17
18
о новомТУЛЬСКОМгкекшшскютяавечжняМОТОРОЛЛЕРЕРАССКАЗЫВАЮТ ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР А. В. Л ОТОЦКИЙИ НАЧАЛЬНИК КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО Е. Н. Щ ЕРБАКОВНебольшой поворот сэпорного кулачка пружины задней подвески — и на мотороллере можно ехать вдвоем по ухабистой дороге.Семейство советских мотороллеров пополнилось новой моделью — начался серийный выпуск «Туриста», сменившего заслуженного ветерана — «Тулу» Т-200 М. Новый мотороллер прошел и беспристрастные изнурительные испытания не стендах завода и ВНИИмотопрома, и проверку на горных дорогах Юга, на заснеженных проселках средней полосы. На нем заводские спортсмены стартовали в первенстве страны по мотоциклетному многоборью, в кроссах и гонках на льду, успешно выступали в моторалли ФИМ 1965 и 1966 годов. В ходе испытаний доводилась и изменялась конструкция узлов и деталей. Теперь все это позади, а впереди — самый ответственный экзамен — эксплуатация у владельцев. От них мы ждем отзывов, рекомендаций и решающей оценки новой модели. Что же представляет собой мотороллер «Турист» и чем он отличается от «Тулы200М»? Прежде всего внешностью. При тех же габаритах у «Туриста» более стремительный вид, подчеркнутый всеми деталями кузова, начиная от кожуха переднего колеса с инструментальным ящиком в нем и кончая багажником. В очертаниях кузова нет резко выступающих частей. Фара — обтекаема, выполнена за одно целое со щитом, руль — с зеркалом заднего вида и спидометром, в нем скрыты вся электропроводка и тросы управления. Перед водителем на приборном щитке находятся только контрольные приборы. Удобен на «Туристе» и подход для обслуживания. Капот двигателя открывается вверх и фиксируется упором на крючке, открывая доступ к сцеплению, карбюратору с воздушным фильтром, бензокрану и узлам электрооборудования — прерывателю, свече, аккумуляторам. При этом положении капота можно демонтировать двигатель и топливный бак. Да и сам капот снимается после отворачивания четырех болтов. Под откидывающимся сиденьем подушечного типа находятся свеча зажигания и пробка бензобака. В закрытом положении сиденье запирается защелкой. На руле предусмотрены места для крепления ветрового щитка. Но «Турист» отличается не только формой деталей кузова. Улучшены и эксплуатационно-технические характеристики мотороллера. Мощность двигателя Т-200М, устанавливаемого на «Туристе», на 20 процентов выше. Это достигнуто в основном улучшением фаз газораспределения, формы камеры сгорания и увеличением степени сжатия.Чтобы подойти к крышке топливного бака, катушке и свече зажигания. достаточно откинуть седло.На необычном снимке вы внднте мотороллер снизу — нодвескя колес, глушитель, центральную .подставку и боковой упор. Обратите внимание, как строго оформлен руль и приборный щиток. У левой рукоятки — переключатель ближнего-дальнего света, у правой — включатель световых указателей поворота и рычаг манетки воадупгаого корректора. На щитке — контрольная лампа работы аккумуляторов на разряд, а под ней (на щите) — центральный переключатель. С правой стороны — сигнальная лампа включения нейтральной передачи и ниже — включатель стояночной лампы.Цепь главной передачи от попадания пыли надежно защищена кожухом и резиновыми чехлами 1. Через отверстие, закрытое пробкой 2, можно проверить натяжение цепи и смазать ее. Кожух вентилятора сделан из двух частей (в отличие от цельного на Т-200М) и стыкуется через прокладку 3. Для демонтажа цепи достаточно снять только заднюю часть.17 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОРОЛЛЕРА «ТУРИСТ» Габаритные размеры, мм длина 1980 ширина (по рулю) . . . . 690 высота . . 1010 База, мм 1400 Дорожный просвет, мм . . 1 50 Сухой bee, кг 145 Максимальная скорость, км/час 85 Емкость топливного бака, л 12 Расход топлива на 100 км пути при скорости 45—50 км/час, л 3,4 Тип двигателя двухтактный Число цилиндров один 3 Рабочий объем, см 199 Диаметр цилиндра, мм . . . 62 Ход поршня, мм 66 Степень сжатия 7,2—7,4 Мбщность, л. с 10 Охлаждение принудительное от вентилятора Тип карбюратора К-36 Запальная свеча А6УС Коробка передач четырехступенчатаяПод крышкой лючка на трубе рамы удобно «устроились> реле указателей поворота и переходная колодка.