12
13
LРациональное переключение передач — один из важных приемов управления автомобилем. Известно, что мощность двигателя внутреннего сгорания падает с уменьшением числа оборотов. Именно коробка передач помогает обойти этот недостаток, а знание ее способностей позволяет наивыгоднейшим образом использовать мощность двигателя. Умелая техника переключения передач сохраняет синхронизаторы, всю дорогостоящую коробку. И не случайно большинство автолюбителей после прочного овладения основами ищет, допытывается, старается совершенствовать приемы управления машиной. В помощь им и предназначена беседа инженера В. Е. ТАБАКОВАКОРОБКА БЕЗ ЗАГАДОКПредставим себе: автолюбитель и инженер-автомобилист совершают поездку на необычной учебной машине. В ней частично вырезан пол, а в картере маховика и коробки передач сделаны окна из прозрачного материала. Внутри коробка подсвечена. Сидящие в машине могут наблюдать все происходящее, даже на ходу. Мы с вами тоже находимся в этой машине, следим за разговором, и анализируем прилагаемые рисунки. Инженер. Говорим о технике переключения, а вы даже с места с треском включаете! Любитель. У меня это часто получается с шумом, особенно последнее время. А с места — всегда. Наверно, пора сменить коробку? В учеб ной машине она и подавно изношена. И. Но это хлопотно и дорого. Нельзя ли проще? Л. ?.. И. Сменить водителя. Л. Тогда покажите. И. (Садится за руль). Только немного отодвинем сиденье. Та-ак, «выжали» сцепление, включили первую и... Л. Постойте. Договорились ведь с объяснением. Мне понравилось, но я как-то не понял, почему у вас без шума обошлось. И. Хорошо, повторим. Л. Интересно! Стоим, а «вся коробка» крутится. И. Так уж и вся? Л. Ну, почти вся. Вижу, вон муфта (5, рис. 1) неподвижна и большая шестерня (е) тоже. И. Самая большая? Л. Да, значит, это шестерня первой передачи. И. Вот и вспомнили «азбуку». А теперь снова включаем первую: большая шестерня идет вперед на соединение с шестерней (д) первой передачи промежуточного вала (рис. 1, 2 и 3)... Л. Минуточку, подождите! Сейчас поломаются зубья: одна шестерня крутится, а другая — неподвижна! И. Но вы, коллега, тысячи раз так делали. А мне и одного нельзя. Л. Пилюлю придется проглотить. Но т, выход вижу: все 1 естерни остановились (рис. 2). Значит, после выжима педали надо немного подождать, а не включать передачу сразу. И. Вот и попробуйте. Л. С удовольствием. Только смотрите, стрелка бензоуказате тя на ноль «косится», а мы, кстати, . озле колонки. Подъедем-ка на заправку. Там и поменяемся. Л. Теперь, пожалуйста, сиденье чуть ближе. Так. Поехали: выключаем сцепление, ждем, вклю... вклю... Но передача не входит?! (рис. 2, б). К ак на грех нам уже сигналят. И. Отпустите на мгновенье педаль — можно и не совсем — и снова выжмите. Теперь включайте передачу. Хорошо? Ну, вот и двинулись дальше. Л. Спасибо. Такое случалось у светофора: стараешься, даже рычаг гнется, а передача все равно не входит. Нервничаешь, других задерживаешь. В конце концов включишь все-таки, не поняв, почему вышло. И. А все же почему? вое время будете думать, потом — перейдет в привычку. Л. Какой режим движения? И. Просто поедем. Чаще переключайтесь. Л. Выключаем сцепление, немножко ждем, включаем первую, ага, без треска, хорошо, добавляем газ и трогаемся.