все еще пользующиеся спросом у англичан и отчасти за рубежом. Это «Остин А-40», «Моррис минор 1000», с портивные двухместные купе МГ и. наконец, сверхдорогие машины «Вандеи Плейс Принцесс» с шестицилиндровыми двигателями «Роллс-Ройс». Конструкции этих автомобилей сохраняют индивидуальные черты и, к ак правило, не имеют ничего общего ни между собой, ни с моделями первых двух групп. Недавно к БМК примкнули известныефирмы «Ягуар» и «Дэймлер», выпускающие дорогие автомобили высшего класса. У них классическая компоновка и высокие динамические показатели . Хорошо известны также спортивные модели «Ягуар» с двухместными кузовами. На всех этих автомобилях — р ядныешестицилиндровые двигатели 2,4—4,2 л. с V-образным расположениемклапанови двумя верхними распределительными валами. В зависимости от степени форс ировки двигатели снабжаются двумя или тремякарбюраторами . На всех моделях трансмиссия одного из трех типов: полностью синхронизированная чет ырехступенчатая коробка передач: она же с добавлением ускоряющей передачи или, наконец, у поминавшаяся гидромеханическая автоматическая передача «Борг-Уорнер». Исключение составляет спортивная модель «Ягуар-Е». выпускаемая только с четырехступенчатой коробкой передач. Передняя изадняя подвески «Ягуара» независимые, л ишьу самой небольшой модели Мк-2 задний мост жесткой конструкции. На всех моделях применены передние и задние дисковые тормоза и вакуумные усилители. Гидроусилители рулятакже входят в стандартное оборудование автомобилей этой группы. Макс имальные скорости пятиместных седанов составляют 170 —190 км/час, а спорт ивных моделей — до 240 км/час.Двигатели всех автомобилей БМК (включая «Ягуар» и «Дэймлер»), а также «Ровер», «Роллс-Ройс» с набжены карбюр аторами СУ, п оявившимися более полув ека назад и не подвергшимися никаким серьезным конструктивным изменениям. Компенсация состава смеси вних осуществляется автоматическим изменением сечения диффузора . Примерно пятаячасть производства легковых машинв Англии приходится на фирму «Форд», в ыпускающую автомобили классической компоновки с двигателями от 1,1 до 3,0 л. На моделях до 1,5 л. у станавливаютчетырехцилиндровыерядные двигатели, до 2,0 л — ч етырехцилиндровые V-обр азные и, наконец, от 2,5 до 3,0 л — шестицилиндровые V-образные. Почти все модели с дисковыми тормозами на передних колесах. У автомобилей «Фордз ефир » и «Форд-зодиак» необычно расположен шестицилиндровый двигатель он значительно смещен назад, и перед ним под капотом помещено запасное колесо. На этих же моделях применена независимаярычажная подвеска задних колес. Вместо обычныхшлицевых скольз ящих муфт укарданных сочленений —г радиально расположенныекачающиеся серьги. Они обеспечивают изменение длины полуоси при колебаниях колес. По типажуиразмерамк фордовским машинам близки автомобили фирмы «Воксхолл» У них также классическая компоновка ирядные четырех- или шестицилиндровые двигатели (1,159—3,3 л). Самая маленькаяиз моделей «Вива» обладает редкой для такого класса автомобилей бесшумностью и хорошей устойчивостью на поворотах. На новых моделях «Виктор» и «Виктор-2000» фирм авпервыеприменила наклонное под углом 45° (влево) расположение цилиндр овиверхнийраспределительный вал с приводом зубчатым пластмассовым ремнем. Следующая по объему производства фирма «Руте» в ыпускаетмашины марок: «Хиллман», «Сингер», «Хамбер» и «Санбим» (более двадцати моделей). По конструктивным особенностям их можно разделитьна две группы. Первая — маленькие заднемоторные «Хиллман», «Сингер» и «Санбим» с наклонно расположенными четырехцилинд ровыми двигателями, имеющими верхний распределительный вал ирядноерасположение клапанов. Четырехступенч атая полностью синхронизированная коробка передач расположенав одном блоке с главной передачей и двигателем. Кузова на всех моделях одинаковые — двухдверные четырехместные (кроме спортивных «Калифорниан»). Мощность двигателей — от 39 л. с. на стандартн ых моделях до 60 л. с. на специальныхспортивных моделях (для ралли). . Все тормоза — б арабанные (колодочные). Ко второй группе можно отнести автомобили «Хиллман», «Сингер», «Хамбер» и «Санбим» с классической компоновкой шасси. У всех четырехцилиндровые двигатели 1,725 л., мощностью от 68 ДО 74 л. с. Передние тормоза дисковые, задние — колодочные. Сравнительно небольшое место в общем объеме производства занимают автомобили фирмы «Триумф». Все ее модели до последнего времени имели классическую компоновку. Кроме стандартн ых типа седан, в ыпускаютсяи спортивные: ТР-4, «Опитфайр» и ГТ-6. В конце минувшего года «Триумф» н ачала выпуск новой модели «1300» с передними ведущими колесами. И, наконец, ф ирма «Роллс-Ройс», автомобили которой отличаются высоким качеством^ изготовления, сборки и тщательностью доводки. В их конструкции нет не только ничего необычного, но и ничего нового. Например, двигатель — самый заурядный восьмицилиндровый V-образныЙ срядным расположением клапанов, привод к которым — от центрального распределительного вала через толкатели, штанги и коромысла. Фирма «Ровер» специализируется на выпуске автомобилей среднего класса — м аленьких «Роллс-Ройсов». В Англии существуют также небольшие предприятия , в ыпускающие мелкими сериями спортивные машины: АС, «Астон-Мартин», «Бонд», «Лотос», «Джильберн», «Морган», «Эльва», «Бристоль». Характеристики основных моделей английских автомобилей (из 243 выпускаемых) приведены в помещенной здесь таблице. В. БЕЛЯЕВ, инженер31