Новый двигатель взаимозаменяем с двигателем мотороллера Т-200М. Воздухофильтр с глушителем шума всасывания — масляный, по конструкции анелогичен воздухофильтру мотороллера Т-200М. Глушитель выпуска тоже заимствован с Т-200М, но имеет другие места крепления. Экипажная часть мотороллера «Турист» — совершенно новой конструкции. Раме, изготовленная из труб диаметром 60X3 и 30X2,5 (вместо 53X2,5 и 22X2,5 у Т-200М), вдвое долговечнее и жестче. Ее конструкция повысила устойчивость мотороллера, чему также способствует более благоприятное, чем у Т-200М, распределение веса по осям колес, изменение параметров рулевого управления (угла наклона рулевой колонки и вылета переднего колеса) и более низкое, чем у Т-200М, расположение центра тяжести. Удобнее стала посадка водителя — руль, седло и опоры для ног расположены более удачно. Тщательно отработанная конструкция подвески обеспечивает «Туристу» большую плавность движения как по хорошим, так и по плохим дорогам. У передних колес длиннорычажная подвеска толкающего типа с ходом 120 мм (у Т-200М — тянущего типа с ходом 90 мм). Применение в подвеске буферов сжатия позволило получить нелинейную характеристику с хорошими показателями плавности хода. Улучшена задняя подвеска. Она, как иу Т-200М, маятниковая, но ход колеса 110 мм (вместо 60 мм). Кроме того, имеющийся в подвеске механизм, изменяющий предварительное поджатие пружины, позволяет в зависимости от нагрузки регулировать ее жесткость, обеспечивая необходимую плавность хода. Гидравлические амортизаторы передней и задней подвесок — двухтрубной конструкции. Они взаимозаменяемы (исключая пружины). Ход — 80 мм (у Т-200М40 мм). Объем жидкости, заливаемой в амортизатор, увеличен втрое. Сальник штока амортизатора унифицирован с аналогичной деталью амортизатора «ИЖ-Юпитера». Колеса «Туриста» так же, как иу Т-200М, размером 10X4,0, но отличаются конструкцией ступиц: вместо подшипников «202» — «403». Передние и задние колеса взаимозаменяемы. В связи с увеличением скорости мотороллера повышена эффективность тормозной системы. На «Туристе» диаметр тормозных колодок переднего и заднего колес — 150 мм (у Т-200М тормоз заднего колеса диаметром 130 мм), а тормозные колодки взаимозаменяемы с колодками переднего колеса Т-200М. Улучшена защита тормозов от воды и грязи, утолщен тормозной барабан, и, кроме того, тормоз заднего колеса расположен с противоположной от цепи стороны. Это исключает попадание масла на тормозные колодки из главной передачи. Таким образом обеспечена надежность работы тормозов. Крышки с тормозными колодками переднего и заднего колес взаимозаменяемы. Рычаги выключения сцепления и тормоза переднего колеса (с кронштейном и хомутом) полностью унифицированы с деталями мотоцикла «ИЖ-Юпитер». Система электрооборудования мотороллера «Турист» (как иу Т-200М) 12-вольтовая с питанием от аккумуляторов ЗМТР-10. Но и она претерпела некоторые изменения. Вместо указателя передач применяется одна сигнальная лампа, загорающаяся при включении нейтральной передачи (по аналогии с мотоциклами). Изменен центральный переключатель, он почти полностью унифицирован с автомобильным («Москвича-408»). Электропроводка мотороллера, гибкий вал спидометра и тросы проложены над настилом и защищены от внешних воздействий. «Турист» снабжен световыми указателями поворота, которые расположены на боковых частях капота и кожуха переднего колесе, а также переключателем света на левой стороне руля. Благодаря этому водитель увереннее чувствует себя при маневрировании. Реле указателей поворота расположено в зоне рулевой колонки. Здесь же и на трубе задней части рамы имеются переходные колодки, обеспечивающие удобство при монтаже электрооборудования. Они заимствованы у автомобиля «Москвич-408». Доступ к реле, замку зажигания и переходной колодке — через окно в хребтовине. Отличную от Т-200М конструкцию имеет датчик стоп-сигнала. Теперь он унифицирован с мотоциклетным. Фара «Туриста» взаимозаменяема (кроме лампочки) с фарой мотороллера «Вятка-2» (В-150М), а задний фонарь — с фонарем Т-200М. Двигатель пускается династартером, а в качестве резервного предусмотрен механический стартер. И еще одно новшество в электрооборудовании «Туристе» — это два предохранителя: один — в сети стартера, другой — в сети аккумуляторов. В заключение — совет тем, кто приобрел или собирается приобрести мотороллер «Турист». Перед эксплуатацией хорошо ознакомьтесь с инструкцией ив дальнейшем строго выполняйте ее рекомендации. Это обеспечит исправную работу мотороллера на многие тысячи километров.Под передней частью капота на настиле расположены аккумуляторная батарея, реле-регулятор, тросы и электропроводка.Если неисправен династартер. двигатель можно пустить ножной педалью.18