Л. Хотите проверить «усвоение»? Теперь нетрудно сообразить. Просто шестерни остановились в положении зуб против зуба (см. рис. 2, б). Отпустив «чуточку» сцепление, мы их повернули. И. Еще маленький совет. Подождать после выжима нужно совсем немного. Включать передачу следует когда шестерни почти остановились. Тогда это получится и бесшумно и легко. П ерИ. Теперь остановимся. Давайте еще раз поменяемся. Так. Сиденье не будем трогать — я за руль ненадолго. Следите, пожалуйста, за диском сцепления и маховиком. Разгоняю машину на первой передаче. Как они? Л. Никак — вращаются вместе. И. Выключил сцепление, включаю вторую передачу... Л. Разъединились, уменьшается их число оборотов... маховик начинает отставать... О-о-о! Диск как-то встрепенулся, но стал устойчиво держать свои «обороты». И. Это включилась вторая. Теперь диск... Л. ...вращается принудительно от задних колес... И. ...через коробку. Хорошо. А теперь смотрите — быстро отпускаю сцепление и... Л. ...и машина клюнула. Смотритека, маховик резко увеличил скорость... И снова рывок всей машины? Похоже на «неуд» по вождению. И. Двойки разные бывают. А дело вот в чем. За время, пока мы, сбросив газ, «переключаемся», обороты двигателя упали... Л. Я же вам говорил, что маховик отстает. Затем вы включили сцепление, машина неприятно клюнула, и маховик завертелся быстрее.ЗАСЕДАНИЕ ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТОЕ И. Неприятно для кого? Л. Для пассажира. И. А для механизмов? Л. В вашем вопросе заключен и ответ. И. Тогда рассуждайте дальше. Л. Дальше вы добавили резко газ, мы все ощутили рывок... И. Кто «все»? Л. Машина и пассажиры. Но, думается, добавлять газ можно было начать раньше. И. Так, так... Л. ...или одновременно, или даже чуть раньше того, как отпускать сцепление. И. Пишите еще одну пятерку в вашу зачетку и уже задним числом ответьте на дополнительный вопрос: За счет чего двигатель резко увеличил скорость вращения? Л. Энергия получена двигателем за счет инерции машины. Поэтому и получился клевок — скорость машины скачкообразно уменьшилась. Затем вы резко добавили газ, и машина дернулась уже вперед. Больше того — так у вас получается при каждом переключении. Рывки и клевки («туда и обратно») не только неприятны для сидящих в машине, но также расшатывают механизм трансмиссии. «По-ученому» это, кажется, называется подвергать их знакопеременной нагрузке. И. Тогда больше так делать не будем. Газ надо добавлять одновременно с отпусканием педали сцепления. Примерно как при трогании с места. Только немного быстрее — машина движется, и шероховатости будут сглажены. Вначале можно газ давать заведомо больше, потом все само придет в норму. Л. Это, конечно, справедливо при переключении и «вверх» и «вниз»? И. В том-то и дело. Но давайте устраним еще одну, тоже широко распространенную «шероховатость». Л. Казалось бы, все разобрали. И. Тогда смотрите. Вот едем. Бросаю газ — выключаю сцепление. Обычное начало любого переключения. Почувствовали клевок? Поняли, в чем дело? Л. Вижу: маховик на мгновение както «притормозился». Клевок почувствовал четко. По-моему, вы рано бросаете газ. И. От этого и клевок: просто по «неряшливости» я бросаю газ чуть рань-ше, чем выключаю сцепление. Получается ничем не оправданное резкое торможение двигателем. Л. Но это ведь очень плохо, если так получается при каждом переключении, а сколько их «вверх» и «вниз»! Я имею в виду не только неприятные клевки, но и большие износы автомобиля. И. Поэтому мы и тратим время на «мелочи». А теперь передаю руль. Л. Поведу с удовольствием. Буду следить, чтобы делать все как говорили. Пожалуй, поехали дальше. И. Поворот близко, да еще и подъем. На прямой не вытянем. Я бы заранее перешел на вторую. Тогда на повороте ив конце его руки будут свободны. Л. Понял. Я уже уменьшил газ. Та-ак, сколько? Тридцать километров в час. Перехожу на вторую, пере... Что такое, опять рычит и не включается? И. Тогда подождите. Пока поворачивайте — пусть скорость машины уменьшится. Вот уже' двадцать... пятнадцать, теперь включайте. Обязательно получится. Л. Правда! Почти без треска! В чем же секрет? И. Объяснит сама коробка. Давайте остановимся. Л. Это вы меня «спровоцировали». Я на большой скорости не переключался. Пожалуй, удобнее всегда перед сложными участками заранее переходить на ступень ниже. Но это трудно сделать. И. Уметь быстро перейти «ниже» при большой скорости движения очень важно. Поворот — не единственный пример. Еще важнее так поступать на подъеме, и при обгоне, и на плохой дороге... Водитель может полнее использовать мощность двигателя, только технически грамотно пользуясь передачами. Думается, мы лучше все это разберем на примерах, которые нам подскажет дорога. Сперва надо отшлифовать технику переключения. Сначала — «как», а потом — «когда». Садитесь рядом, а я — за руль. Так вы сможете больше увидеть. Л. Но мы не сразу включили вторую?! Почему это удалось, когда снизили скорость? Трехступенчатая коробка передач цепления промежуточного вала; в — шестерня II передачи; г — шестерня II передачи ведомого вала; д — шестерня I передачи промежуточного вала; е — шестерня I передачи ведомого вала. Черным цветом обозначены быстро вращающиеся детали, темно-серым — вращающиеся несколько медленнее, светло-серым — еще медленнее и обведены лишь контуром — неподвижные. Р ис . 2. Машина неподвижна. Двигатель работает. Нейтральное положение. Сцепление выключено. Прошло некото-И. Лучше поедем. Теперь о второй передаче. Потому что вскочить на ходу в движущийся транспорт легче, когда он идет медленнее, а у нас задача примерно та же. Наблюдайте внимательней за коробкой. Л. Смотрю, но не все понимаю. Вы уже успели дойти до прямой передачи и никаких тресков. И. Так получается у каждого знающего водителя. Так сможете и вы. Л. Если связать перемещение муфты с движением рычага переключения (рис. 4 и 5), то вторая передача будет включена, когда муфта соединится с венцом (6) шестерни (г).^=йИ. То есть свяжет шестерню с ведомым валом (7)... Л. Да, тогда и понизится скорость движения: сейчас эта шестерня вращается гораздо медленнее ведомого вала. Я за ней давно наблюдаю. Значит, при той же скорости вращения коленчатого вала ведомый (7), а значит, и карданный (8) валы будут вращаться медленнее. И. А насколько шестерня второй передачи «Волги» делает меньше оборотов, чем двигатель? Л. Нужно знать количество зубьев ее, а также шестерен (а, б, в). И. Я тоже не знаю числа зубьев, но передаточное число помню — 1,772. Как видите, число оборотов этой шестерни уменьшается почти вдвое. Нодавайте все же перейдем на вторую: выключаем сцепление, переводим рычаг в нейтраль и двигаем его дальше... Л. Стоп! Та же история — муфта подходит к шестерне, но они не могут соединиться: велика разница в числе оборотов.>Р ис . 1. Нейтральное положение. Машина неподвижна. Двигатель работает. Сцепление включено (или только что выключено). 1 — маховик двигателя: 2 — ведомый диск механизма сцепления; 3 — первичный (ведущий) вал коробки; 4 — зубчатый венец; 5 — скользящая муфта включения III и II передач; 6 — зубчатый венец; 7 — вторичный (ведомый) вал; 8 — карданный вал; 9 — промежуточный вал («блок шестерен»); а — ведущая шестерня; б — шестерня постоянного эа-рое время — все валы и шестерни остановились. Стрелка показывает направление перемещения шестерни для включения I передачи: а — передачу включить легко; б — передача не включается. Р ис . 3. Движение на I передаче. Рис. 4. Движение на II передаче. на III передаче Рис . 5. Движение (прямой).